itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Разрушение мифа об исламских корнях абхазов

Впечатления от поездки в Абхазию

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы 
0
161
Время на чтение 4 минуты
Обзор церковной ситуации в Абхазии на начало 2007 года не может не удивлять сторонних наблюдателей. Рост количества верующих, пришедших на постсоветском пространстве в храмы с конца 80-х - начала 90-х гг., имел свои вполне очевидные причины. Но активная фаза сменилась стабильным состоянием, при отсутствии явного роста, и даже вполне наблюдаемого очевидного оттока разочарованной интеллигенции и молодежи из Церкви.

Тем интереснее для исследователей выглядит вполне очевидный христианский (а не просто религиозный) "ренессанс" в послевоенной Абхазии. После 10 лет послевоенной стагнации Православная Церковь в Абхазии начала структурно развиваться. На базе созданных при Новоафонском монастыре духовного училища и регентской школы получили базовое богословское образование более 40 человек, продолживших катехизаторскую деятельность в разных уголках страны. Четверо выпускников училища было рукоположено в сан священника, четверо приняло постриг. Семеро выпускников продолжили обучение в учебных заведениях Русской Православной Церкви: в Московской и Саратовской семинариях, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве и в ростовском филиале ПСТГУ. 10 выпускниц регентской школы помогают совершать богослужения в различных храмах Абхазии. Хор храма св. ап. Симона Кананита стал лауреатом международного фестиваля "Святки-2005" в г. Санкт-Петербург и принял участие в фестивале "Народов берега Чёрного моря" в Вестфалии (Германия). Дважды, довольно крупным тиражом выходил в свет аудиодиск с оригинальными абхазскими песнопениями хора. За последние три года было возобновлено богослужение в 6 храмах в разных районах Абхазии; начали функционировать: часовня Пицундских святых (X в.) в п. Пицунда, храм равноапостольных Константина и Елены (XIX в.) в с. Акапа Сухумского района, храм Ильи Пророка (XIX в.) в п. Агудзера Гулрыпщского района, храм св. Георгия Победоносца (XIX в.) на территории гостиницы "Айтар" (расположение штаб-квартиры Миссии ООН), храм Успения Пресвятой Богородицы (VI в.) в с. Дранда (постройка эпохи императора Юстиниана), храм Успения Пресвятой Богородицы (XI в.) в с. Моква Очамчирского района. В г. Очамчира был заложен храм в честь св. вмч. Евстафия Апсильского. Началась работа над новым переводом богослужебных, литургических текстов на абхазский язык. На заключительной стадии находится богословская редакция перевода Нового Завета на абхазский язык. С 2005 г. продолжает издаваться официальное издание Абхазской Православной Епархии, двуязычная ежемесячная газета "Икьырсиану Апсны" ("Христианская Абхазия"). Функционирует интернет-сайт www.anyha.info на абхазском и русском языках, готовится английская и турецкая версии сайта. Более года на коммерческом сухумском телевидении осуществляется проект "Беседы о православной вере". Проводятся фундаментальные исследования в области церковной истории Абхазии, о чем постоянно информируется общественность Абхазии. Национальное самосознание абхазов на сегодняшний день оказалось прочно связанным с христианством. Согласно докладу иеромонаха Дорофея (Дбар), сделанному на Рождественских чтениях в 2006 году, с 2001 г. только в храме св. ап. Симона Кананита в г. Новый Афон приняло крещение более 6000 абхазов, т.е. более 3% от общей численности абхазов, проживающих на всём постсоветском пространстве. Стабильно продолжают развиваться два монастыря. Системно выстроилась централизованная вертикаль власти на епархиальном уровне. Был создан единый прозрачный бюджет Абхазской епархии. Вот уже второй год в газете "Христианская Абхазия" публикуется полный годовой финансовый отчёт Епархиального Управления. Воплощено в жизнь решение Совета Епархии о бесплатном совершении всех церковных таинств и треб. Епархиальное управление с лета 2007 г. выплачивает зарплаты всем священникам епархии стабильный оклад в размере 6000 р. в месяц (в послевоенной Абхазии средняя заработная плата колеблется в размере 2000 рублей). С 2006 г. проводятся ремонтно-восстановительные работы в монастыре св. ап. Симона Кананита в г. Новый Афон, в Пицундском патриаршем соборе св. Андрея Первозванного (X в.), в храме Успения Пресвятой Богородицы в с. Моква (X в.), на месте погребения святого построен храм св. вмч. Василиска в с. Команы Сухумского района, началась постройка баптистерия при Сухумском кафедральном соборе. Завершаются работы по созданию иконостаса для центрального алтаря собора св. вмч. Пантелеимона в монастыре св. ап. Симона Кананита.

Согласно опросу общественного мнения, проведенного в 2005 году, православными христианами себя в Абхазии назвали 70% местного абхазского населения, при том, что славянское и армянское исконно исповедует христианство.

Вся гротескность успехов, выраженных в цифрах, по российским меркам смахивает на хорошо организованное благочиние. Но если учесть значимость христианства на 8,5 тысячах квадратных километров (площадь Абхазии), то этот процесс нельзя назвать иначе чем "ренессанс". Для чуть более 240-тысячного населения страны, из которого менее 50% составляют абхазы, начался процесс, который в церковной истории смело можно назвать духовным ростом. При этом возникший конфликт внутри Епархии между ретроградами старшего поколения (исконно претендующего на значимость согласно возрастному цензу) и молодым движением, возглавляемым выпускниками Московских Духовных школ, скорее возбудил интерес в потухшем и изрядно скептически настроенном обществе. Бурные, в кавказском духе обсуждения проблем внутри церкви не оставили равнодушными ни атеистов, ни мусульман, ни агностиков. На церковь обратили самое пристальное внимание, ее проблемы стали восприниматься сквозь призму общих социально-политических проблем стоящих перед страной (почти все старшее поколение духовенства рукоположено и воспитано в Грузинской церкви в далекий "застойный" период, молодое, что называется "по зову сердца" делится живым религиозным опытом, чем и обусловлены успехи).

Невозможно предугадать дальнейшей судьбы христиан на Южном склоне Кавказа, однозначным фактом является то, что практически бесповоротно удалось разрушить насаждавшийся в течение десятилетий советской и грузинской историографией миф об исламских корнях абхазов.



Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Михеев
Все статьи Андрей Михеев
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40