itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О духовном состоянии современных христиан и задачах православной прессы

Выступление на круглом столе Клуба православных журналистов, прошедшем в рамках очередных Рождественских образовательных чтений (31.01.07)

Проблемы церковной жизни 
0
218
Время на чтение 7 минут
Состояние религиозного сознания наших православных современников, всех нас характеризуется, как представляется, одним крайне показательным парадоксом. С одной стороны, события последних 15 - 20-ти лет показали, что наш народ обладает гораздо бoльшим запасом социокультурной инерции, инерции традиции, чем это предполагалось разрушителями России на заре "катастройки" и ельцинщины. Глубоко не правы те (мы к ним еще обратимся), кто проливает крокодиловы слезы по поводу жуткого падения нравов в нашем народе. Конечно, падение нравов имеет место, что и говорить. Но в то же время сейчас уже всем беспристрастным наблюдателям ясно: на фоне тех колоссальных усилий в сочетании с гигантскими ресурсами (как материальными, финансовыми, так и технологическими), которые были затрачены внешними и внутренними врагами России для того, чтобы сломать русскую идентичность, лишить наш народ духовных, моральных ориентиров, нравственной устойчивости, моральный уровень в нашем народе еще слишком, удивительно высок. Последние полтора - два десятилетия с особой ясностью выявили ту истину, которая нам в наши диссидентские восьмидесятые казалось более чем сомнительной: под наслоениями "советчины", под гнетом тоталитарной идеологии в русском народе шло медленное, но неуклонное восстановление традиции, традиционных социокультурных стереотипов, неотделимых, как всем понятно, от духовной, нравственной нормы. А эта норма для русского человека, как бы плохо она не осознавалась, основана на Православии, на нашей святой и спасительной православной вере. На фоне наглого глумления "либерастов", подчеркнутого неуважения и весьма агрессивной атаки их на русскую православную традицию нельзя еще больше не зауважать наш народ, который всеми силами и пока еще довольно мощно упирается, как может. Например, характерно, что, по данным исследователей, изучающих спрос на книжном рынке, в последнее время заметен резкий всплеск интереса к классике, интереса, который наперекор всем изощренным рекламным технологиям проявляется народом, который слишком "достали" постмодернистские извращенцы.

Это что касается позитива. Но в то же время можно констатировать и нечто такое, что, честно говоря, вселяет немалую тревогу. При всем том, что традиционная инерция в нашем народе все еще достаточно сильна, сакральное ядро, то, что называется "сакралитет", если не совсем остыло (совсем оно остыть не может, поскольку тогда народ просто умирает), то уж во всяком случае близко к остыванию. Сама вера для многих - не необходимая духовная основа, а какой-то элемент традиции. Получается, что внутреннее - не основа, не почва для внешнего, а его составная часть, приложение к внешнему. И это очень плохо.

Для того чтобы убедиться в том, что это действительно так, достаточно окинуть беглым взглядом наиболее значимые события минувшего, 2006-го года и некоторых предыдущих лет. Когда в ходе так называемой "монетизации льгот" были затронуты те стороны жизни, которые относятся к сфере социального обеспечения, старики-пенсионеры не стали задавать себе и другим проклятый русский вопрос "что делать?", а просто вышли на улицы и стали перекрывать движение. (И это люди со старым, коллективистским воспитанием, привыкшие бороться за свои права. Уже студенты никогда никуда не выйдут. Они выросли в "перестройку", с сознанием того, что надо не бороться за справедливость, а "крутиться"). Их было не так много, этих пенсионеров. Но власть страшно "задергалась", и в итоге родились, какие ни на есть, пусть ублюдочные и сильно урезанные (по сравнению с гигантскими суммами, которые уходят за рубеж), но все же "национальные проекты" с явным социальным содержанием. Так что неправда, что общественное мнение, народное движение ничего не может! А если бы этих стариков было на порядок больше?

