Узоры Гродно

Рассказ

Недавно сделал я запись в своем дневнике, который достаю из-под бумажных завалов раз в году, а может, и того реже. Сейчас я уже взрослый дяденька и, "земную жизнь пройдя до половины" я очутился один на один с вопросом: почему синее небо семидесятых гораздо синее нынешнего, почему тогда солнце было ярче, почему восторженные строчки юношеских записей кажутся нелепой щенячьей радостью? Куда исчезла многокрасочность и многозвучность мира?

Старею? Глупею? А может, и то, и другое, да еще что-то мне неведомое. Все ж приятно листать страницы потертого дневника. Вместе с запахом засушенного на страницах цветка вновь ощущаю далекое лето.

Санкт-Петербург. Театральный институт. Распределение: город Гродно, и я совершаю творческий подвиг во имя искусства, завершившийся весьма логично, - обретением жены. Но пока семейные узы не усмирили темпераментного нрава моего, в плане под номером один стояло благородное и высокодуховное ухаживание за своей будущей женой. Дискотеки и кафе для этого не годились, потому что в огромных глазах моей возлюбленной отражалась глубина синего неба, а не ядовитая фц стробоскопа.

В двадцать с небольшим я уже мог представлять себя православным; знал несколько молитв наизусть, Символ веры, читал немного на славянском и четыре раза в месяц посещал храм. Этого опыта мне хватило для того, чтобы взять на себя ответственность не только проводника-экскурсовода, но и проводника в вопросах веры. Конечно, я блистал, потрясая свою спутницу "глубиной" познаний старожила, проведшего в Гродно полгода. А она тихо и с любопытством внимала рассказам, иногда отвлекая вопросами об "имидже" православной женщины.

- Как я сегодня? Ничего не заметил? - спросила она хитровато, и повернулась ко мне, широко раскрыв глаза.

- Как всегда светишься - ответил я искренне и заметил, что моя девятнадцатилетняя спутница отказалась на сей раз от "живописи" на собственном, и без того прекрасном лице.

- Класс, слушай, класс! - повторил я, вступая в борьбу с проглоченным языком - так она была хороша.

После непродолжительного "э-э-э..." я нашел точку опоры и увлек свою туристическую группу из одного человека за собой и за многообещающим вступлением.

- Сегодня мы посмотрим один из выдающихся памятников архитектуры древнего Гродно. Время действия - XII век. Это Борисоглебская церковь на Замковой горе. Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы, благодаря...

- Погоди, слишком много умных слов - остановила она поток речи, выдававшей мое высшее художественное образование.

Пока мы подбирались к храму поближе, я поведал популярно-доходчиво некоторые эпизоды из истории Гродно.

- Город этот упоминается еще аж в Ипатьевской летописи с тысяча сто - какого-то года. Между прочим, это самый западный форпост русского государства того времени. Эти земли входили в состав Великого княжества Литовского, а потом Речи Посполитой, это поляки, - пояснил я запросто.

- А в конце тысяча семисотых Гродно переходит к Российской империи. Ну, и как ты понимаешь, от Наполеона мы его освободили в двенадцатом. Кажется, зимой дело было.

Далее я перешел на художественную речь и повел рассказ о том, как художники восторгались формами Борисоглебского, в народе - Коложского - храма, как вдохновленные поэты и писатели посвящали ему строки.

- Шутка ли, восемь веков! - завершил я восклицанием и в ожидании изумленного взгляда своей спутницы эффектно крутанулся на каблуке. Напротив, взгляд ее был полон недоумения.

- А где купола, как положено, золотые? И цвет непривычный... Она что, не православная?

- Да нет же! Ты внимательней смотри - кинулся я на защиту храма. Здесь и татары, и поляки, и пожары и прочая напасть... А в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году вообще берег размыло, пошла трещина и часть стены обвалилась в Неман. Еле спасли иконостас. Это ж XII век! Это ж образец древнерусского зодчества! Самостоятельная архитектурная школа!

- Понимаю - протянула моя спутница, и я, выдохнув воздух, вытер лоб, словно это была победа над варварскими ордами.

- Заметь - продолжил я уже спокойно, - здесь использовались местные строительные материалы. Глянь, какая инкрустация на стенах. Смотри, смотри - словно драгоценными камнями выложено. А подойти ближе - это просто полированные разноцветные камни, майолика...

Мы подошли к храму. Захотелось коснуться, шершавых, кажущихся теплыми, стен.

