Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Человеческий голос виолончели

Анна  Минакова, Русская народная линия

21.02.2007

17 и 18 февраля в зале Харьковской областной филармонии состоялись концерты всемирно известного виолончелиста Александра Князева, выступающего не только сольно, но и с такими мастерами, как скрипачи Владимир Спиваков и Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, пианисты Михаил Воскресенский и Николай Луганский.

Виолончелист Александр КнязевПервый концерт Князева открывался увертюрой Роберта Шумана к поэме Байрона "Манфред", которая была исполнена симфоническим оркестром филармонии под управлением Юрия Янко. В дальнейшем оркестр сопровождал солиста. В первом отделении Александр Князев играл концерт Шумана, во втором - концерт Дворжака для виолончели с оркестром.

На следующий день состоялся сольный концерт виолончелиста, в котором прозвучали две сонаты Брамса и соната Франка. Партию фортепиано исполнил артист Харьковской филармонии, "главный" органист города Станислав Калинин. Вне всякого сомнения, это был один из лучших концертов, прошедших в филармонии за последние годы.

Приезд музыканта столь высокого уровня - всегда большое событие для профессионалов и любителей музыки. Правда, зачастую мэтры приезжают в провинцию не в лучшей форме. Но оба вечера Александра Князева в Харькове - из тех, что запоминаются слушателям на всю жизнь, потому что озарены присутствием чуда, откровения.

Князев очень эмоционален. Его экспрессивность поражает и ошеломляет, но она ни в чем не чрезмерна. Его стиль - мужественный, весьма чувственный. Он переживает музыку страстно, если не сказать эротично, и эта страсть не остается в музыканте - где-то между сердцем и смычком - а претворяется в звук. И интенсивность наполнения содержанием каждого звука - чрезвычайна. Слушатель естественным образом вовлекается в процесс: он становится соучастником мистического переживания, а не сторонним наблюдателем. И в этом контексте кажется совершенно органичным случай, который произошел во время исполнения Князевым концерта Шумана: у музыканта сломался смычок. Пришлось приостановить концерт. Публика охнула и перевела дыхание. Князев попросил смычок у кого-то из оркестрантов. Похоже, материя не всегда выдерживает подобного накала страстей. Однако как его выдерживает человек, являясь, к тому же, его источником? Играющий Князев сопит, рычит, его взлохмаченные кудри намокают, пот катится градом, на смычке постоянно рвется конский волос. Может показаться, что музыка вот-вот разорвет виолончелиста, но нет: он предельно собран каждое мгновение, он весь - в каждом звуке, цельный, исчерпывающий. Такой ценой музыка у него становится первостепенной полнокровной реальностью и, благодаря этой наполненности, в слушателе рождается ощущение счастья.

Концерты Князева в Харькове закончились овациями, зал оба вечера был полон, зрители приветствовали музыканта стоя. В первый день виолончелист сыграл на бис дважды, а во второй - трижды. Публика его "не отпускала", но казалось, что ему и самому не хочется уходить.

Виолончелист Александр Князев на концертеКнязев играл для харьковской публики охотно, с радостью, воодушевлением. Отметим, что его приезд в Харьков стал возможен благодаря благотворительному фонду "Ренессанс" (в октябре прошлого года при содействии этого фонда в город был приглашен другой музыкант мирового масштаба - Михаил Плетнев).

Следует непременно сказать добрые слова в адрес пианиста Станислава Калинина, который не просто "не мешал" Князеву (как известно, уже это является критерием высокого уровня концертмейстера), но был внимателен и чуток к душевным движениям виолончелиста.

Харьковчане надеются, что следующий приезд Александра Князева - не за горами. И уж тогда - запасной смычок будет наготове.

Из интервью Александра Князева:

"Мое первое музыкальное впечатление незабываемо. Мне было 3-4 года. Это был Бранденбургский концерт Баха на старой пластинке. Когда я дома вдруг услышал это сочинение, у меня, по воспоминаниям родителей, было потрясение. Я попросил ставить эту запись вновь и вновь, и слушал ее раз 50. После этого мои родители поняли: что-то связывает меня с классической музыкой. Они не были музыкантами, но были подлинными ценителями музыкальной классики. И, надо сказать, что Бах так и остался моим самым любимым композитором... Я - консервативный человек. Музыку ХХ-го века я считаю очень интересной, но играю ее мало. Когда есть выбор, я всегда с большим удовольствием сыграю Моцарта, Бетховена или Баха. Чувствую невероятную актуальность этой музыки... Бах дал нашему искусству космический импульс..."

Справка

Александр Князев родился в Москве в 1961 г. Заниматься музыкой начал с шести лет. С 1979 по 1986 учился в МГК им. П. И. Чайковского (класс проф. А. Федорченко). В 1991 г. стажировался в Нижегородской консерватории по специальности "орган" (класс проф. Г. Козловой). Лауреат ряда престижнейших конкурсов, среди которых Международный конкурс им. П. И. Чайковского в Москве (1990).

С 1978 г. А. Князев ведет активную международную концертную деятельность. Выступал с такими выдающимися дирижерами как М. Ростропович, Ю. Темирканов, Е. Светланов, М. Шостакович. Вместе с женой, пианисткой Екатериной Воскресенской (погибла в марте 1994 г.), принимал участие в крупнейших международных музыкальных фестивалях. Репертуар Князева включает практически полную антологию произведений для виолончели и многие произведения для органа. Артист отдает предпочтение композиторам-романтикам.

В 1995-2004 гг. А. Князев преподавал в Московской консерватории. Регулярно проводит мастер-классы во Франции, Испании, Южной Корее, на Филиппинах. Среди его студентов есть лауреаты международных конкурсов. Участвовал в жюри II международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, а также XI и XII Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве.

Среди компакт-дисков, записанных музыкантом, есть такие раритеты, как виолончельные сонаты Макса Регера, записанные совместно с пианистом Эдуардом Оганесяном (2004). В 2005 г. запись фортепианных трио Рахманинова и Шостаковича с участием А. Князева, Д. Махтина и Б. Березовского (фирма Warner Classics) была награждена престижной немецкой премией Echo klassiks.
Фото Станислава Минакова



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме