Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Словно сомкнутые три свечи..."

Матвей  Славко, Русская народная линия

20.11.2006


Свято-Покровскому монастырю Харькова - 280 лет! …

Есть ментальные стереотипы, которые человек, выросший в определенной среде, глядящий с младых лет на определенный ландшафт, хранит в течение всей жизни. И именно ландшафт определяет лицо места. Для Харькова одной из таких сущностных - зримых и духовных черт, опор, знаков - стал почти с самого основания города Покровский собор - одно из старейших сохранившихся сегодня зданий, возвышающийся над рекой Лопань, на главном холме города, в Нагорном районе. Монументальный и возвышенно-величественный образ Покровского собора как нельзя ярче выражает эстетические представления народа Слобожанщины. А Покровский монастырь в этом году отмечает 280 лет!

Свято-Покровский монастырь ХарьковаИзвестно, что город Харьков был основан казаками, людьми военными. Для них праздник Покрова Божией Матери - наиболее почитаем. Поэтому и один из первых храмов, возведенных в Харькове, был посвящен этому великому празднику. Люди, переселявшиеся на Слобожанщину от преследования униатов на Западно-Украинских землях, за свое спасение благодарили Богородицу и Ее Покров. К Ней обращались в молитвах все пострадавшие за Святую Православную веру. В строящемся, расширяющемся и укрепляющемся Харькове был основан Покровский храм, который вскоре стал основой святой обители. В последующие годы Свято-Покровский мужской монастырь стал духовно-просветительским центром Слободской Украины, поскольку на его базе был основан Коллегиум (в нем преподавал в свое время Григорий Сковорода), давший на заре XIX в. начало двум учебным заведениям - Харьковскому университету и Духовной семинарии.

Покровский собор расположен рядом с площадью Конституции (в Советское время - сначала Тевелева, потом - Советской Украины, а до большевистского переворота - Николаевская) и является ценным памятником украинской архитектуры второй половины XVII века. Во внешней отделке здания видны элементы русской архитектуры - свидетельство связей русской и украинской культур, при этом исследователи считают его типичной украинской трехкупольной церковью. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. В начале 1990-х годов началась реставрация собора и в настоящее время он передан в распоряжение Харьковской епархии.

Как все начиналось

Начало возведения каменных храмов на Слобожанщине приходится на 1680-е годы - время расцвета стиля барокко в архитектуре и искусстве Украины. За 100 лет господства этого стиля на Слобожанщине было создано 600 храмов, подавляющее большинство из них были построены из дерева, однако около 50 храмов были каменными.

Рассматривая феномен слобожанской церкви, следует учитывать как бытовой, так и социально-исторический, экономический контексты, политическую волю народа и духовную сущность этого явления. В 60-е годы XVII ст. из центральной Украины и Брацлавщины, где всё ещё царила Руина, на западную Гетманщину и Слобожанщину потекли тысячи беженцев, которые быстро заселили эти полупустынные земли. Плодородные почвы, сравнительно спокойная жизнь способствовали быстрому росту благосостояния населения, созданию экономических предпосылок для каменного строительства. Руина не только ужаснула людей, но и направила народные силы в новое русло. На фоне Руины вставала проблема созидания соборного строя жизни. Пути и методы его намечаются прежде всего в архитектуре... После многих лет гонения на православную веру начался период активного возведения храмов.

Гетманско-государственный стиль украинского барокко

Если Иван Самойлович в нерешительности пробовал различные варианты сакральной архитектуры, то Иван Мазепа уже сделал окончательный выбор.

