Философ за роялем

Концерт Михаила Плетнёва в Харькове

7 октября в Большом зале Харьковского академического театра оперы и балета им. Лысенко в рамках ХIII Международного музыкального фестиваля "Харьковские ассамблеи" состоялся концерт всемирно известного пианиста Михаила Плетнёва. Этот концерт стал кульминационной точкой не только собственно фестиваля, но и трёх последних музыкальных сезонов Харькова.

Концерт Михаила Плетнёва - одного из самых ярких русских художников современности - явление нетривиальное для культурной жизни Харькова. Остались в прошлом те времена, когда Харьков регулярно посещали музыканты мирового масштаба. С распадом Советского Союза гастрольная система была нарушена, от чего любители музыки страдают по сей день. Не только музыканты, но и их записи, компакт-диски на Украину почти не попадают. И харьковчане, истосковавшиеся по музыке самой высшей пробы, встретили музыканта овацией в момент появления его на сцене.

Михаил ПлетневВпервые Михаил Плетнёв играл в Харькове три года назад. Тот концерт, также пробужденный к жизни "Харьковскими ассамблеями", осуществленный при поддержке главы Харьковской областной государственной администрации Евгения Кушнарева, вызвал у харьковчан небывалый ажиотаж, и зал филармонии, которая принимала выдающегося музыканта, не смог вместить всех желающих.

В этот раз музыканту была предоставлена самая крупная концертная площадка Харькова, но можно с уверенностью утверждать, что и её масштабов оказалось недостаточно. Несмотря на то, что билеты в кассе и единственная (!) в городе афиша-баннер на ХАТОБе появились за два дня до концерта, свободных мест ни в партере, ни на балконах не было.

В программе концерта, организованного при поддержке нынешнего губернатора Харьковской области Арсена Авакова, прозвучала музыка композиторов-романтиков. В первом отделении пианист исполнил "Крейслериану" Роберта Шумана. Во втором, составленном из произведений Фридерика Шопена, прозвучали Полонез-фантазия, четыре ноктюрна и два вальса.

Плетнев за роялем был, как всегда, сдержан, почти аскетичен - фактически без внешних эмоциональных проявлений. Пианист казался непроницаемым, как бы отгородившимся от зрительного зала невидимой стеной, застегнутым на все пуговицы, как и его концертный костюм; и общался он словно не с публикой, а с высшим разумом. Но это и есть особенный способ общения Плетнева со слушателем.

Член жюри VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (в котором победил Плетнёв), замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: "У Плетнёва сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту".

Плетнёва хочется назвать философом за роялем или даже, может быть, - иноком, совершающим духовное деяние. Возможно, поэтому игра Плетнёва кажется отрешённой, в ней больше космического, чем человеческого. Глубокое погружение в запредельные сферы производит впечатление некоего транса, в который вовлекается и слушатель.

Плетнёв владеет инструментом не просто мастерски, но знает его досконально, сущностно - контролируя все пласты фортепианной фактуры во всех её мельчайших подробностях. Звуковая палитра его прикосновения разнообразна - от фортиссимо, сметающего всё на своем пути, до потрясающего, завораживающего пианиссимо, словно останавливающего и время и дыхание. Кажется, что технических трудностей для Плетнёва не существует - виртуозные филигранные пассажи он играет с такой лёгкостью, как будто проводит рукой по воде. Поражает и манера пианиста начинать исполнение произведения - он как бы врывается в музыку, не успевая даже усесться, не дожидаясь, пока стихнут аплодисменты.

Прослушав весь концерт с затаенным дыханием, публика приветствовала и благодарила маэстро стоя - долго и громко крича. Плетнев дважды сыграл на бис - ноктюрн Шопена и этюд Скрябина, так называемый "Революционный".

Стоит ли говорить, что музыка - особенно в таком исполнении - объединительна. В зале были замечены не только простые слушатели или деятели культуры, но и политики из самых разных политических лагерей. В те минуты, глядя на зал, казалось: может, для всеобщего примирения следует обращаться к музыке, её великой мощи, покрывающей всё и снимающей лишнее, наносное, нарочитое, побуждающей прощать? Вспоминался гениальный Андрей Платонов, с его "Котлованом": "...подошла музыка и заиграла особые жизненные звуки, в которых <...> имелось ликующее представление, приводившее тело <...> в дребезжащее состояние радости. Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть её, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности...". Однако завершим цитату: "Музыка перестала, и жизнь осела во всех прежней тяжестью".

Уже стал народным достоянием и вопрос М. Плетнёва, заданный студентке харьковской консерватории, вручившей музыканту цветы после первого отделения концерта: "Скажите, пожалуйста, честно, - не слишком скучно было?"

Дорогой Михаил Васильевич, честно, скучно не было! Было - возвышенно, глубоко, прекрасно.

Справка

В огромном исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига (мировая премьера!) и Симфонические этюды Шумана. В его активе - произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена "Пляска смерти" - парафраз на Dies Irae для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Особо отмечают плетнёвские транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского. Его сравнивают с Горовицем и Микеланджели. "Главное для Плетнева - идея, мысль, - считает музыкальный критик Ф. Фахми, - мыслить для него - значит творить. Сильной конструктивной логике этот пианист подчиняет всё. И даже его блистательная техника как бы отходит на второй план..."

Трактовки исполняемых Плетневым произведений покоряют своей глубиной и эмоциональной духовностью, яркой индивидуальностью и совершенством.

Яркая творческая натура Михаила Плетнева гармонично проявляется и в его композиторской деятельности. Он - автор Триптиха для симфонического оркестра, Фортепианного квинтета, Фантазии на казахские темы для скрипки с оркестром, Транскрипции фрагментов балета "Анна Каренина" Родиона Щедрина. "Пролог" и "Скачки" из этого балета он включил в свою программу на конкурсе имени П.И. Чайковского и с успехом исполняет в концертах. Плетнев переоркестровал I и II фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов "Щелкунчик" и "Спящая красавица".

Плетнёв известен в мире не только как пианист, лауреат международных конкурсов, в том числе - обладатель Гран-при конкурса им. П.И. Чайковского, но и как дирижёр. С момента основания и до 1999 г. Плетнев являлся художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда Российского национального оркестра. Этот коллектив Плетнев вывел в разряд лучших симфонических оркестров мира. Теперь его приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры.

На пике славы и успеха Михаил Плетнев принял решение в начале сезона 1999/2000 года сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского Национального оркестра, мотивируя столь серьезный шаг тем, что исполнение административных функций создает определенный дефицит времени, и тем, что он хотел бы полностью сосредоточиться на своей творческой деятельности - композитора, пианиста, дирижера... Коллектив учредил для него звание - "Почетный дирижер Российского Национального оркестра".

За большие заслуги перед российской музыкальной культурой М. Плетнёв награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997), удостоен высоких званий: Народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии имени Ленинского комсомола (1978), Заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнёв - лауреат премии Award (1996) - "Лучший пианист года" (своего рода музыкальный "Оскар"), лауреат Премии президента РФ, Государственной премии РФ (2006), независимой российской премии "Триумф", а также Европейской культурной премии.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Минаков:
«Наш апостол, Андрей Первозванный...»
13 декабря - день почитания апостола Андрея, ученика Христа
13.12.2019
«Цвет благовонный, в Малей России процветший...»
26.11/9.12 - Память Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731)
09.12.2019
Альма-матер Харькова
Один из старейших университетов Российской империи отмечает день рождения
19.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
12.12.2019
Что выходит, когда сапожник печет пироги...
Новый комментарий от Наталия 2016
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Ортодоксос
12.12.2019
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019