Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Философ за роялем

Станислав  Минаков, Русская народная линия

09.10.2006


Концерт Михаила Плетнёва в Харькове …

7 октября в Большом зале Харьковского академического театра оперы и балета им. Лысенко в рамках ХIII Международного музыкального фестиваля "Харьковские ассамблеи" состоялся концерт всемирно известного пианиста Михаила Плетнёва. Этот концерт стал кульминационной точкой не только собственно фестиваля, но и трёх последних музыкальных сезонов Харькова.

Концерт Михаила Плетнёва - одного из самых ярких русских художников современности - явление нетривиальное для культурной жизни Харькова. Остались в прошлом те времена, когда Харьков регулярно посещали музыканты мирового масштаба. С распадом Советского Союза гастрольная система была нарушена, от чего любители музыки страдают по сей день. Не только музыканты, но и их записи, компакт-диски на Украину почти не попадают. И харьковчане, истосковавшиеся по музыке самой высшей пробы, встретили музыканта овацией в момент появления его на сцене.

Михаил ПлетневВпервые Михаил Плетнёв играл в Харькове три года назад. Тот концерт, также пробужденный к жизни "Харьковскими ассамблеями", осуществленный при поддержке главы Харьковской областной государственной администрации Евгения Кушнарева, вызвал у харьковчан небывалый ажиотаж, и зал филармонии, которая принимала выдающегося музыканта, не смог вместить всех желающих.

В этот раз музыканту была предоставлена самая крупная концертная площадка Харькова, но можно с уверенностью утверждать, что и её масштабов оказалось недостаточно. Несмотря на то, что билеты в кассе и единственная (!) в городе афиша-баннер на ХАТОБе появились за два дня до концерта, свободных мест ни в партере, ни на балконах не было.

В программе концерта, организованного при поддержке нынешнего губернатора Харьковской области Арсена Авакова, прозвучала музыка композиторов-романтиков. В первом отделении пианист исполнил "Крейслериану" Роберта Шумана. Во втором, составленном из произведений Фридерика Шопена, прозвучали Полонез-фантазия, четыре ноктюрна и два вальса.

Плетнев за роялем был, как всегда, сдержан, почти аскетичен - фактически без внешних эмоциональных проявлений. Пианист казался непроницаемым, как бы отгородившимся от зрительного зала невидимой стеной, застегнутым на все пуговицы, как и его концертный костюм; и общался он словно не с публикой, а с высшим разумом. Но это и есть особенный способ общения Плетнева со слушателем.

Член жюри VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (в котором победил Плетнёв), замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: "У Плетнёва сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту".

Плетнёва хочется назвать философом за роялем или даже, может быть, - иноком, совершающим духовное деяние. Возможно, поэтому игра Плетнёва кажется отрешённой, в ней больше космического, чем человеческого. Глубокое погружение в запредельные сферы производит впечатление некоего транса, в который вовлекается и слушатель.

Плетнёв владеет инструментом не просто мастерски, но знает его досконально, сущностно - контролируя все пласты фортепианной фактуры во всех её мельчайших подробностях. Звуковая палитра его прикосновения разнообразна - от фортиссимо, сметающего всё на своем пути, до потрясающего, завораживающего пианиссимо, словно останавливающего и время и дыхание. Кажется, что технических трудностей для Плетнёва не существует - виртуозные филигранные пассажи он играет с такой лёгкостью, как будто проводит рукой по воде. Поражает и манера пианиста начинать исполнение произведения - он как бы врывается в музыку, не успевая даже усесться, не дожидаясь, пока стихнут аплодисменты.

Прослушав весь концерт с затаенным дыханием, публика приветствовала и благодарила маэстро стоя - долго и громко крича. Плетнев дважды сыграл на бис - ноктюрн Шопена и этюд Скрябина, так называемый "Революционный".

Стоит ли говорить, что музыка - особенно в таком исполнении - объединительна. В зале были замечены не только простые слушатели или деятели культуры, но и политики из самых разных политических лагерей. В те минуты, глядя на зал, казалось: может, для всеобщего примирения следует обращаться к музыке, её великой мощи, покрывающей всё и снимающей лишнее, наносное, нарочитое, побуждающей прощать? Вспоминался гениальный Андрей Платонов, с его "Котлованом": "...подошла музыка и заиграла особые жизненные звуки, в которых <...> имелось ликующее представление, приводившее тело <...> в дребезжащее состояние радости. Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть её, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности...". Однако завершим цитату: "Музыка перестала, и жизнь осела во всех прежней тяжестью".

Уже стал народным достоянием и вопрос М. Плетнёва, заданный студентке харьковской консерватории, вручившей музыканту цветы после первого отделения концерта: "Скажите, пожалуйста, честно, - не слишком скучно было?"

Дорогой Михаил Васильевич, честно, скучно не было! Было - возвышенно, глубоко, прекрасно.

Справка

В огромном исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига (мировая премьера!) и Симфонические этюды Шумана. В его активе - произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена "Пляска смерти" - парафраз на Dies Irae для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Особо отмечают плетнёвские транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского. Его сравнивают с Горовицем и Микеланджели. "Главное для Плетнева - идея, мысль, - считает музыкальный критик Ф. Фахми, - мыслить для него - значит творить. Сильной конструктивной логике этот пианист подчиняет всё. И даже его блистательная техника как бы отходит на второй план..."

Трактовки исполняемых Плетневым произведений покоряют своей глубиной и эмоциональной духовностью, яркой индивидуальностью и совершенством.

Яркая творческая натура Михаила Плетнева гармонично проявляется и в его композиторской деятельности. Он - автор Триптиха для симфонического оркестра, Фортепианного квинтета, Фантазии на казахские темы для скрипки с оркестром, Транскрипции фрагментов балета "Анна Каренина" Родиона Щедрина. "Пролог" и "Скачки" из этого балета он включил в свою программу на конкурсе имени П.И. Чайковского и с успехом исполняет в концертах. Плетнев переоркестровал I и II фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов "Щелкунчик" и "Спящая красавица".

Плетнёв известен в мире не только как пианист, лауреат международных конкурсов, в том числе - обладатель Гран-при конкурса им. П.И. Чайковского, но и как дирижёр. С момента основания и до 1999 г. Плетнев являлся художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда Российского национального оркестра. Этот коллектив Плетнев вывел в разряд лучших симфонических оркестров мира. Теперь его приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры.

На пике славы и успеха Михаил Плетнев принял решение в начале сезона 1999/2000 года сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского Национального оркестра, мотивируя столь серьезный шаг тем, что исполнение административных функций создает определенный дефицит времени, и тем, что он хотел бы полностью сосредоточиться на своей творческой деятельности - композитора, пианиста, дирижера... Коллектив учредил для него звание - "Почетный дирижер Российского Национального оркестра".

За большие заслуги перед российской музыкальной культурой М. Плетнёв награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997), удостоен высоких званий: Народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии имени Ленинского комсомола (1978), Заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнёв - лауреат премии Award (1996) - "Лучший пианист года" (своего рода музыкальный "Оскар"), лауреат Премии президента РФ, Государственной премии РФ (2006), независимой российской премии "Триумф", а также Европейской культурной премии.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме