Путиловский храм

Путиловский завод, на котором перед революцией работало более 10 тысяч человек, был крупнейшим в столице. Основанный казной в самом начале ХIХ века, он в 1868 году перешел во владение Николая Ивановича Путилова, известного предпринимателя, инженера, изобретателя. Выйдя в отставку, он занялся предпринимательством. Организовал производство железа из чугуна, выплавляемого из озерных руд. В 1863 совместно с П.М.Обуховым участвовал в строительстве сталелитейного завода. В 1868 году купил у казны железоделательный и сталеплавильный завод (позже назван по его имени Путиловским заводом, затем объединение"Кировский завод"), где за 18 дней наладил производство сконструированных им рельсов со стальной головкой для Николаевской железной дороги. При предприятии были открыты (под руководством жены Путилова-Екатерины Ивановны) школа и вечерние классы для рабочих. Совместно с Немецко-Русским торгово-промышленным банком в 1873 году учредил акционерное общество Путиловских заводов, развернувшее производство железнодорожных вагонов и рельсов. В 1869 году приступил к строительству коммерческого порта и Морского канала, а также Путиловской железно - дорожной ветки, но на этом деле разорился.

С середины прошлого века на территории завода имелась часовня, а в 1893 рабочие обратились в епархию с просьбой о храме, проект которого, разработанный Д.Г. Радкевичем, был через четыре года утвержден. Однако строить эту деревянную церковь не стали, а заложили у проходной другую, поменьше, на 700 человек, освятив ее 19 декабря 1899 года. Одновременно близ железнодорожной ветки, на земле, подаренной С.С. Богомоловым, началась подготовка к возведению каменного храма на 2300 человек в память священного коронования Государя. Рабочие каждый месяц добровольно отдавали на него 1% своей зарплаты.

Автором храма был В.А.Косяков, который разработал проект" в русском стиле, наподобие древнехристианских базилик". Закладка здания епископом Нарвским Никоном состоялась 1 июля 1901 года, через полтора года на него подняли колокола, после чего работы замедлились. Главный престол церкви митрополит Антоний освятил 9 мая 1906 года, в Николин день. Пять дней спустя настал черед левого придела св. Александра Невского, 29 июня - апостолов Петра и Павла. На нижнем этаже центральный придел освятили в честь святого великомученика Георгия Победоносца, правый придел - в честь преподобного Авраамия Ростовского, левый - в честь преподобного Серафима Саровского. Через год, в 1907 году, был освящен придел в нижнем этаже в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Именно сюда был перенесен прах Путилова и его жены. До этого выдающийся инженер и предприниматель был похоронен на Гладком острове, откуда открывался вид на построенный им завод, верфь и Морской канал.6 апреля 1908 в нижнем приделе была освящена "пещера Гроба Господня" с витражами И.А. Коркина.

Интерьер новой церкви был выдержан в древнерусском духе. Большинство образов "в стиле прерафаэлитов "написал Ф.Р. Райлян, остальные - М. М. Васильев. Над престолом, как в ярославских церквах, свисала золоченая сень на цепях: в том же ярославском стиле фирма Оловяшникова исполнила утварь и паникадила. Из святынь можно упомянуть икону новопрославленного в 1916 свт. Иоанна Тобольского с кусочком его мантии, прп. Нила Столбенского, тоже с мощами, и присланный с Афона список Иверской Божией Матери с частицами мощей. По средам в храме звучал акафист Божией Матери, по пятницам-Страстям Христовым.

С конца ХIХ века приход начал вести широкую просветительскую и благотворительную деятельность. Подле стен храма помещался приют для сирот и нуждавшихся в уходе детей из бедных семей жителей Нарвской Заставы.

Еще в 1905 году при храме возникло первое в столице Общество хоругвеносцев, члены которого несли в праздники в крестных ходах 34 пары, то есть 68 хоругвей. В 1906 году было организовано благотворительное общество, в 1916 - церковное братство Воскресения Христова, поддерживавшее пещеру Гроба Господня. Братство издавало приходской листок (небольшой приходской религиозно-просветительский журнал). Здесь существовало одно из старейших и обширных в Петербурге - Путиловское отделение Всероссийского Александро-Невского общества трезвости.

Духовенство прихода всемерно поддерживало и укрепляло приходскую жизнь. С освящения до 1915 в церкви настоятельствовал известный проповедник прот. Николай Михайлович Павский, а после него - прот. Павлин Матвеевич Смирнов. Здесь любил служить священномученник Вениамин Петроградский. Но открытым храм оставался недолго. После 1917 года многие любимые и почитаемые народом священнослужители, служившие в этом храме, были арестованы и расстреляны, так как советская власть опасалась их влияния на жителей района и рабочих завода. Среди них следует назвать протоиереев Павлина Смирнова, Александра Васильева, Петра Успенского, Бориса Клеандрова, Вячеслава Силина, Павла Яценко и других, ныне предстоящих Христу и составляющих славу небесной Церкви. При попытке властей изъять из церкви в начале мая 1922 года ценности собравшаяся многотысячная толпа рабочих оказала самое мощное в городе сопротивление, которое было подавлено силой. В 1925 году храм был закрыт и обращен в "Клуб Ильича" завода "Красный путиловец". После войны здание храма было перестроено и переоборудовано в стиле "сталинского классицизма", и здесь разместилась галантерейная фабрика "Север".

До 1990-х годов дожили его бывшие прихожане, помнившие его еще действующим. Они, а также их дети и внуки стали инициаторами возобновления богослужений в стенах Путиловского храма. Администрация фабрики тогда отказала в совершении богослужений внутри храма, отказавшись отвести для молитвы хотя бы уголок. Пастыри и народ молились в праздники святителя Николая Чудотворца прямо на улице, перед стенами храма. И прошло еще 15 лет, пока была вознесена благодарственная молитва Богу в стенах самого храма, и здесь возобновились службы. Сегодня в храме совершаются постоянные богослужения, храм открыт ежедневно. Божественная литургия совершается по праздничным, субботним и воскресным дням.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дарья Мусиенко:
Озерковские православные
Путешествие в "Деревню художников"
03.11.2006
Творить во славу Божию
Творческий путь художника Э.П.Соловьевой
24.10.2006
Сделал дело - и пой смело!
Беседа с руководителем Александро-Невского союза молодежи
04.05.2006
Все статьи автора