Поза подчинения

Для русских в Украине пришло время определиться с главными ценностями

Новости Москвы 
0
317
Время на чтение 6 минут
Русские в СССР не были имперской нацией в стиле англосаксов или японцев. Поэтому, казалось бы, приспособиться к новому статусу в новых, именующих себя демократическими, государствах должны были бы относительно просто. Однако ни декларированных свобод, ни равноправия без борьбы ожидать не приходится. К сожалению, традиция послушания и идеологического конформизма советских времен наиболее сильна именно в русских. Не стала ли дисциплинированность и политическая пассивность русских опасной и неуместной для национально-культурного выживания в новом зарубежье? Допустимо ли сейчас для них пассивное подчинение и ожидание, что кто-то проделает необходимую работу? Как далеко может заходить компромисс?

Яростные схватки за лидерство в сообществах животных редко заканчиваются смертью или увечьями. Когда претендент на первенство в волчьей стае чувствует что дело плохо, он может прекратить драку, подставив беззащитную шею клыкам победителя. Могучий инстинкт остановит неизбежное, казалось бы, убийство.

В человеческом обществе возможности продемонстрировать покорность гораздо разнообразнее. Раб не смеет поднять глаза на господина. В императорском Китае косичка была символом лояльности в отношении маньчжурских властей и т.п. Но ничто не может сравниться по гибкости с возможностями языка.

История той части Руси, которая сейчас именуется Украина, предлагает много поучительного.

Нередки в истории ситуации, когда язык нового правящего сословия отличается от языка туземцев. В этом случае, естественно, традиции и интересы большинства принимаются во внимание в последнюю очередь. Гораздо важнее комфорт новых господ и повседневные задачи управления. В этот период возникает особый спрос на карьеристов, сподобившиеся выучить побольше слов нового языка, и способных поэтому донести распоряжения хозяев до более консервативных соотечественников. Вряд ли нужно искать лучших кандидатов на посты управленцев низшего звена - приказчиков, десятников и т.д. Необходимость искать взаимопонимание носит технологический характер и поэтому сама по себе лежит вне сферы этических оценок. В истории часто возникают ситуации, когда для этноса оказываются наиболее важными вопросы экономики, проще говоря, выживания. В то же время проблема нравственного выбора для членов этой новой общественной группы, более, чем остальные, связанной с новыми хозяевами, стоит острее, чем для кого-либо. Принять на себя хлопоты и риск быть ходатаями в защиту нужд своего народа перед лицом пришельцев либо постараться извлечь максимальную пользу для себя лично и дистанцироваться от менее ушлых соплеменников? Для наиболее древних народов уцелевших до наших дней характерен первый тип поведения. По-видимому, это есть форма выживания этноса в неблагоприятных условиях. При этом беззастенчивый оппортунизм в шкале ценностей традиционной морали занимает место где-то недалеко от греха кровосмешения.

Теория о возникновении украинской мовы в результате воздействия польского языка в период господства Польши в западной части Руси представляется достаточно убедительной. Однако необходимо сделать важное уточнение. Интенсивность контактов с польскими панами и соответственно темпы ополячивания были неодинаковы для жителей даже одного села. Кто-то мелькал на подворье несколько раз ко дню, кто-то представал пред светлы очи лишь по особому случаю. Расслоение по уровню сотрудничества с новыми властями неизбежно, но вот, выберет ли новая квазиэлита этноса путь на противопоставление себя серой массе неудачников или осознает непреходящую ценность своих корней? Не сельские жители западной Руси, а обслуга и младшие управленцы польского поместья представленные этническими русичами составили материал из которого пошли украинцы. Условия рождения оставили глубокий след в геноме нации. В целом это память о золотом веке. Помимо очевидного предпочтения полонизмам в речи заимствованиям из русского языка, подтверждением такого предположения является также подмеченная склонность украинцев к небольшим командным должностям типа старшины роты, достаточно комфортным и не связанным с необходимостью принятия "стратегических" решений.

Что более неприятно, так это унаследованные от господствующей нации и выученные на собственной шкуре стандарты обращения с другими этносами на общей территории.

Почему же именно при взаимодействии победителя Польши и покоренной Руси возник новый народ? И не произошло это, например, на Буковине или в левобережной Украине? Что касается Буковины, то здесь проводилась жесткая политика румынизации. Еще не так давно здесь жили люди, помнившие полицейских, вооруженных палкой, которою за произнесенное нерумынского слово нарушитель бывал наказан на месте преступления без излишней судебной волокиты. В таких условиях свои национальные чувства лучше держать при себе, как фигу в кармане. К сожалению, полученный опыт не послужил утверждению демократических принципов, а трансформировался в убежденность, что государство должно говорить на одном языке, украинском. И точка.

В российской части будущей Украины и помещик и крепостной принадлежали фактически одному народу. Нравы феодализма далеки от идиллии. Однако ничего похожего на отношения завоевателя и покоренной нации не было. Посредник для решения языковых проблем не требовался. Социальная миграция вплоть до должностей высших сановников империи требовал равных усилий и от великоросса и от выходца из Малороссии. Ныне отсутствие дискриминации трактуется так: "Москва выкачивала наши таланты". Понадобились большие усилия пропагандистов, польских сочинителей украинских словарей и грамматик, мировая война, большевистская коренизация, чтобы, наконец, противопоставить русского и украинца.

Куда как благоприятнее для формирования самосознания украинцев дело обстояло под властью Польши. Если в России сделавший карьеру малороссиянин "растворялся" в общерусском океане, как Гоголь или Безбородько, без малейшей пользы для украинского сепаратизма, то в Польше возможностей расправить крылья и покинуть родное захолустье было гораздо меньше. Вот и приходилось нерастраченные силы применять к своим соплеменникам, распространяя, попутно, среди них и свое мировоззрение. Несмотря на теорию о том, что население Украины есть "испорченные" поляки, приглашений вернуться в лоно материнской нации не поступало. Польская элита попыталась проделать виртуозный трюк: поощряя национальное самосознание украинцев, как особого, отличного от русских, этноса, удержать их, тем не менее, от неуместных притязаний на равноправное с прочими гражданами положение в польском обществе. В офицерском корпусе, среди депутатов сейма или управляющих банков процент этнических украинцев был намного ниже их доли в населении страны. Оставшиеся невостребованными пошли в террор и эмиграцию. Предвоенные польские политологи с недоверием относились даже к униатам. Что уж говорить о православных, воспринимавшихся не иначе, как пятая колонна России.

В общем, выяснилось, что ни отречение от родственных связей с матушкой-Россией, ни даже соучастие в гонениях на москвофилов в момент, когда делится пирог, в расчет не принимаются и быть украинцем в Польше - занятие малоперспективное. Оставалось ждать написания и вступления в силу Хартии о правах языков национальных меньшинств и демократических стандартов Евросоюза.

Опыт украинцев подтвердил старую истину - отказ от корней, сулящий известные удобства карьеристам в краткосрочной перспективе, в более отдаленном будущем ничего полезного нации не несет, лишая в данном случае морального права на обращение за поддержкой соотечественников в трудную минуту. Появление украинцев есть свидетельство слабости духа русского этноса в отличие от тех же евреев или армян. Предки нынешних украинцев с выражением покорности и принятием правил игры, навязанной победителями, малость поторопились.

А как же народные войны против польского господства? - могут мне задать резонный вопрос. Туземный персонал польского поместья много терял от политических потрясений. Не думаю, что перспектива изгнания хозяев, с которыми наладилось определенное взаимопонимание, вызывала прилив энтузиазма. Непросто пожертвовать теплым местечком и взяться за оружие. Разве что фортуна совсем уж отвернется от ляхов, а хозяин совсем уж хам... Но среди инициаторов восстаний их точно не было.

Оранжевая революция в Украине явилась выступлением украинских националистов при возникновении угрозы утраты контроля над государственным аппаратом. Она показала, до каких пределов допустима демократия в этой стране. Демократические процедуры приемлемы до тех пор, пока обеспечен необходимый результат выборов. Иначе вмешивается Майдан и корректирует результаты волеизъявления. Была реализована мечта западноукраинского электората об "украинской власти". Выборочное возмущение общественности коснулось нарушений в левобережной Украине, в то время как в западных областях спокойно "проголосовали" миллионы мертвых душ из числа находящихся за границей на заработках. Может быть и неплохо, что в тот момент население восточной Украины было плохо мобилизовано и недостаточно активно. Крови удалось избежать, а банкротство оранжевой власти наступило быстро.

Не следует переоценивать общедемократический компонент украинского национализма. Договориться не получится. Высшее руководство Украины готово признать своими духовными прародителями деятелей из ОУН-УПА, местной версии фашизма. Украинский национализм унаследовал от поработителей западной части Украины, откуда он и пошел, технологию подавления инородцев, а заодно и миллионов людей числящих себя украинцами, но склонных к русской культуре.

Для русских в Украине пришло время определиться с главными ценностями. Значит ли что-то для нас принадлежность к великой русской общности? Осознаем ли мы величие русской культуры? Готовы ли стерпеть оплевывание России шарлатанами от украинской исторической науки? Кем собираемся воспитать своих детей? Понимаем ли мы, что предписанная нам поза подчинения откроет дверь в убогий мирок, где единственная плата за беспамятство - презрение?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Тюменский
Все статьи Иван Тюменский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28