"Почему я перестал быть революционером?"

К 155-летию со дня рождения Льва Александровича Тихомирова

1 февраля 2007 года исполняется 155 лет со дня рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), выдающегося русского мыслителя, одного из наиболее крупных идеологов русского консерватизма и монархической государственности.

Лев Тихомиров начинал свою жизнь с участия в революционном движении, был членом Исполкома "Народной воли", редактором народовольческих изданий. В ноябре 1873 года был арестован и более 4-х лет провёл в заключении в Петропавловской крепости. Освобождён в 1878 году.

После разгрома "Народной воли" в 1882 году Тихомиров уехал за границу. Там, увидев воочию западную демократию, он пересмотрел своё мировоззрение, окончательно понял преступный, антинародный характер деятельности своих бывших "соратников", ненавидевших историческую Россию, её традиционные устои. В 1888 году он выпустил в Париже брошюру "Почему я перестал быть революционером?". Порвав с террористами, Тихомиров в 1888 году обратился к Александру III с покаянным письмом, в котором писал: "Чрезвычайную пользу... я извлёк из личного наблюдения республиканских порядков и практики политических партий. Нетрудно было видеть, что Самодержавие народа, о котором я когда-то мечтал, есть в действительности совершенная ложь и может служить лишь средством для тех, кто более искушён в одурачивании толпы. Я увидел, как невероятно трудно восстановить или воссоздать государственную власть, однажды потрясённую и попавшую в руки честолюбцев. Развращающее влияние политиканства, разжигающего инстинкты, само бросалось в глаза. Всё это осветило для меня моё прошлое, мой горький опыт и мои размышления и придало смелости подвергнуть строгому пересмотру пресловутые идеи Французской революции. Одну за другой я их судил и осуждал. И понял, наконец, что развитие народов, как всего живущего, совершается лишь органически, на тех основах, на которых они исторически сложились и выросли, и что поэтому здоровое развитие может быть только мирным и национальным..."

Царь разрешает Тихомирову вернуться в Россию, чтобы искупить свои грехи. Прибыв в Петербург, бывший революционер идет в Петропавловский собор поклониться праху Царя Александра II, против которого когда-то боролся.

На родине Тихомиров становится ведущим сотрудником патриотической газеты "Московские Ведомости", критикует "справа" либеральную политическую систему и революционное движение. Важнейшие из статей он выпускает отдельными изданиями: "Начала и концы. Либералы и террористы", "Духовенство и общество в современном религиозном движении", "Конституционалисты в эпоху 1881 года", "Демократия либеральная и социальная", и так далее. Публикации по рабочему вопросу создали Тихомирову в консервативном лагере славу знатока данной проблемы.

В 1905 он выпускает свой основной труд - "Монархическая Государственность". Изучив западную антимонархическую систему, Тихомиров становится первым, кто серьезно занялся исследованием такого государственного феномена, каким было русское самодержавие, впервые детально разработал учение о русской монархической власти, о ее сущности и условиях ее деятельности. Анализируя исторические формы устройства России и многих зарубежных стран, Тихомиров делает вывод, что верховная власть в лице монарха даже в средних своих образцах действует более разумно и твердо, чем так называемая "демократия".

В это же время он становится желанным гостем в правых консервативных кругах, выступая в роли эксперта по революционному движению.

Тихомиров высоко оценивал значение русских общины и артели, видя в них главную возможность самобытного развития русских рабочих и крестьян. В отличие от предлагаемых либералами и леворадикалами планов объединения рабочих в тред-юнионы по западноевропейскому образцу Тихомиров выдвигает идею сплочения и развития рабочих путем создания рабочих общин.

После 1905 года Тихомиров разрабатывает схему реформ системы "думской монархии". Он отмечает, что "представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...".

В середине 1907 года П.А. Столыпин пригласил Тихомирова в советники.

За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде, где регулярно приходил к гробнице Сергия Радонежского с молитвой о спасении России. Здесь он создал уникальный труд "Религиозно-философские основы истории", в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена.

Умер Лев Александрович Тихомиров 16 октября 1923 года.

Несомненно, общественная деятельность, философские и публицистические труды Л.А. Тихомирова свидетельствуют о том, что он был одним их наиболее выдающихся идеологов русской национальной идеи.
Игорь Юрьевич Сердитов, сотрудник Исполкома Партии Национального Возрождения "Народная Воля"

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игорь Сердитов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019
«Я убит подо Ржевом…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.12.2019
Скоро опять появятся профессиональные диссиденты
Новый комментарий от NNNN
06.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019