Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чем бы дитя не тешилось?..

Анна  Журавлева, Русская народная линия

03.01.2007


Нерадостные заметки о новой детской игрушке …

Кукла... У какой девочки при этом слове не блеснут радостно глаза! Какая мама не вспомнит с легким вздохом свое детство и свою "дочку" Катю, которую заботливо пеленала, купала, укладывала спать и кормила понарошку из бутылочки! Кукла - это радостные воспоминания детства, это лучшая подружка, это, если хотите, первая ступенька для маленькой девочки к материнству.

Дело в том, что традиционная кукла - это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает "дочку", кормит, укачивает и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины - материнство.

Времена изменились, изменились и куклы. Нет, есть еще в магазинах круглолицые, розовощекие "Аленки" и "Катюши" с наивно-трогательным выражением кукольного личика, которых так и хочется прижать к себе и убаюкать... Но возникает это желание, похоже, лишь у мам. Современные девочки больше тяготеют к "раскрученным" "беби-бонам", "беби-анабелям". И хотя резиновые пупсы весьма натуралистичны и похожи на младенцев (что, по мнению психологов, не очень хорошо для детской психики), это скорей дань моде. Подавляющее большинство девочек довольствуется китайскими аналогами, которые вполне приличны (в смысле внешнего вида) и довольно симпатичны. А главное с ней можно играть в "дочки-матери" - самую любимую игру девчонок.

Я не случайно сделала акцент на слова "можно играть", потому что с пресловутой, порядком надоевшей Барби, так играть нельзя. Об этом неоднократно писали и говорили опытные педагоги, психологи, психиатры. И, слава Богу, не напрасно. Интерес к иностранке Барби у наших мам и их дочек стал заметно угасать: родители поняли, что несет с собой образ Барби. Во многих и многих семьях от нее отказались решительно и бесповоротно, иные родители пошли более трудным, но не менее верным путем. Мне рассказывали случай, когда усилиями рукодельной, изобретательной мамы расфуфыренная и вызывающая красотка превратилась в скромную русскую красавицу в традиционном сарафане и кокошнике. И это не удивительно. Лучшие качества человеческой души, которые уважались и ценились нашими предками, которые прививались детям от поколения к поколению (через игру, кстати, тоже), заложены и в наших генах. И часто заявляют о себе сильнейшим неприятием чужеродного. Поэтому, к недоумению либералов и демократов, и не прививаются до конца самые продвинутые модные западные веяния в наших душах. Но, к великой скорби, очень многие из этих дурных плевел прорастают и больше всего в душах наших детей. Это очень четко сформулировал Гитлер: "Кто обладает молодежью - тот обладает будущим". И если с Гитлером в ходе Великой Отечественной было покончено, то лозунги его продолжают жить и процветать. Кто же обладает нашей молодежью теперь?

Конкурентки. Барби отдыхает...

Кукла БратцГолова гидроцефала, короткое туловище, непропорционально длинные ноги с неестественно большими стопами. От чудовищных диспропорций тела ваше внимание тщательно отвлекает макияж, выполненный в лучших традициях ночной Тверской. Про лицо надобно сказать особо. Огромные в пол-лица глаза с похотливо-зазывающим выражением, ярко-накрашенные, чувственно-выпяченные губы и почти полное (!) отсутствие носа (в наше время даже люди, далекие от медицины, знают, что провалившийся нос - последствие тяжелой формы сифилиса. А.Ж). Добавьте сюда соответствующую одежду: пеньюары на бретельках, кожаные ботфорты а ля "Красотка" (одноименный фильм из жизни проститутки), низкие, по "самое некуда" брюки, коротенькие юбчонки и высоченные каблуки. Нет, картина еще не полная. Мобильный телефон в виде полных сочных губ "сладкий поцелуй", набор одежды "Искушение" и коротенькая визитная карточка, поразительно напоминающая что-то типа: "Позвони мне, если скучаешь один!"

"Угадай, почему меня и моих подружек прозвали "Карамельки"? Правильно, ведь мы такие яркие, сладкие, игривые и... немного легкомысленные - настоящие карамельки!". Что вам приходит в голову при этих словах?