- Это особый материал - ответил я на незаданный вопрос, - плитняковый кирпич, плинфа называется,- завершил я пояснения и провел рукой по стене, разглядывая трещины и ямочки кладки. А здесь в стенах вмурованы кувшины-голосники; и постройка легче, и звук внутри громче.

- Иди, иди сюда, - затараторил я, - смотри, видишь, на стене выложен крест из цветных камней с ромбиками по краям. Три ромба над крестом - это Святую Троицу означает, два снизу - это Ветхий и Новый Завет или две природы Христа, а по паре ромбов слева и справа от креста - это четыре Евангелия. Кстати, именно это майоликовое изображение легло в основу герба Гродненской епархии.

- Ну, что? Пойдем туда? - спросил я и, выдержав паузу, указал рукой на храм, - только тихонько: служба идет.

Я решительно взял свою любознательную спутницу за руку и, чувствуя некую пружину в движениях, потянул ее к входу. Чего и следовало ожидать, дверь предательски скрипнула, лишь мы переступили порог. Шла служба. Этого жалобного писка хватило на то, чтобы, как по команде, повернуть головы всех прихожан в нашу сторону. Я виновато покивал головой, обозначив извинение, чем возвратил прихожан в прежнее положение. Это были неизбежные бабушки; пять, семь - не больше. Светлые платочки, платья в немыслимых узорах и теплые душегрейки, несмотря на лето за окном. Свет, наполнявший храм через верхние окна, наполненный голубой дымкой, обрисовывал сдобные силуэты бабулек и комкал пухлые тени на каменном, холодном полу. Взгляд мой пробежал по стенам храма, зацепился за разнобойные подсвечники, нырнул пугливо в сторону алтаря и вновь уперся в бабушек.

- Хадите сюды, детки, - сказала ласково, по-родственному, стоящая ближе к нам прихожанка и вдруг постелила перед нами два круглых коврика с диковинными ромбиками. Я оцепенел и готов был провалиться. Но земля не уходила из-под ног, и я остался с вопросом "что делать?". В голове завертелись картинки; орлец, патриарх, секта, старообрядцы, венчание. Я ощутил тяжкий крест "знатока православия", тем более что любимая вопросительно поглядывала на меня. Наконец я решился, приняв поистине мудрое решение: встал носочками на коврик, чтоб и нашим и вашим и, если, что не правильно - так это случайно. Примеру последовала и моя зазноба. Хор молчал, батюшка в алтаре молчал, все молчало, от чего зависла невыносимая пауза. Но, наконец, спасительное "паки и паки"! Я тут же принялся креститься широкими движениями и отвешивать поклоны, но едкая мысль не давала покоя, заставляя вновь коситься на эти круглые, узорчатые коврики. Мало-помалу, к концу службы я почти сладил с волнением, несмело подпевая хору знакомые слова. Вдруг моя спутница, потянув меня за руку, прошептала: "На коврики ногами надо становиться, чтоб не замерзнуть. Пол холодный". Вместе с этим открытием рухнул мой авторитет знатока Таинств и обрядов. Оказывается, это была обыкновенная забота, привычная для всеуспевающих бабулек.

Запели "Великого Господина...", и народ шелохнулся под благословение. Но тут опять смущение - то, что привычно для города на Неве, не уместно для города на Немане. Бабульки сгрудились, и, вопросительно поглядывая на меня, не двигались с места. Та, что стелила коврики, пояснила: "Мушчыны упярод идуть, а мы ужо тады". Я решительно двинулся к батюшке, на ходу склоняя голову, а за спиной слышал ласковое урчание белорусской речи - как речка по камушкам: "Кали моладь у церкву ходить, тады усе добра будеть".

Сейчас я уже взрослый дяденька, серьезный.

Правда, слишком серьезным с нашими пятерыми сорванцами стать невозможно, и это к лучшему.

- А помнишь, в Гродно, когда мы ходили в храм? Чудной такой, особенный?

- Помню, конечно. С инкрустацией. Кресты из цветного камня.

- А коврики?

-......

- Я в тот день сказал, что люблю тебя.

- Нет, я первая.

- Да, нет же - я принял мужское решение. Слушай, а может, в этом году еще одно решение, - махнем туда своим ходом!
г. Санкт-Петербург
10.06.2005

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий Росов:
Узоры Гродно
Рассказ
04.12.2006
Все статьи автора
Последние комментарии
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
«Памятник будет символом всеобщего покаяния»
Новый комментарий от PRO
12.12.2019
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019