Югоосетинский вопрос неразрывно связан с историей расширения Российской империи и распада Советского Союза, то есть, с историей нашего общего отечества. Осетины - один из древнейших народов, живущих в России, относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи и, по некоторым предположениям, является потомком античных скифов и сарматов. Среди своих соседей - горских народов Кавказа - осетин выделяют две особенности: их подавляющее большинство - православные христиане, и живут они по обоим склонам Большого Кавказского хребта. На севере это Республика Северная Осетия - Алания в составе России. А вот на юге судьба осетинской государственности складывалась драматично.
В середине XVIII века осетины жили абсолютно самостоятельно. Руководитель российской коллегии иностранных дел Бестужев-Рюмин писал в своём докладе 9 января 1748 года:
"Осетинский народ... в Кавказских горах... в пограничности к Грузии живущий, вольной есть и ни у кого в подданстве не состоящий..."
Вхождение осетин в состав России произошло в 1774 году, за 9 лет до формального и за 27 лет до фактического вхождения в её состав Грузии. В середине XIX века соседние грузинские князья совершали неоднократные попытки подчинить осетинское население крепостной зависимости, что натолкнулось на яростное сопротивление осетин и прямой запрет русской администрации. Императорским указом южные осетины были переведены в разряд государственных крестьян и исключены из всякого контроля грузинских феодалов. В грузинском учебнике 1912 года осетины совершенно определённо причислены к соседним с Грузией народам.
Всё изменила гибель Российской империи в 1917 году. Руководство созданной годом позже так называемой Грузинской Демократической Республики повело политику насильственного присоединения соседних земель. В мае 1920 года выборные делегаты юго-осетинского народа приняли меморандум, в котором, среди прочего, говорилось:
"1.Южная Осетия - неотъемлемая часть Советской России. 2.Южная Осетия входит в состав Советской России на общем основании НЕПОСРЕДСТВЕННО. 3...вхождения в Советскую Россию через грузинскую или иную республику, хотя бы и советскую, мы ни под каким видом не допускаем".
Ответом на это была вооружённая грузинская агрессия, в ходе которой до 18 тысяч осетин было убито а около 50 тысяч вынуждены были бежать на север. Впоследствии это было названо первым геноцидом осетинского народа.
После установления советской власти в Грузии большевицкие правители- "интернационалисты" не вняли пророссийским симпатиям осетин и волевым путём включили Южную Осетию в состав Грузинской ССР в виде Юго-Осетинской автономной области, провозглашённой в 1922 году. Автономия эта, впрочем, носила лишь декларативный характер. Грузинское руководство проводило здесь политику ассимиляции, заменяя исконные осетинские географические названия искусственно изобретёнными грузинскими. В 1939 осетинская письменность была принудительно переведена с латинской графики на грузинскую. Одно время даже в паспортах народ был искусственно разделён на "северных" и "южных". Регион оставался бесправным аграрно-сырьевым придатком Грузии. В то время, как по всему Советскому Союзу население росло, в Южной Осетии оно сокращалось: 99 тысяч в 1989 году против 107 тысяч - в 1939-м.
89-й год стал рубежным во взаимоотношениях двух народов. Грузия на всех парах неслась к выходу из союзного государства, одновременно усиливая давление на "малые" народы в своём составе. В ноябре этого года в результате так называемого "мирного похода" грузинских националистов во главе с Гамсахурдиа на столицу автономии - Цхинвал - пролилась первая кровь. Дальше её было всё больше и больше. В декабре 1990 грузинский парламент объявляет об упразднении автономии, а в январе 91-го в Цхинвал были введены грузинские войска, которые с трудом удалось выбить местному ополчению. Последующие полтора года бои шли с переменным успехом, но в итоге народу Южной Осетии удалось отстоять свою свободу. Сделано это было с помощью в том числе и России - не её тогдашнего ельцинского руководства, а тех, кто не потерял веры в идеалы Российской империи Белого Царя - семьи народов. Второй геноцид осетинского народа 1989-92 годов обернулся гибелью примерно 3000 человек, около трёхсот пропало без вести, свыше 40 тысяч бежали в Россию, более ста населённых пунктов сожжено.
Установившееся в 1992 году хрупкое перемирие начало рваться с приходом к власти в Грузии очередной проамериканской администрации Мишико Саакашвили. "Демократически избранный" президент, превративший свою и без того в кавычках "независимую державу" в американский штат Восточная Джорджия, продемонстрировав своим нищим подданным полную неспособность хоть как-то улучшить их положение, начал бряцать оружием. В этих условиях Южная Осетия решила юридически упрочить свою фактическую независимость и провела 12 ноября по этому вопросу референдум, увенчавшийся успехом. Воля народа была выражена ясно и однозначно. Интересно, что на контролируемой грузинами части территории республики было организовано так называемое "альтернативное" голосование, избирком которого не нашёл ничего умнее, чем разместиться в селе Эредви. Том самом, где в 1991-м грузинскими демократическими бандформированиями были заживо закопаны 12 мирных осетин в возрасте от 18 до 74 лет...
Понятно, что южные осетины не хотят и не будут больше "находиться в составе" Грузии. Понятно, что весь расчёт режима Саакашвили - на помощь "американского дядюшки", без пушек которого "Великая Грузия" никогда не состоится. Понятно, что ни США, ни Евросоюз, ни их холуи в молдовах и латвиях никогда не признают волю осетинского народа "законной" (вот в Косово - пожалуйста, но не здесь). Понятно, что Южная Осетия - очередной рубеж, сдав который, нормальным людям будет всё труднее сопротивляться наглому заокеанскому диктату. И понятно то, что ключ от решения этой проблемы - в России. Сдадим или не сдадим осетин - единственных последовательных друзей России в центральной части Кавказского хребта - вопрос ко всем нам.
Это был Александр Сартов с передачей "Горячая тема" на радиостанции "Русский край".