Отнюдь. Это не из порножурнала для извращенцев. Это всего-навсего новая, очень модная.... кукла. Кукла Братц.

Когда прошел мой первый шок от знакомства с этой "безносой карамелькой", я, не без внутреннего содрогания, начала изучать историю создания этого, простите, "шедевра" кукольной индустрии. Мне стало действительно интересно: чем нужно руководствоваться, чтобы изобрести этакого урода да еще напичкать его всеми атрибутами "ночных бабочек"? Либо нужно очень не любить детей, в частности девочек, либо... любовь тут не при чем.

Когда делаешь бизнес, о любви нужно забыть

"Марка Bratz (далее Братц) принадлежит американской кампании MGA - Micro Games of America - микроигры Америки, основанной в 1979 году. MGA - это детище Исаака Лариана, президента и исполнительного директора кампании.

Куклы были выпущены на рынок США в июне 2001 года. Основной идеей дизайнера было создать кукол, отвечающих сегодняшним тенденциям молодежной моды и в целом поп-культуры. Название кукол - производное от английского Brat (презрительное или игривое обозначение нахального, бесстыдного, неуправляемого ребенка) отражает характер всех пяти кукол. Девиз прогрессивных кукол - "Без ума от моды".

Целевая аудитория кукол Братц - это возрастной сегмент девочек от 8 до 13 лет, которые уже перестали играть в классические куклы и пупсы, а приоткрывают дверь в мир юности с ее страстью к моде, тусовкам и вечеринкам. Куклы Братц - это тот продукт, который приближает подрастающих девчонок к столь притягательному для них миру во всех деталях и аксессуарах.

Рост компании составлял от 40 до 60% ежегодно, хотя сейчас Лариан оценивает рост своей компании между 200 и 300% в год. В действительности оборот Братц будет составлять более одного миллиарда долларов в год, а, учитывая остальную лицензионную продукцию по этому бренду, оценка стоимости Братц будет около 3 миллиардов долларов.

Для девочек младше 8 лет выпускаются Lil Bratz - малышки Братц для младшего возраста. [1]

А вот что вещают СМИ о куклах Братц:

"Конечно же, вокруг Братц ведутся споры. Некоторым, например, не нравится, что у куколок вызывающий макияж и надменное выражение лиц, как бы говорящее: "О, как я устала от всего и от всех!" Некоторые мамы также возражают против чересчур модного снаряжения у виниловых красоток. Как бы там ни было, и что бы ни думали мамы, большинство людей обожает малышек Братц, и с этим уж ничего не поделаешь.

Раньше Барби безраздельно властвовала, но теперь ей на смену пришли куклы Bratz с волосами до пояса, матовыми губами и почти безносые. У кукол постоянно появляются новые коллекции одежды и новые парни (Кэмерон, Коби и др., которые составляют серьезную конкуренцию Кену!). Новые куклы ставят акцент на моде (их девиз - "Девчонки со страстью к моде!"), косметике и нарядах. Категория девочек, играющих в Bratz - 10 - 13 лет. Даже если мама не позволит девочкам одеться, как Бритни Спирс, то они так могут одеть свою куклу". [2]

Итак, наше знакомство состоялось. Предприимчивый человек, удачливый бизнесмен Исаак Лариан, сделав ставку на "страсть девочек к моде", и тягу к примитивной поп-культуре, сколотил себе состояние. При этом он очень хорошо понимал: чтобы заставить весь мир покупать своих уродцев, нужно назвать уродливое экстравагантным, а откровенно похабное модным. То есть провести масштабную акцию по манипуляции сознанием. Что он успешно и беспрепятственно провернул. А любовь к детям... Она тут не при чем. Ведь когда делаешь бизнес, о любви нужно забыть.

"А король-то голый..."

Оказывается, манипуляция массовым сознанием происходит очень просто.

Бывают идеи, которые как-то подозрительно быстро овладевают массами. Причем, идеи явно бредовые, которые человек в здравом уме и твердой памяти поддерживать не может. Как же эти идеи внедрить в сознание масс, перевернуть, так сказать все с ног на голову и назвать черное белым? Путем обыкновенной долбежки, которая приводит к потере здравого смысла. Есть такой известный американский эксперимент: тебе показывают квадрат, но десять человек, один за другим уверяют, что это треугольник. И когда очередь доходит до тебя, ты, поверив в коллективный разум, заворожено вторишь: "Треугольник...". Самый же известный и нехитрый пример такой мошеннической манипуляции описан у Г.Х. Андерсена в известной всем сказке "Голый король". И таких примеров оболванивания людей можно привести сколько угодно.

Для проникновения в наши дома большеголового уродца, понадобились даже не очень сложные приемы, а уже хорошо проверенная на потребителях рекламная кампания. Звукозаписывающая студия Братц "Рок Ангелы" с альбомом в стиле "поп", созданным специально для девочек-подростков и затрагивающий жизненные ценности подростков (кстати, сразу после выхода альбома, в продажу выходит новая линия кукол). Настольные и компьютерные игры, пазлы для детей всех возрастов, мультсериал на ТВ, театральное представление о кукольной жизни Братц и, наконец, звание Народного Товара в Америке - все это для того, чтобы заставить родителей поверить, что куклы необходимы их девочкам, а, главное, востребованы. Ведь в последнее время в обществе сформировалось такое неосознанное желание "соответствовать уровню". Уровень - это то, что супер-модно, престижно, принято в "культурном обществе". Вот только никто не рассказывает людям о том, "уровень жизни", которому нужно соответствовать, является коммерческим проектом тех, кто "заказывает музыку", и на поверку оказывается весьма далеким от действительно культурного общества.

И, как следствие, результаты. Вот сравнительно недавняя публикация в прессе:

"...Выбирая подарок дочке, я сама ни за что не обратила бы на эту куклу внимания. Первое впечатление удачным не назовешь - урод какой-то. Второй отпугивающий момент - цена.

...у Братц минимальная цена - 560 рублей. За более чем полтысячи рублей получаешь самую страшную... В здравом уме я бы ни за что не стала рассматривать эти куклы". [3]

Реакция мамы-журналистки поначалу самая, что ни на есть здоровая. Действительно, платить немалые деньги за реально уродливую кукольную болванку и одновременно пытаться убедить себя, что игрушка, если приглядеться, выглядит сносно - занятие весьма опасное для собственной психики, а заодно и для кошелька. Но... желание побаловать ребенка модной игрушкой пересиливает здравый смысл и героине статьи приходиться утешать себя тем, что кукла "вроде бы ничего, симпатичная".

Это так знакомо! Как часто нам, увлеченным чем-нибудь модным, услужливо разрекламированным, не хватает той элементарной детской честности и непосредственности, чтобы признаться самим себе: "А король-то голый!".

Чем бы дитя ни тешилось?..

Ну, а теперь о самом главном. В последнее время медиками, педагогами и специалистами в области развития и воспитания детей очень много ведется разговоров о здоровье и правильном, гармоничном развитии личности. Так вот, игрушка играет огромную роль в воздействии на психику, а, следовательно, и на общее самочувствие ребенка. Вот что говорят по этому поводу специалисты Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета.

"Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

...Кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Именно на это обстоятельство нужно прежде всего ориентироваться при выборе игрушки.

В последнее время ставшую уже традиционной Барби все более вытесняет кукла Братц, которая представляет собой девушку-подростка с утрированными чертами и ярким макияжем. У нее огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Братц, как и Барби, обеспечена всем необходимым дамским "имуществом": к ней прилагаются ультрамодные предметы одежды, разнообразные сумочки, сапоги (которые одеваются и снимаются вместе с частью ноги), мобильные телефоны, косметички, расчески и пр. Все это провоцирует желание девочек постоянно расширять его и накапливать не только самих кукол, но и кукольный гардероб, тем более что разнообразие и того и другого достаточно велико).