Для сооружений времён Мазепы характерно воплощение в камне государственно-созидательных, своего рода гетманско-самодержавных тенденций. Тенденции эти отражались в таких архитектурных формах, которые как бы угнетали человека величием монументальности. Принципы стиля гетманского барокко - массивность и движение, которое служит не совершенству архитектоничного тела, не красоте сооружения в целом, а действию, которому подчиняется это тело. Барокко сосредоточивает силу движения в одной точке, где даёт ей прорваться и где она растрачивается чрезмерно и напрасно, остальные же части сооружения остаются тупо бездушными. Барокко решает одну из задач творчества, состоящую в необходимости поднять и нести материю, решает её с усилием и нетерпеливым напряжением. При этом не только отдельные части здания выполняют заданную им работу, - движение передаётся всей массе, всё сооружение принимает в нём участие.

Пышность, своеобразное расположение частей и деталей сооружений, декоративность орнамента, игра светотени подчёркивали преимущества огромной площади каменных церквей. Композиция храмов - архитектурных аналогов периода Киевской Руси (Свято-Успенский собор в Лавре, Михайловский в Киеве, Борисоглебовский в Чернигове) - подверглась в эпоху барокко определённым изменениям. Представители нового направления попытались объединить в каменном храмовом строительстве европейские веяния искусства барокко с собственной традицией Киевской Руси, синтезировать старый украинский пятисрубный храм с типом римской базилики.

К этому типу каменных церквей в Гетманщине можно отнести постройки, которые были сооружены при гетманах Иване Самойловиче (1672-1687) и Иване Мазепе (1687-1709) на их собственные средства либо на средства их полковой верхушки: такие как Трапезная с Введенской церковью Троицко-Ильинского монастыря (1677-1679), Спасо-Преображенский собор во Мгарском монастыре возле Лубен (1684-1701), Троицкий собор Троицко-Ильинского монастыря под Черниговом (1679-1695), Богоявленский собор в Братском монастыре на Подоле (Киев, 1693-1695), Георгиевский собор и Трапезная в Выдубичах под Киевом (1696-1701), церковь на Ближних пещерах в Лавре (1700) и др.

Народный стиль украинского барокко на Слобожанщине

280-летие Свято-Покровского монастыря в ХарьковеНа Слобожанщине имели место несколько иные политические и культурные условия, нежели в Гетманщине, и потому соревнование верхушки казачества (казацкой старшины) с остальной частью казацкого демократического слоя имело здесь свои особенности. Полученные на некоторое время от государства Московского свободы полностью удовлетворяли потребности слобожанской посполитой и казацкой массы, необжитость края способствовала консолидации различных слоёв населения.

А самодержавные идеи Гетманщины не воспринимались здесь оттого, что часто в политической игре того же Ивана Мазепы Слобожанщину намечалось принести в жертву, подобно тому как стали личными жертвами политических расчётов Мазепы ??етрик (Петро Иваненко) и Семён Палий. При таких условиях только уверенность в собственных силах была залогом возможности выжить.

Слобожанин тех времен (и, кажется, поныне) отличался большим внутренним спокойствием. Слобожанские церкви имеют общие черты, которые отличают их от храмов Гетманщины: это преобладание вертикальной компоненты и уверенная опора мастеров на народные традиции деревянного церковного зодчества. На Слобожанщине это было вызвано необходимостью сохранить преемственность принесённых с Правобережья традиций, удовлетворявших высоким эстетическим критериям, необходимостью утвердиться на новом месте - обжить новое пространство, при помощи камня осознать новые реалии природной и социальной среды.

География церквей, построенных в народном стиле, - это преимущественно восточная Полтавщина и Слобожанщина. Их конструкция утверждает прежде всего преобразовательное движение, безграничность возможностей не только Вселенной и Творца, но и человека. Храм, словно разомкнутый в бесконечность, преисполнен внутренней динамики, которая невольно захватывает наблюдателя, эти постройки как будто растворяются в пространстве, связуя Жертвенного Христа и Христа Побеждающего - в едином гармоничном пространственном воплощении. Практический аспект храма, как места сбора христианской общины православных, замещается метафизическим аспектом причастности ко всеобщему созиданию, всеохватывающей сущности Творца.

Не случайно наиболее выразительным памятником, демонстрирующим синтез трансформированных идей и конструкций слобожанского деревянного зодчества в каменной архитектуре, и стал один из старейших архитектурных памятников Слобожанщины, Свято-Покровский собор (1689) в Харькове.

Немного архитектурных пояснений

Собор практически дословно повторяет слобожанскую деревянную церковь бойковского типа. Он имеет трёхструбное основание и трёхкупольное здание. В наземном плане собор представляет собой три соединённые меж собой восьмиугольника, наибольший из них по размеру - в центре. Из могучего основания, образованного из глухих ренессанных аркад, вырастают три трёхъярусных купола. При этом каждый ярус, более узкий по сравнению с предыдущим, вырастает из срезанного барочного основания, как будто пытается устремиться в небо стройными световыми проёмами и необычайно лёгкой маковкой. Все простенки куполов прорезаны изящными окнами в красивом обрамлении из полуколонн и карнизов.

По словам исследователя украинской культуры Дмитрия Антоновича, "Словно тесно сомкнутые друг с другом три свечи тракирия, разделена она от самой земли на три логичных купола, которые гармонично объединены в одно целое". Нет в украинской каменной архитектуре другого такого сооружения, где так блистательно был бы осуществлён приём высотного раскрытия внутреннего пространства.

Святой Иосаф Белгородский - навсегда с харьковчанами

На престольный праздник в Покровском монастыре этого года, 14 октября, служба шла на четырех языках.

Это была суббота, и уже с утра к Покровскому собору было не подойти. Люди выстроились в длинную шеренгу, чтобы увидеть святыню, - частицу мощей Иосафа Белгородского, подарок от епископа Белгородского Иоана к 280-летию харьковского Покровского монастыря.

Святой Иоасаф, в миру - Горленко, выходец из Полтавщины, - в XVIII в. был епископом Белгородским (до советских времен Харьков входил в состав Белгородской епархии). Напомним, что св. Иоасаф Белгородский был прославлен также осенью, 105 лет тому. Император Николай II тогда специально приезжал в Белгород поклониться его св. мощам. В сентябре 1911 г. народ стекся в Белгород за несколько дней до торжеств. Уже 3 сентября с харьковского, курского, корочанского и грайворонского направлений к городу начали приближаться колонны крестных ходов с иконами и хоругвями. Газеты писали, что собралось около 200 тыс. паломников. Кроме огромного числа людей из окрестных городов и сел прибыли паломники из Архангельщины и Бессарабии, с Волги и Причерноморья, Сибири, Камчатки, со Старого Афона. Прибыли потомки святителя Иоасафа, представители рода Горленко с Полтавщины. Прибыли и верховные иерархи: Московский митрополит Владимир, Харьковский архиепископ Арсений, Курский - Питирим, Полтавский - Назарий. Епископы: Рижский - Иоанн, Орловский - Григорий, Белгородский - Иоанникий, Рыльский - Никодим, Сухумский - Андрей, Гродненский - Елевферий. Всего священников собралось около 400 человек. Над городом и окрестностями стоял "целодневный звон" колоколов всех белгородских церквей и монастырей.

Выдающийся подвижник, преподобный Иоасаф, обретший у Изюма (Харьковской области) чудотворную икону Богородицы Песчанской, считающуюся защитницей от иноплеменных нашествий, особенно почитается в двух соседствующих областях России и Украины, областях-сестрах, - Белгородской и Харьковской. Дважды утрачивались и дважды чудесным образом были обретены его св. мощи. Теперь они покоятся в Преображенском соборе в Белгороде.

Великий подвижник и спустя два столетия продолжает свою объединительную миссию, - и после смерти связуя разрываемое сиюминутными и суетными политиками единое и неделимое тело Русского Православия, укреплявшееся столетиями.

Духовной опорой он остается и Свято-Покровскому собору и монастырю Харькова, который, верим, поставлен и выстоит до конца времен.
Фото автора



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме