Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вызовы современной Православной Абхазии

Андрей  Михеев, Русская народная линия

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии / 19.01.2007

Разрушение мифа об исламских корнях абхазов

Довольно странным предстает перед теми, кто привык к канонам Православия, церковное устройство в Абхазии. Но вопрос скорее заключается не в том как, а кто несет в абхазский народ "свет Христовой истины".

Сегодня внутренняя составляющая Абхазской епархии выглядит следующим образом: сопредседателем Абхазской епархии (титул, возникший в местной церковной среде после компромисса между духовными "ретроградами" и "молодежью" в мае 2005 года) и настоятелем монастыря св. ап. Симона Кананита является выпускник иконописной школы при МДАиС иеромонах Андрей (Ампар); настоятелем монастыря свт. Иоанна Златоуста в Команах - выпускник МДАиС, кандидат богословских наук, иеромонах Дорофей (Дбар); ректором Новоафонского училища - выпускник Абхазского государственного университета им. М.А. Горького и Аристотелевского Университета в Салониках, послушник Леон Аджинджал; проректором училища и главным редактором "Христианской Абхазии" - выпускник МДАиС Герман Маршания. Служащим священником Абхазской епархии является заведующий отделением нейрохирургии Центральной республиканской больницы Абхазии, выпускник Смоленского медицинского института и интернатуры при Смоленской областной больнице, иеромонах Иоанн (Свинухов), "за заслуги в развитии здравоохранения Республики Абхазия и становлении Абхазской епархии" награжденный орденом "Чести и славы" 2-ой степени (весьма значимой наградой в Абхазии). Клирик Абхазской епархии иерей Никита Адлейба, солист с двадцатилетним стажем Государственной капеллы Абхазии, завершает сегодня обучение в Ивановской Свято-Вознесенской духовной семинарии. Иереи Матфей Тужба и Далмат Гопия принимали участие в Отечественной войне абхазского народа 1992-93 гг. на т.н. "Восточном фронте". Управляющий Очамчирским благочинием отец Матфей Тужба окончил машинно-технологический факультет Саратовского политехнического института. Управляющий Гулрыпшским благочинием отец Далмат Гопия принимал участие в крестном ходе из Сухума в Москву, посвященному 2000-летию Рождества Христова, за что получил грамоту от Патриарха Алексия II. Оба - выпускники Новоафонского духовного училища.

Послушник Леон Аджинджал в течение года (из-за войны 1992-1993 гг.) учился на кафедре классической филологии МГУ им. М. Ломоносова, во время войны был заместителем командира штаба Пицундского батальона, позже был переведён в распоряжении Генерального штаба ВС РА. Окончил отделение германистики Абхазского Государственного Университета. После войны с 1996 по 1999 г. был сотрудником отдела истории Института гуманитарных исследований им. Д. И. Гулия АН РА, осуществил перевод с латыни работ Иоанна Готтхильфа Штриттера (XVII в.), которые являются первым компендиумом по истории Абхазии. Он единственный в Епархии владеет несколькими иностранными языками: древнегреческим, новогреческим, латинским, английским и немецким.

Иеромонах Василиск (Лейба) обучался в Московском химико-технологическом институте, окончил физико-математический факультет АГУ, в Валаамском монастыре прошёл путь от послушника до скитоначальника.

Иеромонах Андрей (Ампар) окончил Сухумское художественное училище, год проучился на художественно-графическом факультете Абхазского государственного университета. Его работы приобретены частными коллекционерами из США, Голландии и России. Его дипломная работа - икона св. вмч. Пантелеимона, находится в Троицком подворье в г. Москве. Иеромонах Дорофей (Дбар) также окончил Сухумское художественное училище и обучался на художественно-графическом факультете Абхазского государственного университета (1992г.). Его дипломная работа "История христианства в Абхазии в первом тысячелетии" по сей день является самым фундаментальным исследованием по церковной истории Западного Кавказа. Иеромонах Дорофей основал и в течение 5 лет был ректором Новоафонского училища и регентской школы при училище. Под его руководством хор храма св. Симона Кананита заложил основы абхазской церковной музыки. В ближайшее время им готовится издание перевода Литургии на абхазский язык. Он осуществляет богословскую редакцию перевода Нового Завета с русского языка на абхазский, который сделал известный абхазский писатель Мушни Ласурия. Именно его усилия по пропаганде абхазской церковной истории и христианских пластов абхазской культуры оказали влияние на изменение религиозной самоидентификации абхазской интеллигенции.