Проблемы, связанные с этими куклами не только в том, что они вызывающе выглядят, но и в том, что они подменяют настоящую наполненную фантазией детскую игру достаточно примитивным чисто внешним позерством. Ведь игра - это не развлечение, а трудоемкий процесс, и наибольшее удовлетворение дети получают от особо напряженной работы фантазии. Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии самого ребенка. Кукла навязывают свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребенку даже создать свой замысел. Игра заменяется манипулированием. Кукла сама диктует ребенку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силен, что ребенок попадает под его влияние.

Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша". [4]

Еще один на первый взгляд курьезный, а в целом опасный момент. У куклы Братц для переобувания предусмотрены... запасные ноги (!). Да-да, Рядышком в коробке стоят заботливо упакованные стопы в других туфлях. Это чтобы детишки с переобуванием не мучились. Обратите внимание, родители, такого в детских игрушках еще не было! К тому, что телевидение и видеоигры предлагают нашим детям лицезреть расчлененные тела, нас уже приучили, хотя мы еще и пытаемся хоть как-то оградить их от этого. Но теперь все иначе. Так мило, по-домашнему, то же расчленение, только в розовой обертке для куклы. Может быть, кто-то пожмет плечами и увидит в этом лишь дурной вкус производителей, а между тем все гораздо серьезнее. Ребенок с рождения естественным образом понимает, что нельзя никому причинять боли, этому же его учат родители. Также родители учат его относиться бережно к своему телу, заботиться о своем здоровье. Игры со сменой частей тела могут перевернуть понятие о том, что "если оторвать ногу - это больно и страшно". Вместо этого они усваивают другую модель поведения: ногу можно запросто заменить другой. У детей с пограничным состоянием психики (а по оценке детских психологов таких детишек у нас сейчас очень много) такое "прикольное переобувание" может разжечь дремлющие садистские наклонности. Таким образом дети утрачивают чувство сопереживания чужой боли и вместо сочувствия прорастают семена бесчувствия и жестокости. И действительно: сначала не жалко куклу, потом кошку, потом папу с мамой...

Не секрет, что на рынке игрушек нет сейчас никакого контроля за качеством и безопасностью продукции. Не секрет, что российское производство игрушек сведено к нулю, а на наших детях "делают деньги" китайские производители сомнительных резиновых пупсов и зверушек, нередко содержащих, например, фенол. "Делает деньги" на продаже своих безвкусных "оторв" и г-н Лариан, а также многие другие производители всевозможных отвратительных, но "супер-модных" игрушек.

Но, слава Богу, человек наделен свободой выбирать добро или зло. И только от родителей зависит, какую куклу-подружку введут они в свой дом. Ту, которая научит девочку быть матерью, любви к детям и станет прообразом будущего ребенка или ту, которая носит название нахального, бесстыдного, неуправляемого ребенка. В этом случае вряд ли стоит удивляться, если Ваша восьмилетняя дочь заявит Вам, что хочет иметь "все что должно быть у настоящих тусовщиц: игровые наборы, куча одежды, диски, караоке...". А также, что ей тоже, как и куколкам, хочется "посещать суши-бары, салоны спа, ретро-кафе; ездить на лимузинах, заниматься серфингом, смотреть DVD и играть в видеоигры!" А заодно менять парней (которые заботливо предусмотрены для Братц), раскрашиваться убойным макияжем и быть без ума от моды... Вряд ли стоит от девочки, впитавшей образ куклы Братц, ожидать таких добродетелей как уважение к родителям, послушание, забота о близких, хорошая учеба и помощь по дому. Обо всем этом придется забыть, ведь у Братц свой мир, куда родителям вход строго воспрещен!

P.S.P.Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало - старинная русская поговорка. Только вот не придется ли плакать после забав дитяти нам, родителям?

Использованный материал:

1 - http://s-bratz.narod.ru/fan.html
2 - http://bratz-forever.narod.ru/newsbratz.html
3 - pressa.irk.ru
4 - Журнал "Мама и малыш" N11, 2005 "Куклы нашего времени" /Елена Смирнова, Руководитель Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, д. психол. наук. Елена Абдулаева, Методист учебно-методического Центра игры и игрушки



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме