itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как один "епископ" трех президентов поучал

Комментарий РАЦИРС по поводу недавних заявлений лидера неопятидесятников С.В.Ряховского

Новости Москвы 
0
165
Время на чтение 7 минут
Неистощима на причуды российская действительность, издавна щедро питавшая сатирическую ветвь отечественной литературы. Кому не памятен с детской поры казус двух незадачливых генералов, прокормленных на необитаемом острове смекалистым мужиком? Словно подражая герою щедринской сатиры, "епископ" Сергей Ряховский решил поддержать в тяжелую минуту президентов Украины, Грузии и России своими оценками и советами. Мудрость этих его суждений мы и попытаемся осмыслить в свете событий, волнующих не только политиканствующих сектантских лидеров, но и всех россиян.

В течение нескольких дней на неизменном пристанище опусов С. Ряховского Портале-Credo.Ru были размещены два документа за его подписью: "Реакция епископа РОСХВЕ Сергея Ряховского на указ президента В. Ющенко по реабилатации ветеранов ОУН-УПА" (датировано 20 октября, размещено 23 октября) и Заявление "Я никогда не откажусь от своих друзей - грузин" (30 октября). Если в первом из этих текстов Ряховский непосредственно обращается к президенту Украины г-ну В. Ющенко, то во втором прямых обращений к президенту Грузии г-ну М. Саакашвили не содержится и автор ограничивается тем, что дважды упоминает его в третьем лице.

Кто же еще один, третий, глава государства, которого С. Ряховский решил одарить своим вниманием и не вновь не смог обойтись при этом без прямых советов?! Им оказался ни кто иной, как президент Российской Федерации Владимир Путин... (Остается предположить в порядке постановки диагноза, что г-н Ряховский, под впечатлением своего членства в двух совещательных органах при российском президенте, решил не только советовать в них по мере востребованности, но и усвоить себе отныне самонадеянную манеру выступать с рекомендациями В. В. Путину и публично).

Сами по себе высказывания любого человека в СМИ по поводу тех или иных политических событий и лиц, разумеется, не могут вызывать не только упрека, но и недоумения. Однако в рассматриваемом случае недоумение возникает, как только мы сопоставим "активную гражданскую позицию" сектантского вожака Ряховского с его же собственным тезисом: "...смешение церковного служения и политической деятельности губительно для церкви" (см. подписанное им "Заявление Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)...", опубликованное 29 марта 2005 г.). Показательно, что и в самой неопятидесятнической среде эта противоречивая двойственность политиканствующего "епископа" не осталась незамеченной и получила довольно ехидную оценку. Приведем слова из материала И. Светова "Конфликт версий, или Как поссорились Сергей Васильевич и Алексей Семенович" (журнал "IN VICTORY", июль 2005 г., с. 18-24.), где в разделе "Политика и христианство?" автор не без колкости отмечает что и "сам Сергей Васильевич определял ценность своего назначения в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ следующим образом: "...Это открывает широкие возможности для интеграции нашего евангельского протестантского движения в общественную гражданскую жизнь России. Для нас сейчас открывается доступ в комитеты общественного регионального, федерального уровня..." (с. 23).

Добавим к сопровожденному язвительным комментарием о непоследовательности Ряховского и переменчивости его суждений мнению И. Светова наше собственное любопытное наблюдение. Как известно, религиозный деятель, подписывая любой документ, ставит перед своим именем титул, указывающий на сан (не будем сейчас уточнять, насколько в данном случае правомерный и признанный Церквями, хранящими представление об апостольском преемстве). Таким образом сан и имя сливаются как единое и неразрывное обозначение личности человека, а потом уже, после имени, если есть необходимость, указываются другие звания, степени и т. п. Герой же нашего повествования, получив, по-видимому, желанный и долгожданный статус члена двух совещательных президентских структур - упомянутого Совета и Общественной палаты - охотно отодвинул свое "епископство" на второй план, подписывая теперь все публичные документы в первую очередь как член Общественной палаты при Президенте РФ, и лишь потом напоминая публике о своем "епископстве".

Вернемся к тексту заявлений С. Ряховского. При более внимательном их прочтении бросается в глаза несколько примечательных моментов. В первом документе Ряховский ломится в открытую дверь, обличая ужасы фашизма и зверства членов Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии в годы Второй мировой войны. Три четверти заявления занимает цитирование свидетельств их бесчинств. Слов нет - это действительно чудовищные злодеяния. Но, что, г-н Ряховский и впрямь считает, что он впервые просвещает на этот счет президента Украины?! Было бы нелепо предполагать, что автор заявления столь наивен.

Посмотрим на второе заявление С. Ряховского. В нем он мечет громы и молнии против президента Грузии, квалифицируя "действия руководства Грузии" как "провокационные", а персонально М. Саакашвили - как человека, напрочь лишенного мудрости: "...нам остается только молиться, дабы была дарована ему мудрость свыше, чтобы как президент он служил не спонсорам, а своему народу".

