Кичливый граф Сафронов

К выставке художника Никаса Сафронова в Харькове

В Харьковской галерее АВЭК с 3 ноября проходит выставка известного художника Никаса Сафронова. Первая персональная выставка в Украине этого московского певца кича и гламура.

Как говорится, только Никаса Сафронова в Харькове и не хватало. В городе, с которым связаны имена Репина, Серебряковой, Лансере и Бенуа, а также классиков украинского авангарда Ермилова и Косарева. В городе, в котором учился любимый ученик Ермилова Косенков, где работал ученик Петрова-Водкина Бондаренко, а сегодня живут и выставляются такие мастера, как Куликов, Гонтаров, Игуменцев.

Трудно сказать, что побудило галерею, отметившуюся рядом резонансных, интересных и высококультурных выставок, не игнорируемую публикой, обратить свой взор на персону Сафронова. Желание подпустить гламура? Расшевелить публику кичем, нанеся пощечину общественному мнению? Причаститься к модному струму, ибо это нынче "носют"?

Как же, как же, это ж "русский Дали"!

И все же странно видеть кичливые полотна Никаса в том же фешенебельном зале, где, кажется, еще вчера экспонировались украинская примитивистка Мария Авксентьевна Примаченко, а позавчера - японские нэцке и прочие красоты.

"Павлины, говоришь?.."

Автопортрет на фоне...Трудно понять, чем отличаются от фотографий или более-менее умело раскрашенных открыток полотна Сафронова - все эти "Воспоминания о Колизее", вариации на тему Вавилонской башни (почему-то в Китае) и т.п.

Символично название "Двое" (2006) - из-за плеча С. Дали выглядывает сам Никас, протягивая нам руку с растопыренными пальцами.

Имеется и "Обнаженная на море". А также портрет обнаженной со спины, "Девушка-саксофон" (2005), - потуга не некую мысль, заставляющая вспомнить "Флейту-позвоночник" Маяковского.

Или кичливое панно с разнообразно-однообразными цветами, космически взошедшими над морем и парусными корабликами.

Или - апофеоз "красоты" и психологизма: лицо девушки в обрамлении цветных павлиньих хвостов (птицы сидят у девушки на голове), а на переднем плане шествуют три пингвина. No commеnts!

Подпущено на выставке и маненько "украинской темы": "Ностальгия по Гоголю" - в тающей цветастой дымке лицо артиста Куравлева, в роли Хомы Брута в кинофильме "Вий".

Особо поражает пейзаж "Красоты Украины" (2006), должно быть, специально сотворенный живописцем для украинской выставки, на котором совсем уж издевательски иссиня-зеленеют какие-то упыриные камыши над рекой; полотно словно только что принесено с распродажи (за 30-50 гривен) самодеятельных живописцев с ул. Сумской, где ему было б самое место.

Глядишь на всё это, и вспоминается восклицание персонажа мультфильма "Остров сокровищ": "Полный... - что? Ах, да! Полный вперёд!"

Умелец Никас планомерно и результативно проводит в жизнь незабвенный призыв - "налетай, не скупись, покупай живопись!", и качество живописи у него соответствующее, самое востребованное, - порой не отличишь от ковриков с базара из советских 50-х годов. Случайно ли в Интернете его имя нередко путают с безликим деятелем советской литературы тех времен А. Софроновым: даже на сайте "Люди", рядом с подробной биографией и фото Н. Сафронова размещена по недоразумению байка про А. Софронова. В принципе, ничего странного: по уровню дарования оба - ягоды одного поля.

"Гламур, кумар, amor..."

Картина Н.Сафронова. 1Учитывая, что Н. Сафронов с 1978 по 1982 гг. все-таки учился по классу дизайна в Вильнюсском художественном институте имени М. Чюрлениса (ныне Академия художеств), мы должны предполагать в нем рисовальческий навык определенного уровня. Осознав также, что г-н Сафронов является и профессиональным психологом (МГУ), можем задаться вопросом, не морочит ли он всем голову, просто-напросто водя за нос, и стиль этот - более-менее умелый кич, эклектичность, "искушенный примитивизм" - является провокацией, просчитанным и намеренно предложенным брендом обществу, готовому такое потреблять. Публика, ты просила: "Сделайте мне красиво"? Так вот - на, ешь, так сказать, ананасы и рябчиков жуй!

Для пиара годится всё. И отзыв Н. Михалкова, который, как и все остальные, выписан на отдельном крупном транспаранте и размещен среди картин. И то, что дети (о них написано особо, в общей аннотации выставки) - не абы какие, не Стёпка и Лёнька, а Стефано Сафронов, проживающий с матерью-итальянкой в Лондоне, и Ландин, проживающий с матерью-немкой в Австралии.

Поэт когда-то написал: "Там лейб-маляр, плутишка лупоглазый, Бросал на холст валютные размазы, В один сеанс писал хозяйке хазы Почти что византийские глаза..."

В нашем же случае - цитата применима, кажется, лишь отчасти (заканчивая валютными размазами), ибо никаких "византийских глаз" на картинах Никаса мы не видим. Он попросту не показал нам своего профессионального умения.

Что касаемо "лейб-малярства" - таки да, весьма. На выставках "опального" Глазунова в середине 80-х мы видели среди картин обилие фото, где автор был снят то с Фиделем Кастро, то с Софи Лорен... Теперь - "новые песни придумала жизнь", новые времена настали и в чемпионате мира по нарциссизму и самопиару: на харьковской выставке Никаса изобильны фото, запечатлевшие его с разнообразным спектром деятелей. Тут и "немного искусства": Никас с Джеком Николсом (держащим свой портрет), Никас с Пьером Ришаром (обнимают друг друга за плечи), Никас с Аленом Делоном, Никас плейбойски целует в щеку ту же (но повзрослевшую - относительно ее фото с Глазуновым - и сильно загорелую) Софи Лорен (рядом - огроменная цитата на белом поле, в рамке: "Когда я смотрю на удивительные портреты, написанные Никасом, как его неспешный диалог с великими мастерами прошлого, я чувствую, насколько восприимчива и тонка его поэтическая душа". Софи Лорен); тут и "немного политики": Никас с четой Ельциных, Никас и Билл Клинтон, Никас между Бушем и Путиным; есть и "много духовности": Никас (справа!) с Патриархом Алексием II (глядят вдаль), Никас склонил чело пред Иоанном Павлом II.

Картина Н.Сафронова. 2Это поражает воображение публики: по проходимости плотных бомондовских слоев Никас превзошел даже феерические возможности разведчика Юстаса (Штирлица), народного любимца. Радуйся за Никаса - он али Ванька-дурак, али Емеля-красавчик, объехавший всех на кривой козе. (Однако на страничке бальзамной книги отзывов, лежащей на стеклянном столе галереи АВЭКа, есть и такой крик на интернет-сленге: "Красаффчег! Тваи картинки - аццтой!").

Кое-что из цветных фото припасено на выставке и для слабонервных дамочек: Никас на фото в белых штанах, в черном расстегнутом пиджаке, наброшенном на голый торс. Никас-секси. Его даже можно украдкой потрогать - через стекло на фото.

Апофеозом самолюбования в стиле а-ля Дали возвышаются над залом два огромных автопортрета - но не оригиналы, а продукты современной полиграфии. Должно быть, отражающие (как фото и с папой римским, и с православным Патриархом) экуменизм и всемирную отзывчивость русской души с нерусским именем: на одном щите гигантский Никас в облачении монаха какого-то средневекового ордена стоит на коленях, полыхая вурдалачьими красными губами и сжимая в руках череп "бедного Йорика" (эта "культурная" аллюзия символизирует, похоже, бренность бытия); воздетые горе очи персонажа дают, должно быть, намёк на какие-нибудь "искушения святого Антония", явно, впрочем, не преодоленные.

Второе полотно загламурено на манер "а-ля рюс": в исконно-посконной белой рубахе, с тесемочкой на лбу на манер древне-русского мастерового, благостный (в меру возможного) Никас смотрит на доску, которую держит в руке; по-видимому, изображая иконописца, только что закончившего духовный труд.

Умиление от этого псевдоблаголепия и этой дурной патоки - так у зрителя и не наступает. Напротив. Как сказал бы незабвенный Веничка Ерофеев, "стошнить-то уже ни за что не стошнит, а вот сблевать - сблюю".

Шутки в сторону

Сафронов Николай Степанович, нынче крепко ухвативший древко знамени скандально знаменитого эксгибициониста Сальвадора Дали (однако сильно проигрывающий предшественнику в даровании), родился в 1956 г. в Ульяновске, в семье военнослужащего.

Нынче он - профессор Ульяновского университета, академик Международной академии искусств, почетный профессор Азербайджанского госуниверситета культуры и искусств, с 2004 - фантастика! - действительный член РАЕН!

Арт-директор журнала "Америка" и - теплее к теме! - "Penthouse", главный художник журнала "Москва и москвичи", и др. и т.п. Международный биографический центр Кембриджа назвал Никаса Сафронова лучшим международным художником 2004-го, присудил ему звание "Живая легенда". Включен в Мировую книгу знаний в раздел "100 лучших мировых художников конца ХХ - начала ХХI вв.", награжден "Алмазом да Винчи" - "за выдающийся вклад в современное искусство". В 2005 г. - не надо баловаться! - медалью "Во имя России", за "активную созидательную деятельность".

Вот строки из канонизированной биографии: "Диапазон творчества Никаса Сафронова невероятно широк: иконопись и кубизм, символизм и психологические портреты. В картинах Никаса много обнаженной натуры. Он стал первым русским художником, начавшим открыто исследовать грань между искусством и порнографией".

Да уж, "слишком широк человек, я бы сузил!" (Иван Карамазов).

Картина Н.Сафронова. 3Но читаем дальше: "Западными коллекционерами куплено более 700 его картин... Он писал портреты многих всемирно знаменитых личностей: В. Путина, М. Горбачева, С. Демиреля, Г. Алиева, Ю. Лужкова, Н. Михалкова, М. Магомаева, А. Пугачевой, И. Кобзона, М. Ростроповича, Д. Дудаева, Хулио Иглесиаса, Монтсеррат Кабалье, Стинга, Элтона Джона, Мика Джаггера, Стивена Сигала, Ричарда Гира, Жана-Поля Бельмондо, Анни Жирардо, Майка Тайсона, Клинта Иствуда, Роберта де Ниро, Альфреда Хичкока, Криса де Бурга, Элизабет Тейлор, Стивена Спилберга, Тины Тернер... Все портретируемые говорят о необычности и чудодейственности работ Никаса".

Люди слабы, легко подсаживаются на тщеславье, что с успехом эксплуатирует прагматичный Никас, тиражируя их высказывания о "необычности и чудодейственности" своих полотен. Как написал Вознесенский, "даже герои поэмы "Плохо" требуют сложить о них "Хорошо".

Нужно ли сомневаться, что и на харьковской выставке Никаса "засветился" весь харьковский бомонд: первые лица города и области, политики, ценители искусства, художники, архитекторы, дизайнеры, журналисты - "практически в полном составе посетили вернисаж" ("Вечерний Харьков"). Сам маэстро на открытии тоже присутствовал.

К чести харьковчан надо сказать, что они, хоть и ходят на эту выставку (галерея открыта для бесплатного посещения с 18 до 20 часов и в выходные дни; в остальное время - закрыта, поскольку здесь расположен офис концерна АВЭК), однако не создают очереди (как стояли здесь же на выставку японских миниатюр).

Вклад в "духовность державы"

В той же справке, размещенной на транспаранте выставки, в отдельной рубрике "Мецентанская деятельность" скромно отмечено, что Н. Сафронов помогает возводить православный Иоанно-Предтеченский храм в Ульяновске, является куратором и опекуном ульяновской средне-общеобразовательной школы им. Никаса Сафронова, с углубленным изучением культурологи, гуманитрано-экономического лицея им. Никаса Сафронова в Димитровграде.

Красными буквами в конце напечатано: "Мечта: Вернуть России статус духовной державы, возродить культурные традиции русского... наследия".

Этим целям, должно быть, весьма соответствуют обнаженные женские телеса с кошачими головами. Или презентация живописца - голиком - на страницах газеты "Спид-инфо", или получение титула "Казанова России-97"...

Поразительно: в 1995 г. Российское дворянское общество пожаловало ему титул графа, а в 1997 г. - титул князя.

...Трубят фанфары. Выносится лавровый венок.

Суждения Никаса откровенны и показательны. В интервью 1997 г. журналу "Футурум-Арт" он сказал: "В наш век - век виртуальной реальности - значение имиджа для представителя творческой профессии приобретает, на мой взгляд, огромное, если не сказать главенствующее, значение. Больше того, я иногда думаю, что все мы зачастую даже не помним творений того или иного мастера, но хорошо помним все скандалы, которые с ним были связаны. Имидж в какой-то степени становится частью судьбы художника (в широком смысле этого слова), его составной частью... Пикассо, равно как Шагал и Иванов, - уже факты мировой культуры. Возможно, им удалось перехитрить мир. И выдать, условно говоря, черное за белое. Но из исторической памяти планеты уже не вычеркнуть эти имена, их образ мышления.... И в истории остаются только действительно талантливые люди, хорошо при этом, разумеется, "раскрученные". На мой взгляд, имиджмейкер и художник - категории равноценные".

Действительно, имитация и иллюзион в наше время - ураганно развивающихся информационных и PR-технологий, как видим, все больше становятся во главу угла. На вершине этой пирамиды (зададим себе вопрос: а вершина ли это, не пропасть ли?) уже абсолютно не имеет значения твое содержание, твоя суть, - а на первые роли выдвигаются имидж и промоушн. К тому же, на фоне повсеместно увядающей культуры (у нас ли, за бугром ли), в условиях нарастания духовной энтропии в Западной цивилизации - звонить о себе, "гнать пургу" становится всё легче, проще.

"Вставайте, граф, вас ждут великие дела!"




Не о таком ли феномене приведенные ниже цитаты из произведений отечественных авторов?

Сергей Есин, "Имитатор":

"Да, это я. Фотограф - это я. Но попробуйте придумать т а к у ю композицию, попробуйте написать ее так... И пусть негодуют мои скромные товарищи по кисти, пусть шушукаются по углам, пусть называют меня копиистом, чертежником, хоть маляром. Слово сказано, мой м и ф созрел. Легенда началась... Слушайте, запоминайте, удивляйтесь, негодуйте. Но эту историю вы расскажете еще двадцать раз. Комментируйте как хотите. Вам предстоит разнести легенду. Я назван как избранный.... Теперь вверх по лесенке успеха... мне уже нет обратного хода. Может быть даже, я успел скрутить талант из своего маленького дара? И теперь не он мне, а я подчиняюсь ему? Иду за ним, а он, как голодный пес, все время требует от меня жертвы, и мне приходится отдавать ему свою жизнь. Мне уже не сойти с круга.

...я понял, что становлюсь в е л и ч е с т в е н н ы м. То, чего мне не хватало всю жизнь. Я будто вырос, я будто позабыл, к а к иногда на меня смотрят художники, мои собратья по цеху, коллеги, я будто перешагнул некий порог, за которым оставил постоянный страх разоблачения.

...Разве и моя фамилия неизвестна? Разве в московских посольствах, в чикагских особняках и у парижских коллекционеров нет... моих картин и портретов?...

Среди иностранной колонии в Москве на меня возник спрос. Я делал портреты шведских и итальянских дипломаток, французских киноактрис, писателей и журналистов, навещавших в то время Москву из-за рубежа....

Мне оставалось только ублажать своих милых заказчиц. А у них, конечно, свои интересы, свое паблисити. Смотришь, в Нью-Йорке или Стокгольме и выходит журнал с репродукцией написанного мною портрета. А жена посла, его дочь либо какая другая высокопоставленная дама, покровительница искусств, как известно, простому художнику позировать не может, только самому знаменитому, только великому, самому известному в стране. Это уже само собой разумеется. А здесь и я с таким журналом в руках любой заказ вырву.... в наше время ни один дар даром не расцветает. Реклама двигает коммерцию.

...и здесь надо догадываться, быть психологом, сердцеведом, потому что... каждый хочет себя видеть умным, благородным, талантливым и по возможности привлекательным. А дальше в соответствии с умом, возрастом и профессией. Умным людям нельзя льстить слишком. Некрасивых надо делать только привлекательными. Актеру можно приписать все положительные качества, он с этим согласится. Начальствующие дамы любят, чтобы их писали в старинных интерьерах. Молодые технократы хотят в своих лицах видеть жестокость суперменов. Очень умного человека можно написать жестоким и властным. Люди по натуре жестокие любят сентиментальные аксессуары: цветы, собак, птиц. Общественные деятели должны выглядеть ре-пре-зен-та-тив-но.

Но кто же должен был вывести меня к славе? Кто? Кто? Кто станет этим добрым и бескорыстным меценатом?... Женщины, артистки, красавицы!...Надо было выбрать не только красивую, знаменитую, но и влиятельную. Или саму по себе задорную и занозистую, чтобы входила к начальству, хлопая дверью, или такую, у которой со связями муж....По фотографиям на обложках журналов я их уже давно написал, все детали будущей композиции тщательно отштудировал в альбоме. Мне необходим был только факт знакомства. Я уже знал, что балерина будет изображена в виде сильфиды с крылышками за спиной, опереточная дива в скромной кофточке за роялем... а драматическая актриса была изображена стоя, в простом концертном платье, чуть подсвеченном снизу рампой. Скромно, величественно, но с крошечным намеком на серовский портрет Ермоловой. Так сказать, с подтекстом.

...у вас удивленные глаза, вам кажется, что это нарушение каких-то правил. А каких? Я разве по клеточкам воссоздаю свой портрет? Вы видели когда-нибудь, чтобы мой портрет был раскрашенной фотографией? Был без выдумки, был без какой-нибудь острой детали?

...Я знаю изъян, который природа мне дала в отместку за верную руку. По складу своего дарования я копиист, великий копиист, которому не дано зажечься непосредственно от самого огня природы. Моя стихия - поправки, дополнения, уточняющие моменты, соавторство.... Я способен удвоить яркую, самобытную, острохарактерную натуру, но выявить скрытый огонь в ней или тайный порок на стертом, невыразительном лице я не в состоянии. Это будет похожее лицо, и не более".

Виктор Пелевин, "Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда":

"...автором был некий Лукас Сапрыкин - видимо, кто-то из богемных приятелей Сракандаева. Она называлась "Курская битва"....Как именно Лукас Сапрыкин увидел Курскую битву, вызвало у Степы спазм предсердечной тоски. Картина изображала розовую "тридцатьчетверку", стоящую посреди поля, по которому бродили огромные тигры. На башне танка сидел на четвереньках голый человек в маске Бэтмана и гадил прямо в открытый люк."

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Минаков:
Альма-матер Харькова
Один из старейших университетов Российской империи отмечает день рождения
19.11.2019
Закалка стали по Николаю Островскому
К 115-летию со дня рождения писателя
01.10.2019
Гвозди без шляпок
«Россия 1» потрясла прямыми трансляциями музыкального конкурса «Новая волна»
13.09.2019
Неодержанная победа
За небрежение к небесным указаниям плата для России слишком высока
29.08.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019