А как бы отреагировала эта самая "власть", если бы такие же протесты прокатились по стране в связи с нежеланием Минобраза ввести в государственной школе "основы православной культуры" или в связи с наглым глумлением над Христом, организованном "всеми заинтересованными лицами" с разрешения и молчаливого одобрения этой самой власти (конкретно - главного хозяина российской культуры М. Швыдкого)? (Имею в виду, разумеется, два самых значимых для православной Церкви события минувшего года, две кампании - "Код да Винчи" и турне "Мадонны"). Но увы: глумление над верой, в отличие от материальных интересов людей, никого не побудило ни к каким значимым протестам, за исключением нескольких десятков активных православных из "Союза православных хоругвеносцев" и сопутствующих организаций.

Когда в ходе так называемого "карикатурного скандала" были затронуты мусульманские святыни, мусульмане отреагировали так, что это стало общемировой проблемой, в том числе и прежде всего для либерального Запада. Ну и где была пресловутая "мировая закулиса" с ее хваленым могуществом в этой ситуации? А ведь для мусульман речь шла не о борьбе за какие-то меркантильные, сугубо материальные интересы, с пусть даже и справедливыми требованиями, а об интересах чисто идеальных, о защите своих святынь, своей веры от поругания, и сам факт столь резкой и бескомпромиссной защиты своих ценностей, не содержащей в себе никакой корысти, так раздражает Запад! Другой вопрос - разные провокации, которые этому сопутствовали (подмен карикатур), а также что такое вообще ислам с позиций Православия и т.д. Но если принять "карикатурный скандал" за своего рода "разведку боем", за социологический замер степени накаленности мусульманского сакралитета, то все мы обязаны признать: у мусульман с сакралитетом все в порядке! Как, кстати, и у евреев. Все знают, что начинается во всем мире, если кто-нибудь осмеливается тронуть значимые для них вещи сугубо идеального плана. Как там это называется, "гевалт", вроде бы?.. Скажут, у евреев и у мусульман вера ложная, а у нас - истинная, святое Православие, и иконы плачут... Вера-то истинная, да только достойны ли мы этой Истины, как мы ее защищаем? Когда "Код да Винчи" шел уже во многих кинотеатрах, со стороны православных никакой значимой реакции не последовало, вместо нее начались какие-то вялые дискуссии в интернете: надо ли протестовать, если надо, то как и вообще, что скажет священноначалие... Даже теплохладная Европа тут впереди нас. Там хоть кинотеатры поджигали... Или такое положение вещей тоже поставим себе в заслугу?

Достаточно накаленное религиозное сознание не может, конечно, совсем обойтись без рефлексии (иначе какое же это вообще сознание?) Всем понятно значение догматики, вероучения. Но в решающие моменты, когда речь идет о защите святынь (защите, которая нам нужна, а не самим святыням - Бог поругаем не бывает), такое сознание отнюдь не рефлексирует, а побуждает человека к практическому действию, причем достаточно радикальному. Если сакралитет достаточно накален, то и действие бывает такое, что остаться равнодушным невозможно, даже если ты принадлежишь к другой вере. Скажут, православие - религия тихая, его духовная практика основана на умной молитве и т.д., и не могут православные люди подрывать себя вместе с врагами, как так называемые "шахиды". Ну, во-первых, к терроризму и человекоубийству никто и не призывает. Несколько тысяч изможденных пенсионеров получили достаточно ощутимый социальный результат без всякого насилия, лишь слегка обозначив свою готовность к решительным действиям. Во-вторых, возьмите историю Руси, те времена, когда православный сакралитет был еще достаточно накален. Дмитрий Самозванец пользовался поначалу немалой популярностью в народе. Но все знают, какая печальная судьба его постигла, когда нашим русским предкам стало ясно, что товарищ не уважает древних обычаев народа и, самое главное - явно заигрывает с папистами. "Проклятый русский вопрос": где та пушка, из которой должны выстрелить пеплом от сожженного тела г-на Швыдкого??! (Шучу). Или возьмите старообрядцев. Кто там был прав в споре с Никоном - отдельный вопрос. Я, положим, считаю, что в большей степени прав был Никон. Но сейчас для нас важно другое: достаточно многочисленные массы русских православных людей настолько уверенно ставили свою веру, как ценность, выше своей земной жизни, что готовы были на самосожжение во имя этой веры. Вот это называется накаленный сакралитет! И нечто подобное мы наблюдаем сейчас в исламе. То, что такая мощная религиозная энергия ушла фактически в песок - это величайшая трагедия Руси. Но это же не означает, что энергии не было! И еще в Великую Отечественную, то есть шестьдесят с небольшим лет назад, эта энергия имелась в нашем народе в массовом порядке. Миллионы людей считали, что есть ценности, по своей значимости превышающие нашу земную жизнь. Это вполне традиционное православное русское сознание, лишь с некоторыми наслоениями "красной" идеологии. Сейчас же это традиционное сознание стремительно остывает, хотя во многом и остается традиционным.

Итак, парадокс налицо: с одной стороны, остается все еще достаточно сильной традиционная инерция, подсознательная укорененность в традиции; народ продолжает цепляться за традицию, чувствуя, что называется, кожей ее спасительность, а с другой стороны - сакралитет стремительно остывает, и здесь мы, в сущности, ничем не отличаемся от Европы и Америки. А учитывая, что у нас в гораздо меньшей степени развита правовая культура, чисто внешние механизмы защиты от апостасийной эрозии, перспективы вырисовываются достаточно тревожные. Без горячей веры, которая, как мы хорошо знаем из Писания, без дел мертва, без накаленного сакралитета, на одной лишь традиции, позитивное развитие народа, его культуры, его цивилизации и государства невозможно!

Понимает ли это наше священноначалие? Думаю, что, во всяком случае, лучшие представители его, в общем, понимают, хотя в сегодняшней церковной политике немало странностей. (Назовем это пока так). Но если обратиться к главной теме моего сегодняшнего доклада - к роли и состоянию нашей православной прессы, к ее задачам, то, думается, что действительно православная журналистика, если она считает себя таковой, не может ограничивать себя задачами только информационно-аналитическими и даже просветительскими. Все эти, бесспорно, реальные задачи должны решаться в свете главной, высшей цели. Эту высшую цель я бы обозначил одной фразой: ВОЗГРЕВАТЬ САКРАЛИТЕТ НАЦИИ. Сколько бы ни говорили о том, что вера - личное дело каждого, что духовная жизнь - вопрос интимный, который человек решает сам и в общении со своим духовником (и это, конечно, во многом правильно), все же, на мой взгляд, вполне очевидно, что никакая профессиональная деятельность не может строиться в отрыве от духовных задач. Есть вопрос личного духовного возрастания. И есть духовная сторона во всякой деятельности, тем более такой, как журналистика. То есть я хочу сказать, что во внешнем есть та сторона, которая связывает его с внутренним, иначе получается полный разрыв. Это у протестантов, в секуляризованной Европе вера - только личное дело, только сфера частной жизни, да и с этим не все так просто, а православная традиция все же предполагает в большей степени социализацию религии, христианизацию всех сторон жизни. Так это реально и было в древней Руси. Вера определяет жизненный уклад. Если это не так, происходит вырождение. А реально определять жизненный уклад, реально влиять на социум, подчинять себе все стороны жизни может только достаточно накаленный сакралитет, а отнюдь не остывающий. Если мы равнодушны к поруганию наших святынь - чего стоят все претензии РПЦ на мировую роль и наши чаяния касательно когда-нибудь в будущем, по мере покаяния и духовного возрастания народа, восстановления монархии!
Окончание следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Семенко
Все статьи Владимир Семенко
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25