Любопытно, что в этом заявлении от Ряховского достается и российскому руководству. Одобрительно процитировав Президента России, он в остальном сетует: "Сегодня мне странно и грустно видеть, как... некоторые российские чиновники создают проблемы простым грузинским гражданам...". Или: "...мы своими неразумными действиями вынуждаем смолкнуть даже наших верных союзников в Грузии". Сразу возникает вопроса: "Кто это "мы""? Ведь не себя же персонально вкупе с приспешными имеет в виду автор, из контекста со всей очевидностью явствует, что "мы" - это Россия в лице ее подконтрольных Президенту федеральных министерств и ведомств, причастных к разрешению конфликта. Это именно их руководителям С. Ряховский неизобретательно советует набраться опять все той же мудрости: "Россия должна быть мудрой в таких конфликтах, ибо это ее жизненная необходимость". (Заодно напрашивается и еще два неудобных для "епископа" вопросика: "А чьи это "наши" верные союзники в Грузии - нас как россиян в целом или же непосредственно С. Ряховского и его окружения?"; и "Кто они по существу - эти "верные союзники" - грузинский народ, с которым у России и впрямь много общего, или некие определенные группы в современной Грузии?" Нюансики, но весьма многозначительные.)

Мыслит г-н Ряховский широко, масштабно, прямо под стать государственному деятелю самого высокого ранга. Тут-то и настало время проанализировать его опусы с точки зрения психологии творчества: какие тайные мотивы двигали пером мудреца-"епископа"? Сразу возникает образ некоего олимпийца, с заоблачных высот взирающего на мелкие страсти крупных политиков и снисходительно и величественно раздающего всем сестрам по серьгам. И мы не преувеличиваем, амбициозности ему не занимать - что для него земные вершители судеб, когда и о желаниях и действиях самого Бога ему наперед известно: "Я уверен (заметьте, не осторожное "думаю", а наполненное апломбом "уверен" - А. Д., Л. С.), если мы не захотим услышать голос братьев и сестер наших, то и Бог не захочет услышать голоса нашего". Оставим на совести "епископа" явный дефицит смирения и кротости и обратимся еще к одному обстоятельству.

Какая авторская позиция угадывается за всем этим словесным потоком и его стилистикой? Позиция, которую уместнее было бы назвать позой, невольно вызывающей аллюзию к известной крыловской басне. Слоны сегодня мало кого занимают, а вот поднять голос на глав государств не каждому по плечу. Не нужно обладать особым даром проникновения в тайны человеческой души, чтобы разглядеть то, что читается на поверхности: перед нами нередкий случай мучительной жажды самоподтверждения любой ценой, которая чаще всего питается неудовлетворенными амбициями личности, ощущающей в чем-то свою ущербность.

Что принципиально нового содержится в этих его заявлениях? Что фашизм во всех его изводах и проявлениях омерзителен, известно не один десяток лет. Что в исторических судьбах россиян и грузин много общего, тоже не является тайной за семью печатями. И никакая, даже самая напыщенная риторика не способна добавить что-либо нового к этим очевидным истинам. Зачем же понадобилось г-ну Ряховскому практически на протяжении одной недели явить граду и миру два заявления кряду, тем более, что сделаны они были не в жанре интервью, а потому безответным остается вопрос, кто же побудил его выступить с этими заявлениями? В самом деле, об интервью на темы Украины и Грузии его никто не просил, а нынешний статус С. Ряховского (даже с учетом его членства в Совете и Палате) отнюдь не обязывает его оповещать мировое сообщество о своей точке зрения на каждое политическое событие.

Думается, что разгадать подлинные мотивы, которыми руководствовался г-н Ряховский, сделал оба заявления именно в данный момент, можно, если учесть, что появились они одно за другим незадолго до назначенного дня первого судебного слушания по его иску к РТР и профессору А. Л. Дворкину, отметившему, что имя С. Ряховского как российского неопятидесятнического лидера ассоциируется с активным участием украинских неопятидесятников в "оранжевых событиях" на Украине. Аргументация этого суждения была приведена в заявлении профессора А. Л. Дворкина от 12 октября с. г., размещенном на сайте Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского и направленном в СМИ.

Поскольку в этом заявлении доказывалась обоснованность принадлежащего профессору А. Л. Дворкину утверждения, г-ну Ряховскому срочно понадобилось убедить членов предстоящего судебного заседания, а заодно и общественное мнение в своей "антиоранжевости". Вот почему его заявления оказались обращенными именно к тем странам, нынешнее руководство которых пришло к власти путем так называемых "оранжевых революций". Хочется верить, что его усилия окажутся напрасными и что даже с помощью такого "хитрого хода" г-ну Ряховскому никого не удастся ввести в заблуждение.

С другой стороны, сделанные Ряховским ходы показывают необходимость и полезность общественного давления на тоталитарные сектантские структуры и их лидеров. Попав под свет критики - неотъемлемого элемента демократического общества - сектанты вынуждены отказываться (хотя бы внешне) от самых своих одиозных практик. Но даже такие внешние перемены благотворны, ибо хотя бы немного, но смягчают экстремизм сектантской деятельности. Так что нынешние - при всей их смехотворности - заявления Ряховского все же показывают правильность избранной нами тактики: жесткой и нелицеприятной критики сектантского лидера и его организаций. Заявляем, что эта линия будет продолжена нами и впредь. Необходимо подчеркнуть, что наша непреклонность в этом плане диктуется не соображениями отдельных личностей, а насущной общественной потребностью противодействовать экспансии тоталитарных сект во имя блага и интересов россиян.
Президент РАЦИРС
профессор А. Л. Дворкин

Ответственный секретарь РАЦИРС
священник Лев Семенов,
кандидат исторических наук, доцент

9 ноября 2006 г.
г. Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25