Это означает, что создателям "Острова" удалось отразить такие жизненные проблемы, которые волнуют очень многих людей. Об этом мы говорили с настоятелем Свято-Троицкой Приморской Сергиевой Пустыни под Санкт-Петербургом игуменом Николаем (Парамоновым).
Но прежде чем приступить к изложению взглядов отца Николая, поделюсь личным признанием. После просмотра фильма я (потом выяснилось, как и большинство церковных людей) думала: "Все очень хорошо, но поймет ли народ? Смогут ли нецерковные, неверующие люди со вниманием почти два часа слушать молитвы, следить за сложными, не психологическими только, а глубоко духовными отношениями героев, поймут ли о чем этот фильм, не посчитают ли главного героя современным кинематографическим вариантом Иванушки-дурачка? Не появится ли у них после просмотра этого фильма еще один повод сказать: "Да они там, в Церкви, все ненормальные. И отношения у них друг с другом совсем не идеальные". В общем - боязнь антиклерикальных настроений...
Но, как уже было сказано выше, многочисленные положительные рецензии, аншлаги в кинотеатрах свидетельствуют - фильм оказался востребованным, показал, что у народа душа жива.
Людмила Ильюнина
А теперь слово игумену Николаю (Парамонову):
- Фильм очень хороший, очень глубокий, хотя на первый взгляд кажется очень простым. Можно говорить о том, что существуют разные уровни восприятия и толкования этого фильма (это и доказывают отклики), я бы сказал: фильм содержит разные послания к разным людям. Одно послание - к мирянам, другое - к священникам, третье - вообще к народу, четвертое - к деятелям искусства.
Главное на что почему-то не обратил внимание ни один критик, - параллелизм начала и конца в фильме "Остров". Фильм начинается сценой смерти и кончается ею. И эти две смерти совершенно разные (неважно, что первая была мнимой). Как говорят святые отцы: "Смерть все раскрывает в человеке", о том же и русская пословица - "Конец - делу венец". Та смерть, которую мы видим в начале фильма, и та, что венчает его, - полностью противоположны.
Мы знаем, как жил о.Анатолий до своей праведной кончины, весь фильм показывает его покаянное приготовление к смерти. Мы как будто бы ничего не знаем о том, как герой жил до того, когда немецкий офицер заставил его стрелять в друга, но неизбежно напрашивается вывод: его поступок был следствием его предыдущей жизни.
"Страх - это свидетельство нечистой совести", - говорят святые отцы. Молодой матрос оказывается охваченным таким животным страхом, с которым он не в силах справиться, - это говорит о том, что он был страстолюбцем. Он жил во власти каких-то страстей, которые в критическую минуту подавили его волю.
Но именно это страшное падение привело его к самопознанию, он увидел свою греховную природу, и с этого начался подвиг покаяния всей его последующей жизни. Бог попустил ему пережить этот ужас, потому что, как сказано у апостола Павла: "Кого Бог предузнал, того и предызбрал", - Богу было известно, что он сможет не отчаяться, а подъять великое покаяние.
Мне кажется, этот момент является одной из причин, по которой фильм получил такой широкий зрительский интерес. Многие люди в наше время так же одержимы страстями, так же часто "что не хотят, то и делают", и этим сами себе страшны. Многие совершили уже в этой жизни какие-то тяжкие поступки, и их мучает совесть, и они не знают выхода, - и тут им показан герой, которого можно назвать своим, родным. Он такой же грешник, но он смог стать праведником. И Бог дал ему такую светлую кончину, такой мирный переход в другую жизнь. Значит, не надо отчаиваться.
Конечно, это главная тема фильма - Бог есть и Он благ, Он может помочь, если будешь его искать.
Герой фильма - настоящий богоискатель, но конечно же, не в толстовском толковании этого слова, а в традиции преподобного Силуана Афонского: "Слезно ищу Тебя, Господи". Он ищет самого главного для христианина - богообщения, примирения с Богом (а значит, и со своей больной совестью). Говорит он об этом просто: "Мира нет в душе".
Зрители фильма получают тут самый главный урок: без Бога мира в душе быть не может. Как бы человек не был удачен в обычной жизни. И Мамонов это не сыграл, а пережил. Он вообще артист, а не актер. Артист - это тот, кто изображает знакомые ему чувства, то, что он сам лично изнутри понимает, а актер работает на мастерстве, на навыках театральной школы. И именно Петру Мамонову весь фильм обязан тем, что он снят на уровне "духовного реализма".
Теперь я хочу сказать уже не собственно о фильме, а о реализме тех проблем, которые он поднял. Первая проблема - общая для мирян, как невоцерковленных, так и, увы, для некоторых воцерковленных. Ее можно назвать потребительским отношением к Богу. "Дай мне, дай!" - И никакой благодарности в ответ, когда просимое получено. Это показано в истории исцеления мальчика. Это же происходит и с адмиралом, он, похоже, так и не понял, какое великое чудо произошло с его дочерью. Он не благодарит.
Люди вообще хотят улучшить обстоятельства, а не свое нравственное состояние. Женщина приходит и просит помолиться о муже, говорит, что она его любит. А любовь нужно доказать - он жив, если ты его любишь, продавай хряка и поезжай к нему. Если ты монах - не стремись к комфорту (потому сожжены сапоги и утоплено одеяло игумена). Если ты христианин, то нужно в первую очередь людей любить, потому отец Анатолий дает благочинному на руки ребенка: "Вот устрой его".
Вторая близкая проблема духовной жизни, которая затронута в фильме, - когда Бог для человека является не целью, а только средством. Выполнять все, как надо, чтобы было душевно комфортно, а ни о каком внутреннем творчестве и речи нет.
Это, на мой взгляд, одна из причин, по которой именно клирики и "очень-очень церковные люди" этот фильм критикуют. Он уязвляет душевный комфорт. Он напоминает о том, что к душевному комфорту христианин вообще не призван. О том, что позиция: "Мы - верующие, мы в Церкви - у нас уже все хорошо, мы все уже обрели", и при этом на всех, кто не в Церкви, - взгляд свысока - это позиция фарисейская.
Кому-то не нравится, как показан монастырь. Не понравилось, как изображен игумен. Все привыкли, что игумен должен быть строгим начальником, а тут какой-то слишком уж мягкий, слишком доступный. Это обличает скорее тех, кто такую критику произносит, чем то, каким играет настоятеля монастыря Виктор Сухоруков. Монастырь у нас понимают как "воинскую часть", а не как "сообщество любви в союзе мира". Но, на мой взгляд, и здесь вполне проявился духовный реализм. Монастыри наши слабенькие в духовном отношении. Потому что, как говорил епископ Игнатий Брянчанинов: "Не может быть развития монастырей без общего развития в обществе христианских начал". Потому монастырь в основном существует как организация, а не как организм. Организм церковный только-только у нас складывается.
Но ведь есть и исключения, и игумены такие были и есть.
У нас утеряны духовные традиции правильного постепенного духовного восхождения. С Паисием Святогорцем был такой случай. Пришел к нему молодой человек, он ему дал книгу стихов современного греческого поэта. Тот говорит: "Батюшка, я "Добротолюбие" читаю, зачем мне это? Я монахом хочу стать". А старец ему в ответ: "Сначала стань культурным человеком, потом хорошим христианином, а если Бог благословит, то и хорошим монахом станешь!"
А у нас часто именно так - никакой культурной и духовной базы у человека нет - и сразу монахом. Человек хочет стать кем-то в Церкви, продвинуться. А дело не в том, кем ты станешь, какую должность займешь, а в том, как ты любишь Господа и людей. А это часто забывается. Монастырь, в котором "все по чину, все правильно, а нет любви" - не выполняет своего назначения. Потому о.Анатолий и вопрошает: "Иов, а ведь ты меня не любишь?"
Об этом ведь еще древние пророчествовали, что в последние времена все уйдет во внешнее и "монахи будут хвалиться именами своих предшественников", не имея их духа. Богослужение есть, и все по уставу, а человекослужения нет. "Тут миряне ходят, мешают, а у нас ведь монастырь".
Известно, например, за что св.прав.Иоанн Кронштадтский получил великие дары от Господа за то, что он очень любил народ. Утешал людей, помогал им, не взирая даже на вероисповедание. И от многих своих собратьев-священников был порицаем, не понят. Так и в фильме: "С мирянами чай пьет".
А о.Анатолию больно за народ, он жалеет людей, - первая сцена в монастыре, его разговор с девушкой, которая пришла брать благословение на аборт, - такая отцовская забота и любовь: "Какой хороший мальчик будет, золотой!" И не осуждает за грех, за блуд, а жалеет грешницу.
О.Анатолий вообще никого не осуждает. Поэтому неправы те, кто говорит, что якобы в фильме есть какое-то противопоставление "харизматического старца" и официальной Церкви. Он ведь всех посылает в церковь, он говорит: "Причаститься надо". Он не говорит: "К этому игумену не ходите, к благочинному не ходите". Он себя никому не противопоставляет, а, юродствуя, обличает в отдельных представителях Церкви их страсти. Причем в этих сценах обличения тоже, на мой взгляд, вполне воплотился духовный реализм. Например, сцена с головешкой, брошенной в игумена, и весь их диалог просто списаны с жития блж. Феофила Киево-Печерского. Слова при сожжении сапог: "На голенищах архиерейских сапог тысячи бесов" взяты из творений свт. Феофана Затворника, и имеют они вовсе не антиархиерейский смысл. Святитель Феофан писал это по поводу того, что никому не благословляет после его смерти брать его вещи. Потому что те искушения, которые переживает архиерей, - это особые искушения, не всякому они под силу.
Сцена с топкой и изгнанием бесов мне напомнила случай, который произошел лично со мной. Когда я был студентом Духовной Академии, то ездил в Псково-Печерский монастырь. И меня однажды послали на послушание в просфорню. Пришел я туда - комната небольшая, жарко страшно, и только одно маленькое окошечко там было. Так вот монах-просфорник, когда я вошел, первым делом это окошечко закрыл. А когда я стал говорить, что задохнусь сейчас, он ответил: "Это бесы в тебе говорят". Еле я оттуда выполз, воздух хватал на последнем издыхании.
Там же, в Печорах, мне довелось видеть и бесноватых, и молитвы-отчитки, и это в фильме сделано в духе духовного реализма. То же кукареканье, кудахтанье, хохот, - и настоящий молитвенный подвиг того, кто освобождает несчастных от их страданий.
Вообще все, что показано в фильме, вполне могло произойти в реальной жизни, и происходит, и происходило. Прототипов можно найти для всех героев, даже имена их назвать и житейские сходные ситуации можно припомнить.
Кто-то говорит: какой-то уж фольклорный набор они в фильме вывели - юродивый-старец, чудеса, беснования, пророчества. Разве христианство такое, только в этом?
А что ж плохого в чудесах, что ж плохого в том, что люди ищут утешения? Что делать, так и есть - люди непросвещенны в христианском вероучении в большинстве своем, но в них есть духовный глад.
И то, что фильм получил такой успех и признание, еще раз свидетельствует о том, что в русских людях сейчас этот духовный глад особенно силен, потому что они уже задают себе вопрос - не как в советское время: "За что мне это?"- а более важный вопрос: "Почему?"
Можно сказать, что в "Острове" изображена не судьба отдельного человека, в нем дан срез целой эпохи русской жизни в судьбе главного героя. От его довоенной атеистической юности, через преступление на войне к покаянию дальнейшей жизни и воскресению души.
Есть еще одна претензия церковных людей к фильму. Мол, нельзя артистам играть монахов и священников, нельзя изображать молитву, богослужение. Да, мы уже привыкли, что в кино на церковные темы актеры воспринимаются как ряженные. Но тут-то не так. Мамонов в фильме действительно молится. Он не изображает молитву, а по-настоящему молится, - и это одна из причин, по которой фильм производит такое сильное впечатление. И другие актеры не просто играют, а проживают все, что изображают. Их лично, по-человечески все это трогает, потому так трогает и зрителей.
Что делать, мы сейчас живем в такое время, когда кино стало самым востребованным видом искусства у нашего народа. Недаром миссионерскую направленность "Острова" оценил Святейший Патриарх Алексий II, наградив создателей фильма церковными грамотами.
Фильм можно было бы еще более подробно разобрать на уровне аскетики и богословия, - и тем самым доказать еще раз его духовный реализм и миссионерское звучание.
Но и без этого разбора ясно главное - фильм и его широкое обсуждение проявили состояние нашего общества и нашей церкви. Через его создателей, недаром они в интервью признавались, что многое в "Острове" удалось помимо их воли и желаний, мы получили послание - надо перерастать самих себя, надо непрестанно каяться, нужно бороться за живую душу в себе, не давать потухнуть духовному огоньку, поддерживать его, разжигать его, не подчиняться рутине, привычке, безразличию, апатии, идти и идти вперед. "Скучаю по Тебе, Господи. И слезно ищу Тебя".