Сергиевское торжество в день народного единства

О смысле единства - взгляд из Нижнего Новгорода

0
823
Время на чтение 9 минут
Мы уже привыкли слышать о том, что в Нижегородской области проходят торжества, связанные с именем преподобного Серафима Саровского. В этом году День Народного Единства будет встречен в Н.Новгороде с молитвой преподобному отцу нашему Сергию Радонежскому. И вот почему.

4 ноября архиепископ Георгий освятит возрожденную церковь во имя преподобного Сергия, а затем после Божественной литургии именно от этой церкви отправится ставший уже традиционным Крестный ход, посвященный Дню Славы Нижегородского ополчения (таково первоначальное название нижегородского праздника, ставшего в 2005 г. общероссийским).

Если в прошлом году ко Дню Народного Единства был восстановлен и освящен Святейшим Патриархом Алексием II храм Рождества Иоанна Предтечи, от которого Кузьма Минин начал собирать ополчение, то к будущему Дню Единства руководство Нижегородской епархии собирается восстановить Казанский храм, построенный в честь Казанской иконы Божией Матери, шедшей во главе Нижегородского ополчения. По поводу этого храма в 2005 г. было много шума в связи со строительством на его месте торгово-развлекательного центра.

Весьма и весьма символичным в этом году будет выглядеть крестный ход, который соединит эти три храма. Подобная программа праздника далеко не случайна, как не случайна и связь Дня Народного Единства с именем преподобного Сергия.

Сергий Радонежский и Нижегородское ополчение

Именно Сергий Радонежский явился нижегородскому гражданину Козьме Минину в сонном видении со словами: "Разбуди спящих", а, следовательно, именно с преподобным в первоистоках как раз и связано Нижегородское ополчение.

В годы Смуты многие подвижники веры рассылали по городам русским грамоты, призывающие народ постоять за веру православную. Посылал такие грамоты и святой Патриарх Ермоген, умученный поляками, и сергиевпосадские архимандрит Дионисий, и келарь Авраамий. Снова и снова рассылало русское духовенство свои письма во все города вверх и вниз по Волге, умоляя русских людей подняться на защиту Московского государства.

Итак, в начале было слово. Напомним же некоторые обстоятельства того, как этот призыв был осуществлен на деле.

В Нижнем Новгороде жил тогда человек по имени Кузьма Минин, ремеслом мясник, известный благочестием и добродетелями. Была в его доме особая комната, в которой он имел обыкновение молиться. И вот однажды, когда он спал в этой комнате, осеняемый святыми иконами и отдыхая от молитвенных трудов, явился ему во сне преподобный Сергий и повелел собирать казну, нанимать ратных людей и идти на освобождение Москвы и всей Руси. Проснувшись, Кузьма сильно испугался. Но, поразмыслив, он все-таки решил, что собирание войска - это не его дело, и успокоился.

Вот полная версия той благочестивой истории, являющая завидный пример для всех наших современных патриотов и ревнителей благочестия. Пример, исполненный глубокого смирения, как раз и свидетельствующего об истинности происходившего. Таковы законы, по которым высшие реальности духовного мира только и могут вторгаться в пределы земной истории, раздвигая ее и возводя в историю священную.

Тот же мотив мы находим и в других подлинно эпохальных явлениях мировой истории, свидетельствующих о том, что вовсе не сразу берется православный человек за осуществление своей предначертанной от Бога миссии.

Так, неоднократно и со страшными предупреждениями являлась Пресвятая Богородица в сонном видении крестьянке Евдокии Адриановой, в связи с обретением ею Державной иконы. Не брался и Иван Грозный за осуществление опричнины, пока не единожды был о том всенародно прошен. Многих трудов стоило упросить братии и самого преподобного Сергия стать игуменом Радонежским, а стать митрополитом Московским его не смог упросить даже святитель Алексий.

Так и Кузьма Минин внимает только повторному видению, когда преподобный Сергий является уже с грозным обличением: "Разве не возвестил я тебе волю Божию - собрать казну и нанять ратных людей, чтобы они с Божией помощью очистили Московское государство от безбожных поляков и прогнали еретиков?"

Проснувшись в трепете и великом ужасе, Кузьма почувствовал, что тяжко болен. Только теперь он понял, что тяжко согрешил, когда в предыдущий раз пренебрег Божиим откровением. Кузьма стал каяться и усердно молиться преподобному Сергию об исцелении и дал обет исполнить все, что тот ему повелел.

Так, на истинном Камне веры и не на чем ином основано было дело спасения русского народа - второе победоносное Нижегородское ополчение, на которое Мининым были найдены и полководец (Димитрий Пожарский), и духовное руководство (нижегородского протопопа Дионисия), и пророческое благословение (преподобного затворника Иринарха).

Вот обо всем этом, а наипаче о духовной природе мининского предприятия и будет напоминанием нынешний нижегородский крестный ход, который выйдет из возрожденной и новоосвященной церкви Сергиевской.

И, конечно же, дело будущего - того будущего, когда великие нижегородцы Кузьма Минин и Димитрий Пожарский (в схиме Козьма) будут прославлены в лике святых - это чтобы в этой церкви появилась икона - образ явления Сергия Радонежского Кузьме Минину. Икона духовного основания земной победы. Икона, которая будет вполне традиционной для всей нашей истории, поскольку искони Земля Русская строилась ничем иным, как чудом Божиим.

Сергий Радонежский и Нижний Новгород

Читая о вторичном явлении преподобного Сергия Кузьме Минину и грозном укоре, вспоминается личное посещение Нижнего Новгорода Сергием...

Было это в 1366 г., когда Суздальский князь Борис Константинович, не желая признавать власти Московского Князя, самовольно захватил Нижний Новгород, вотчину своего старшего брата Димитрия Константиновича, к тому времени уже подчинившегося Москве.

Не желая братоубийственного кровопролития, великий Князь Димитрий Иоаннович (Донской) просит святителя Алексия направить в Нижний Новгород преподобного Сергия, чтобы вызвать Бориса в Москву. Сергий исполняет послушание, но даже его тихому и кроткому гласу, которому некогда вняли и ростовский князь Константин Васильевич, и суздальский Димитрий Константинович, и Олег Рязанский, не внимает гордыня Борисова. На увещания Сергия он отвечает, что князей судит один только Бог. Он же, Борис, знает только хана, который утвердил за ним Нижний Новгород, и больше не желает подчиняться никому. Тогда властью, данной ему митрополитом, преподобный Сергий затворяет все храмы в Нижнем. Богослужение тотчас прекращается... Надо знать, какое значение имел храм в жизни наших предков, чтобы понять всю суровость этой меры - негде стало крестить детей, венчать молодых, поминать и отпевать покойных. Это можно сегодня сравнить с закрытием всех государственных учреждений. Жизнь встала. Горожане были на грани бунта, и князь Борис вынужден покориться. Тем временем из Москвы приходит сильная рать под начальством его брата Димитрия Константиновича, и Борис выходит навстречу старшему брату с повинной.

Вот так в конкретно-краеведческом приближении выглядело дело примирения феодальной междоусобицы на Руси. Таково местное краеведческое знание, серьезно проясняющее для нас образ преподобного Сергия и те методы, которыми он действовал во благо единства Руси. Таковы те многозначительные детали и коррективы, которые всегда вносит местная история в мировую.

Действительно, историческая реальность выглядит вовсе не так елейно, как это подчас пытаются в упрощенном виде представить студентам и школьникам, толкуя символ соборного объединения Руси - икону Пресвятой Троицы Рублева - в либерально-демократическом духе равенства.

Да, конечно, когда мы размышляем о священной триаде - царя, священника и пророка - явленной в образе соузничества великого князя Димитрия, святителя Алексия и преподобного Сергия, то параллели с Рублевским образом вполне могут быть правомерны.

Но что касается вопроса о власти, то примирение княжеских междоусобиц не может происходить на основе равенства.

Это надлежит понимать всем нам, поскольку и сейчас раздаются подчас призывы всем патриотам объединиться. Но на какой основе и под чьим руководством - вот в чем вопрос.

Пример преподобного Сергия учит нас, что примирение политиков - это приведение всех их под власть одного, в основе чего может лежать только духовный авторитет Церкви. В той конкретно-исторической ситуации - это была власть Московского Князя.

И если сегодня многие об этом забыли, то тогда, в веке XVII-м, для всех нижегородцев видение простому купцу Кузьме Минину именно Сергия Радонежского означало именно это - купно за едино. То есть в перспективе - за власть одного, за восстановление исконного Самодержавного Московского Царства.

Таков смысл русского понимания Единства. Поэтому-то всем нам нужно особенно четко помнить о каком единстве, о каком "гражданском обществе" применительно к событиям 1613 г. идет речь. Особенно учитывая, что инициатором Дня Народного Единства выступил никто иной, как нынешний Президент, в день второй инаугурации которого 7 мая 2004 г. в Нижнем Новгороде по случайному стечению обстоятельств открылась выставка единственной картины - известного полотна Константина Маковского "Воззвание Минина к народу", 13 лет находившегося до того на реставрации... [1]

Случайность? Или все-таки вторжение общей закономерности русской истории?

Из истории нижегородского храма преподобного Сергия

На одной из тихих улочек Нижнего - Сергиевской - сегодня шум как на большом проспекте: десятки людей, несколько единиц техники ведут непрерывную работу. Здесь заканчивается восстановление Церкви в честь преподобного Сергия Радонежского, подводятся итоги четырех реставрационных лет.

С церковных стен практически убраны леса, на прилегающей территории выравнивается ландшафт и выкладывается асфальт, реставрируются и прилегающие дома, многие из которых - современники церкви. В перспективе планируется провести озеленение прилегающей к церкви территории.

Восстановление Сергиевской церкви (она же Спаса Нерукотворного) это один из этапов нижегородского проекта "Ильинская слобода", связанного с именем скончавшегося в прошлом году известного ученого академика Валентина Найденко. Смысл проекта в восстановлении исторического центра Нижнего Новгорода: начиная с церквей, а заканчивая всей инфраструктурой. Ведь и в старину городская жизнь завязывалась вокруг церковных приходов, на сходах которых решались и мирские вопросы, и даже судьбы Отечества, как мы и видели на примере истории Нижегородского ополчения.

Храм во имя преподобного Сергия существовал в Нижнем Новгороде издревле. В сотной грамоте церковь эта упоминается как монастырская - "Сергиева монастыря, что на Петушкове", неизвестно когда основанного, и неизвестно в связи с чем потом упраздненного. Церковь эта была деревянная, двухэтажная и сгорела во время пожара в 1701 г.

Дважды церковь перестраивалась в камне. Второй раз, в 1865-69 гг. это стал величественный храм византийского стиля с пятью большими главами и высокой колокольней. В нем было три расположенных в ряд престола: средний в честь Спаса Нерукотворенного Его Образа, и придельные - во имя свт. Николая и преп. Сергия. С 1937 г. в храме находились сначала военный учебный пункт Осовиахима, затем товарищество "Художник" и до 2002 г. в церкви размещалась художественная мастерская.

Что касается последних клириков нижегородского храма, то 5 августа и 13 сентября 1937 г. они были арестованы в числе других 350 членов "православного подполья", когда была "раскрыта" "церковно-фашистская, диверсионно-террористическая, шпионско-повстанческая организация". Священники Иван Павлович Руновский и Авенир Федорович Ильинский и диаконы Алексей Евгеньевич Бетисов, Александр Владимирович Сергиевский и Виктор Яковлевич Лебедев были обвинены в контрреволюционной агитации, вербовке верующих в "организацию". Заседаниями особой тройки УНКВД от 21 сентября и 2-3 декабря они были приговорены к высшей мере наказания и все были расстреляны 4 октября 1937 г., а диакон Виктор Лебедев - 11 декабря того же года.

Так, история первого и второго ига сомкнулась в Нижнем Новгороде с историей злейшего ига третьего...

Как Сергий Радонежский и митрополит Алексий прежде всего восстанавливали горизонтальные, духовные связи Святой Руси, создавая святые обители для просвещения народа Светом Христовым, так и современное священноначалие занимается не иным чем, как возрождением храмов и монастырей, в которых до времени незримо разгорается огонь народной веры.

+ + +

С поставлением зимой 2002 г. на нижегородскую кафедру епископа Георгия (Данилова), постриженника и архимандрита Троице-Сергиевой Лавры, связь Нижегородской земли с именем преподобного Сергия все более упрочается.

В последнее время это родство становится в действиях нижегородского владыки все более очевидным. В год 300-летия основания Саровской пустыни в Сарове возрожден мужской монастырь, причем за основу устава его по благословению архиепископа Георгия взят устав Троице-Сергиевой Лавры. Город Саров тем же летом становится побратимом Сергиева Посада...

Во многом эти связи обосновываются преемственностью между преподобными Сергием и Серафимом, выражающейся в целом в преемственности их культурно-исторического дела (Троицкие монастыри, особые отношения с государственной властью, наименование обоих печальниками земли русской, особая популярность в русском Православии).

Чтобы понять глубинный смысл явления Сергия Радонежского Кузьме Минину необходимо понять: кем же был преподобный Сергий для русских людей того времени?

Вряд ли кто-то ошибется, если скажет, что тем же, кем для нас сегодня является преподобный Серафим Саровский.

Об этом мы уже писали в специальной статье. Причем, что было бы интересно отметить, опубликована эта статья была как раз в день подписания в городе Сарове меморандума о побратимстве двух русских городов.

Что касается готовящегося к чину великого освящения храма Сергия, то при нем планируется открытие отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с молодежью.

Трудно придумать вектор более направленный в будущее, чем работа с молодежью!

Летопись продолжается...
Сергей Чесноков,
кандидат исторических наук, специально для Русской линии

В статье использованы материалы газеты
"Нижегородские епархиальные ведомости" (N 20 за 2006 г.)


СНОСКА:

1 - Ср. любопытное сходство фамилии автора этой, пожалуй, единственной столь широко известной картины о Минине (К.Е.Маковского) с одним из прозвищ Сергия Радонежского - Маковский (по имени достохвального Маковца), упоминаемого в древнейшем житии преподобного.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Чесноков
Прорыва в деле восстановления демографического суверенитета не произошло
Несмотря на новый закон, суррогатное материнства в России всё равно остаётся, а значит остаётся сама форма торговли материнством
09.12.2022
Семья — это 7 «я»
Как классифицировать многодетные семьи
21.09.2022
«Русский народ решил перестать продолжаться в истории»
По мнению Сергея Чеснокова воспроизводство нации – самый сложный, почти недостижимый консенсус России
05.09.2022
Все статьи Сергей Чесноков
Последние комментарии
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
25.04.2024 16:31
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 15:25