itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Ему улыбались все краски мира..."

К 145-летию со дня рождения живописца Константина Коровина

0
663
Время на чтение 7 минут
Художник К.А.КоровинКонстантин Алексеевич Коровин (1861 - 1939) - выдающийся русский художник рубежа ХIХ-ХХ вв. Когда-то он написал о себе: "Моей главной, единственно непрерывно преследуемой целью в искусстве живописи всегда служила красота, очарование красками и формами".

Коровин первым из русских художников стал писать картины в свободной импрессионистической манере. Французский импрессионизм он соединил с широтой русской души. Сделал он это столь артистично, что от его полотен буквально невозможно отвести ликующего взгляда. Его творчество оказало огромное влияние на искусство. По словам современников: "Коровин не Париж делает объектом изображения, а свое ощущение делает Парижем". Сегодня его картины пользуются все большим спросом и у частных коллекционеров. В частности, картина "Мастерская художника в Гурзуфе" на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в апреле 2006 г. была выставлена со стартовой ценой в 400-600 тыс. долларов.

Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября (6 декабря) 1861 года в московской старообрядческой состоятельной купеческой семье. Четырнадцати лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где уже учится живописи его старший брат Сергей, впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья разорилась. "Мне пришлось сильно нуждаться, - вспоминал Константин Коровин о годах учебы, - уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб".

После двух лет обучения, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин перешел на отделение живописи, где его преподавателем стал А.К. Саврасов, уделявший большое внимание этюдам с натуры и учивший своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин вспоминал наставления Саврасова: "Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте..."

Картина К.А.КоровинаПод влиянием Саврасова рано сказалось тяготение Константина Коровина к пейзажу. В картинах "Село" (1878, Харьковский областной художественный музей), "Ранняя весна" (1870-е, ГТГ), "Мостик" (1880-е, ГТГ) внимательное наблюдение природы сочетается с непосредственным ее восприятием.

Чтобы завершить образование, Коровин поступил в Петербурге в Академию художеств, но через три месяца ушел оттуда, разочарованный устаревшими методами преподавания.

Возвратившись в Москву, в последние годы пребывания в училище занимался у В.Д. Поленова.

Известность молодому художнику принес "Портрет хористки" (1883 ГТГ), написанный на пленере. Лицо женщины, ее платье, шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы, падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие краски - все это сделало портрет большим достижением русской живописи. И написан он на пять лет раньше "Девочки с персиками" и "Девушки, освещенной солнцем" В.А. Серова.

В. Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената С.И. Мамонтова. В кружок входили братья А.М. и В.М. Васнецовы, И.Е. Репин, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.М. Антокольский, И.С. Остроухов и другие. Характерное для Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в творчестве Коровина картиной "Северная идиллия" (1886, ГТГ). Фольклорное начало и плавная ритмика композиции этой картины заставляют вспомнить работы В.М. Васнецова, творчество которого Коровин высоко ценил.

В 1885 С.И. Мамонтов создал частную оперу, и Константин Коровин оформил "Аиду" Дж. Верди, а в следующем сезоне - "Лакме" Л. Делиба и "Кармен" Ж. Визе.

На деньги, заработанные в театре, Коровин отправился во Францию и Испанию.

Картина К.А.Коровина "Сирень"В лучших портретных работах Коровина показано слияние человека с природой, когда привлекательность человека и красота природы дополняют друг друга. Большую роль в творчестве художника сыграли поездки на Русский Север в 1888 и в 1984 (вместе с В.А. Серовым). Вторая была связана с постройкой Северной железной дороги. Красоту северных мест запечатлел Коровин в большом количестве замечательных по колориту пейзажей: "Ручей святого Трифона в Печенеге", "Гаммерфест. Северное сияние", "Мурманский берег" (все в ГТГ) и др. Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета.

По материалам поездки Коровин оформил павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке в 1896 в Нижнем Новгороде. Павильон привлек всеобщее внимание своим убранством, и Коровин был назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке 1900 в Париже. Грандиозность поставленной задачи позволила ему в полной мере раскрыть свое дарование. Он написал несколько больших декоративных панно для Кустарного павильона (его еще называли "Русской деревней") и получил одиннадцать наград, в том числе и две золотые, а французское правительство наградило его даже орденом Почетного легиона. К художнику пришли мировое признание и слава, его произведения стали экспонироваться во многих городах Европы.

С начала XX в. Коровин все больше внимания стал уделять театру. Переход из частной оперы Мамонтова на казенную сцену в Мариинский театр в Петербурге способствовал претворению замыслов художника в более широких масштабах. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин создавал "декорации настроения". Коровин делал декорации к драматическим постановкам К. Станиславского, но наибольшим успехом пользовались его работы по оформлению опер и балетов. Особенно проявилось мастерство художника в оформлении спектаклей "Фауст" (1899), "Конек-горбунок" (1901), "Садко" (1906). Красочные костюмы, декорации Коровина усиливали художественную выразительность спектаклей.

Колорист по природе, Коровин в театральных работах, как и в станковой живописи, главным выразительным средством сделал цвет. "Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты... - писал Коровин. - Краски могут быть праздником глаза... Глаза говорят Вашей душе - радость, наслаждение... Краски, аккорды цветов, форм - вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы".

Картина К.А.Коровина "Крым. Гурзуф"В 1900-х у Константина Коровина проявился большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами.

Тогда он был очарован достижениями импрессионистов, и мастерски фиксировал впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров.

Увлечение работой для театра сказалось в станковой живописи. С 1910-х усилилась красочность полотен Коровина, появились размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достиг вершины. Это хорошо видно в картинах "Пристань в Гурзуфе" (1914, ГРМ) и "Базар" (1916, ГРМ). Тогда он писал много натюрмортов, замечательных осязаемостью, конкретностью предметов, не растворяющихся в виртуозной широте письма.

"Необычайно эмоциональный, - написал о Константине Коровине его ученик Б. Иогансон, - нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор - весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск... или ночные огни Парижа... Во всем он находил поэзию правды живописи... Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника".

Картина К.А.Коровина "На террасе"На протяжении всего творческого пути Коровин выставлялся на выставках передвижников, "Мира искусства" "Союза 36", Союза русских художников (в этом объединении Коровин играл ведущую роль). С 1901 Коровин преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Во время Первой мировой войны К. Коровин стал консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий. Несмотря на тяжелое состояние здоровья (давнее нервное заболевание, болезнь сердца), бывал на передовых позициях.

После 1917 года он занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовывал аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. Продолжал работать и в театре, оформил ряд постановок: "Валькирия" и "Зигфрид" Р. Вагнера, балет "Щелкунчик" П.И. Чайковского (1918-1920).

Кисти Коровина принадлежит самый лучший портрет русского певца Ф.И. Шаляпина (1911), который был его другом. Шаляпин, человек широкой натуры, был одержим всяческими экстравагантными начинаниями. В частности, построить резиденцию на острове неподалеку от Гурзуфа и поставить там пушку, чтобы стрелять по журналистам, оседавшим его. От дорогостоящей авантюры певца отговорил Коровин. Этих замечательных друзей увековечили в бронзе - так они и сидят перед входом в дачу-музей К. Коровина в Гурзуфе (см. фото).

Коровин также известен и как незаурядный литератор и автор мемуарных очерков. Обладая даром прекрасного рассказчика, художник с глубокой признательностью вспоминал о своих друзьях и учителях: Алексее Саврасове, Василии Поленове, Исааке Левитане, Михаиле Врубеле, Валентине Серове. С 1929 по 1939 Коровин опубликовал 360 очерков, рассказов, сказок, книгу о Шаляпине.

Гурзуф. " К. Коровин и Ф.Шаляпин""Чудесно умел рассказывать Шаляпин - писал А.Н. Бенуа, - и нельзя было не заслушаться Федора, но из этих двух я все же предпочитал Коровина... У Коровина быль и небылица сплетались в чудесную неразрывную ткань, и его слушатели не столько "любовались талантом" рассказчика, сколько поддавались какому-то гипнозу... все это покрывалось каким-то наваждением..."

Бабушка Коровина - Е.И. Волкова - видела Пушкина и рассказывала внукам о нем, неизменно подчеркивая - "это был самый умный человек в России". О причинах обращения к литературному жанру сам Коровин высказался в 1934 году: "Был я болен, живописью заниматься не мог, лежал в постели. И стал писать пером - рассказы. Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе - со всячинкой, которых любил..." Свои сочинения художник называл "рассказами о любви к людям".

По совету Луначарского, шестидесятилетний Коровин, неизлечимо больной и имеющий на попечении сына-инвалида, улучшить здоровье которого могли только в парижских клиниках, переехал в Париж. Здесь же должна была состояться выставка его работ. Но картины похитили, и художник остался без средств. Он вынужден был соглашаться на любую работу. При таких обстоятельствах заключаются кабальные договоры, в короткий срок за незначительную плату Коровин пишет сорок картин, изготовляет "сувениры" - бесчисленные "русские зимы", "бульвары Парижа". Как проявление интереса к русской музыке, к родной национальной культуре воспринимается оформление им оперы "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова для Туринского оперного театра. В последние годы жизни он плодотворно работал в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии.

Умер Константин Коровин 11 сентября 1939 года.

Большим собранием работ художника располагает Государственный Русский музей.
О творчестве Коровина прекрасно сказал художник К.Ф. Юон: "Живопись Коровина - образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Матвей Славко
Петров день третьего лета войны
Выставка трех поэм
07.08.2023
Молитвою своею Российстей стране победы на противныя подающий
Преподобный Сергий Радонежский и Киев
05.05.2022
«Война на Украине — духовная...»
Как страна превратилась в террористическую секту
27.04.2022
Возможна ли полная денацификация Украины?
Чего мы ждем от специальной военной операции: мнения экспертов
12.04.2022
«В земли Тавричестей просиявшии...»
15 / 28 декабря - Собор Крымских святых
28.12.2021
Все статьи Матвей Славко
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25