Иерей Виссарион Пилия, по другой версии Аплиаа, в свое время сыграл выдающуюся роль в сохранении авторитета православия в Абхазии. Возможно, как раз благодаря своему богатому криминальному прошлому, он нашел в себе силы противостоять священноначалию Грузинской Церкви, которое с начала войны между Абхазией и Грузией заняло одностороннюю шовинистическую позицию. Его бескомпромиссная позиция к попытке геноцида абхазского народа сформировала благоприятное отношение общественного мнения Абхазии к Церкви. К сожалению, его организаторских и дипломатических способностей на большее оказалось недостаточно. Как и 15 лет назад, он ничем, кроме представительской деятельности, сегодня не занят.

Между тем перед Православной Церковью в Абхазии предстоит решение целого ряда фундаментальных вопросов. Колониальный статус Абхазии определил тотальное отставание абхазской культуры в формационном развитии, но после 60 лет угнетения этот народ пришёл к войне 1992-1993 гг. с действительно очень высокими стандартами нравственности. Именно подавляющее этическое превосходство, которое признавали и сами грузины, определило победный исход войны. В тех условиях не требовались никакие творческие усилия для фиксирования благоприятного отношения к религиозному поиску. Сегодня ситуация меняется. С одной стороны освобождение, которое совпало с переходом на рыночные отношения, привело к раскрепощению нравов. Повсюду в регионе наблюдается коррозия не только нравов, но уже и самих ценностей. С другой стороны, та относительная и небольшая вновь формирующаяся интеллектуальная элита, резко повышает требования к религиозным лидерам. За последние 10 лет западные институты создали в Абхазии широчайшую сеть неправительственных организаций. Пожалуй, на всём постсоветском пространстве в Абхазии наиболее развитый третий сектор. Это в подавляющем своем большинстве молодые образованные люди, которые повидали мир, знают языки и уже давно не являются носителями советской ментальности. Священник Виссарион и прочие сторонники "Сухумо-Абхазской (Цумо-Абхазской) епархии" в молодой среде не пользуется абсолютно никаким авторитетом. По большому счету они эксплуатируют связи с бывшим советским коррумпированным чиновничеством и криминалитетом, но это нестабильный ресурс и он в любом случае будет исчерпан в течение ближайшего времени. Соответственно задачей Абхазской Церкви является формирование такого образа христианства, которое окажется приемлемым для следующего поколения абхазских управленцев и интеллектуалов, которые получают образование или в Москве, или на Западе. Церкви на месте нужны качественные переводы Священного Писания, богослужебных и основных богословских текстов. Местное духовенство Абхазское епархии осознает, что должна быть создана сеть здоровых приходов, причём священники на городских приходах должны быть действительно образованными, по российским, по европейским меркам. Как представляется из бесед, Абхазии ислам не грозит и никогда не грозил. Даже если произойдёт массовая репатриация (чаемое всем народом возвращение части населения, покинувшего страну в XIX веке) абхазцев из Турции, можно не сомневаться, что в Абхазии они будут ещё менее мусульманами, чем были, или притворялись, что были, в Турции.

Молодая Абхазская епархия видит свою задачу в том, чтобы Абхазия не превратилась в секуляризованную европейскую страну, в которой нигилизм и сибаритство будут доминирующей религией. Благополучная жизнь в российской орбите в Абхазии неизбежна, это ощущается уже сейчас, поэтому если духовный поиск нынешней молодежи, которая формировалась во время войны и послевоенной блокады, вовремя не увязать с христианскими ценностями и христианской культурой, завтра Православие здесь выродится в маргинальную секту, с которой никто считаться не будет. Слава Богу, интеллектуальный и творческий потенциал молодого священства позволяет вовлечь в церковное строительство творческую и научную элиту этого общества. Интересно отметить, что Абхазская епархия является серьезным связующим звеном между неправительственным сектором, частными предпринимателями, националистами, которые весь двадцатый век были настроены происламски, и все это в среде изрядно разложившегося после войны абхазского общества. В основном неприятие исходит от нуворишей, от бюрократии и криминалитета. Аппаратная буржуазия подходит к вопросу практически. Они воспринимают священника Виссариона как легитимного представителя Русской Церкви и видят в нем гаранта коррупционных связей с Россией. Криминалитет, как и у нас в России, ни на секунду не прекращает вести обычный для уголовников образ жизни, но исповедует при этом православие в стиле отца Рафаила (Берестова) (ИНН - или смерть, но "нет" масону - Путину и "синедриону-Синоду", с Патриархом во главе!), замешанное на обрядоверии и "фиктивном" монархизме. Для них просвещенное христианство Абхазской епархии неприемлемо по идеологическим соображениям. Но и те и другие начинают осознавать, что "Сухумо (Цхумо)-Абхазская епархия" остаётся структурной единицей Грузинской Церкви и к Русской Православной Церкви канонического отношения не имеет. Теперь, чрез много лет, по окончании войны, возникает еще одна проблема, религиозная идентификация по административному принципу. Какое административное деление возобладает, то, в конечном счете и будет вершить вектор направленности: Москва-Тбилиси.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме