Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В Свято-Флоровском Вознесенском монастыре

Ольга  Надпорожская, Русская народная линия

04.10.2006


Паломничество в святую обитель …

В начале июня в Киеве жарко, отцветает сирень, розовые кусты стоят в бутонах, пахнет травой, которую несколько дней назад скосили, а теперь она превращается в сено прямо посреди города, на крутых зеленых холмах. Круглолицый трамвай спускается с гор к Днепру, на Подол, туда, где так много старинных храмов и монастырей, где и в жару хранят прохладу стены Свято-Флоровской Вознесенской обители. Там бежит из-под горы источник, шумя крыльями, спускаются с высоких храмов голубиные стаи, поют птицы в ветвях плодовых деревьев, и льется рассказ одной из насельниц монастыря, рассказ об истории древней Флоровской обители.

В давние времена на киевском Подоле кипела торговля, и возле того места, где возник потом монастырь, вероятно, стояли конюшни. Коноводы расхваливали породистых скакунов, приглядывались к ним привередливые покупатели. Мученики же Флор и Лавр с древности почитались на Руси как покровители животноводов, потому что, по преданию, во время обретения их честных мощей прекратился падеж скота. По всей видимости, именно торговцы лошадьми возвели здесь храм во имя святых Флора и Лавра, призывая Божие благословение на свои труды.

Когда же был построен здесь первый храм, и когда выросла вокруг него женская обитель? Известно, что она существовала еще до разорения Киева Менгли-Гиреем, бывшего в 1482 году. В лето 1566-е в грамоте польского короля Сигизмунда Августа II обитель именовалась "здавна существовавшей" на сем месте, а право удерживать монастырь и "чинить там службу по греческому обычаю и закону" передавалось протопопу Иакову Гулькевичу. В 1632 году внук отца Иакова, Иоанн Богуш-Гулькевич, принял постриг в Киево-Печерской Лавре и передал права на обитель игумении Агафии "и по ней наступаючей игумении... и законниц теперешних и напотом будучих".

В 1711 году к Флоровскому монастырю была присоединена Вознесенская женская обитель, находившаяся напротив святых врат Киево-Печерской Лавры. Вместе с имуществом и земельными угодьями Флоровской обители перешло и название Вознесенского монастыря, и с тех пор она стала именоваться Свято-Флоровской Вознесенской.

До революции Свято-Флоровский монастырь был процветающей обителью. Помимо пяти каменных храмов, при монастыре существовали богадельня и больница, училище для девочек из бедных семей. Всего же в обители было около сорока зданий, служащих для различных нужд обители, а подвизалось здесь более восьмисот насельниц.

После октябрьской революции многие монастыри и храмы Киева, в том числе и Киево-Печерская Лавра, были упразднены. По милости Божией, Флоровская обитель не так долго была закрыта: в 1929 году здесь прекратилась монашеская жизнь, а во время немецкой оккупации, в году 1941-м, в монастыре вновь появились сестры. Они и не уходили далеко - жили здесь, неподалеку, на Подоле. Восстанавливала монастырь после запустения игумения Флавия (Тищенко). Как рассказала мне послушница монастыря Светлана, в то время в обители подвизались одни схимницы и послушницы. Затем послушницы сороковых годов приняли постриг, а вот новых в монастыре не появилось: в начале шестидесятых, во время хрущевских гонений, запретили принимать в монастырь молодежь.

В 1960 году Казанский храм был перестроен под пошивочный цех, в Воскресенском и Трапезном расположилась мастерская объединения "Укререставрация", у матушек были отобраны многие келейные корпуса. В 1962 году монахинь выписали из монастыря, и пришлось флоровским сестрам снимать жилье, работать в миру, а после работы спешить в обитель на послушания. С 1961 по 1980 год количество сестер в монастыре уменьшилось в пять раз...

Два года тому назад, во время моего посещения Флоровского монастыря, все храмы уже были возвращены обители, но богослужения проводились только в Вознесенском соборе. Навсегда утрачен Свято-Троицкий храм, стоявший на Замковой горе (Киселевке), у подножия которой находится монастырь. Храм был взорван в советское время, сохранился только фундамент. Здесь же, на Киселевке, раньше находились кельи матушек и могилы тех, кто уже вселился в вечные обители. К сожалению, кладбище тоже было уничтожено, сохранились лишь отдельные могилы. На Радоницу насельницы монастыря поднимаются сюда вместе с батюшками и молятся об упокоении усопших сестер.

После знакомства с монастырем я решила подняться на Замковую гору, густо заросшую деревьями, и спросила у послушницы Светланы:

- Вы мне потом скажете, как на гору пройти?

- Ой, лучше вам на гору самой не ходить! - испуганно ответила сестра.

- А что такое?

- Дело в том, что сейчас гора... Там только на самой вершине находятся могилы. А вообще - она дикая. Там в последнее время сатанисты собираются. Построили там себе одно сооружение, очень нехорошее. Нам нет благословения на гору самим ходить. Это очень, очень опасно, девушкам тем более! Мы ходили только вместе, с батюшкой впереди...

- Но монастырю эти люди никаких гадостей не делают?

- Нет, ничего, слава Богу...

Флоровские подвижницы

В Свято-Флоровском монастыре подвизалось немало подвижниц, память о которых бережно хранят в обители. Например, княгиня Наталия Борисовна Долгорукова (в монашестве Нектария), вдова попавшего в опалу князя Ивана Алексеевича Долгорукова. Или две игумении: Смарагда (Норова), написавшая популярную некогда книгу "Благоговейные христианские размышления" и Парфения (Адабаш) - автор духовных стихотворений, составительница службы святым Кириллу и Мефодию, первый биограф преподобного Парфения Киевского... Но с особенной любовью рассказывают здесь о преподобной матушке Александре (Мельгуновой), основательнице Дивеевской обители, принявшей во Флоровском монастыре постриг, и об инокине Елене (Бахтеевой), подвизавшейся здесь в начале XIX века.

Матушка Александра, в миру Агафия Семеновна Мельгунова, происходила из старинного дворянского рода, была вдовой полковника и богатой помещицей, занималась благотворительностью и много странствовала по святым местам. Около 1760 года, когда матушка подвизалась во Флоровском монастыре, в тонком сне ей явилась Пресвятая Богородица и повелела идти на север России, где ей будет показано место для основания великой обители. Направляясь из Мурома в Саровскую пустынь, матушка остановилась отдохнуть в местечке Дивеево, где снова сподобилась увидеть Матерь Божию, Которая сказала ей: "Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе".

Поселившись в Дивеево, матушка Александра продала свои имения, отпустила на волю около семисот крестьян, а большую часть капитала пожертвовала на строительство церквей. Известно около двенадцати храмов, построенных с помощью этих денег. Матушка собственноручно помогала строить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери на том месте, где ей явилась Богородица. Подвижница прожила в Дивеево двадцать лет, помогая жившим поблизости крестьянам, наставляя их в духовной жизни, приглядывая за детьми. В 1789 году, перед своей кончиной, преподобная Александра отдала строителю Саровского монастыря, отцу Пахомию, свои последние сбережения: мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешочка меди, прося позаботится об остающихся сиротами трех дивеевских сестрах.

Преподобный Серафим Саровский чтил память угодницы Божией и всех учил каждое утро и каждый вечер кланяться ее могиле, молясь так: "Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у престола Божия!" Сейчас мощи святой преподобной Александры покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Дивеевском монастыре.

Таким образом, и исторически, и духовно Свято-Флоровский монастырь связан с Дивеевской обителью. Здешние сестры особенно почитают батюшку Серафима, а незадолго до моего приезда Флоровскую обитель посетила настоятельница Дивеевского монастыря, игумения Сергия. Напротив входа в Вознесенский собор, на стене храма святителя Николая, сделана большая роспись: преподобный Серафим молится на камне в лесу.

Возле Воскресенского храма обители, под застекленным балдахином, находится могила, на поклон к которой идут все паломники, посещающие обитель. В этой могиле, в гробу, который приготовил для себя святитель Тихон Задонский, покоятся останки инокини Елены (Бехтеевой). Официально инокиня Елена не канонизирована, но ее очень почитают в монастыре, и, по словам насельниц обители, многие получают помощь по молитвам у ее могилы.

В миру инокиню Елену звали Екатерина, родилась она в 1756 году в Задонске, в знатной семье. На восемнадцатом году жизни втайне от родителей девушка ушла в один из воронежских монастырей, взяла на воспитание сироту и стала мирно жить в обители. В 1783 году скончался великий подвижник того времени - святитель Тихон Задонский, и инокиня Елена неожиданно оказалась владелицей гроба, который святой приготовил для себя.

Этот гроб, очень скромный, обитый черным сукном, святитель давно хранил у себя, молился и плакал возле него и, подобно многим святым, даже спал в нем. В этом гробу он просил и похоронить себя. Когда усопшего святителя облачили в архиерейское облачение, оказалось, что этот гроб для него слишком тесен, и святого торжественно похоронили в другом. При раздаче имущества усопшего его старый гроб достался инокине Елене. И теперь уже эта подвижница молилась и плакала над убогим гробом, считая себя недостойной покоиться в нем.

В дальнейшем святитель Тихон явился инокине Елене во сне и утешил ее в трудных обстоятельствах. Дело в том, что, как и многие люди праведной жизни, она пользовалась не только уважением многих, но и возбуждала по отношению к себе зависть. Когда к инокине Елене начали приходить за наставлением миряне, игумения монастыря невзлюбила ее и стала стараться удалить из обители. Наступил день, когда подвижнице пришлось покинуть монастырь, и она, в сопровождении близкой подруги, инокини Евгении, отправилась на родину.

Жизнь инокинь в миру была очень тяжела, и в конце концов им удалось снова поступить в монастырь, на этот раз - киевский Флоровский. Но и здесь сестер ждала беда: в монастыре дважды случился пожар, и дважды сгорела келия подвижниц. Подруги в бедности жили неподалеку от Киева, пока, наконец, по ходатайству митрополита Киевского Евгения, они не были вновь приняты во Флоровский монастырь - теперь уже навсегда. Здесь инокиня Елена была очень любима всеми монастырскими старицами, и Господь уже не посылал ей столь тяжких испытаний.

Скончалась подвижница в старости, в марте 1834 года. Перед смертью она причастилась Святых Христовых Таин и видела Чашу с Дарами окруженной небесным сиянием. Похоронена инокиня Елена была в гробе святителя Тихона, который она хранила столько лет и носила с собой во время всех своих скитаний.

Сейчас в Свято-Флоровском монастыре подвизается около двухсот сорока сестер, а настоятельствует игумения Антония (Филькина). В монастыре много послушниц, среди которых есть и совсем молодые девушки.

- Сколько лет испытывают сестер перед постригом? - спросила я у послушницы Светланы.

- Ну, это по-разному бывает. Это матушка, по молитвам, определяет сама. Бывает, человек несколько лет в обители прожил - и сподобился пострига. А потом все понимают, что он, действительно, был внутренне зрелым. Мы ведь не знаем, что пережил человек в миру. Как говорят наши матушки, неизвестно, кто какую кашу ел. А другой, может, и долго прожить здесь, уже стареньким быть, а все ходить в послушниках. Я сейчас живу в келье одной матушки, которая уже старенькая такая была, а все в подрясничке и платочке ходила. Эта матушка очень долго болела водянкой, из келии почти не выходила. А перед кончиной ей стало хуже, позвали батюшку, пособоровали, постригли, и она преставилась.

Знаете, есть такая история в житиях Печерских святых. Один брат был схимник, а когда преставился, оказалось, что Господь его как послушника зачел. А другой для людей был послушником, а для Господа - схимником. Поэтому иногда старые матушки могут быть просто послушниками, а некоторых могут и рано постричь. Это совершенно ничего не значит. Главное - кто они для Господа. Господь ведь сам вечным послушником был.

Святыни монастыря

Когда мы вошли в Вознесенский собор, сестры переоблачали храм перед Праздником Всех Святых. Стараясь не мешать им, мы обошли храм и осмотрели особо почитаемые во Флоровском монастыре иконы.

До двадцатых годов минувшего столетия в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери. По всей видимости, икона была украдена из храма: вор, должно быть, соблазнился прекрасной ризой, украшенной бриллиантами. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа.

Правый придел собора освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, и в нем находится местночтимый Казанский образ, перед которым молятся об избавлении от слепоты. Особенно почитают в монастыре еще две иконы Божией Матери: Тихвинскую и "Скоропослушницу", украшенную цепочками и крестиками - знаками благодарности тех, кто по молитвам перед этим образом получил помощь от Богородицы.

- Над иконой Скоропослушницы находится образ "Призри на смирение" - тихо рассказывает мне сестра Светлана. - Вы, наверное, слышали о чудотворной иконе Божией Матери, которая хранится в Свято-Введенском монастыре? Образ Богородицы чудесным образом отпечатался на стекле, закрывавшем эту икону. В течение тридцати лет этот образ хранился у нас, а сейчас здесь находится список с него. Он тоже чудотворный, потому что совсем недавно на его стекле тоже появилось отображение. Это произошло, когда снимали стекло, чтобы вытереть пыль. Сняли - а там точно такое же было отображение, как во Введенском монастыре...

И вообще, бывают такие случаи, что некоторые иконы, которые находятся в затемненном состоянии,...на них краски как бы возобновляются! И икона осветляется. Я Вам покажу одну такую икону. Мы никак не можем понять, как она называется: одни говорят - Венгерская, другие - Румынская. Буквально пару лет назад она была просто темной доской. И вдруг стали сами по себе проявляться краски, сейчас изображение уже хорошо видно. Это очень сложно как-то объяснить, разве что тем, что это молитвами матушек все восстанавливается.

...Удивителен образ святого Серафима Саровского, вышитый игуменией монастыря Флавией (Тищенко). Это настолько искусная работа, что на первый взгляд кажется, будто икона не вышита, а написана. Образ батюшки Серафима совсем прозрачный, легкий, а улыбка на лике святого веселит сердце.

В алтаре собора хранится ковчежец с частицами мощей Печерских преподобных. В храме можно приложиться к иконам с частицами мощей святого Иова Почаевского, великомучеников Георгия Победоносца и Варвары. Сами мощи великомученицы Варвары находятся во Владимирском соборе, который сейчас принадлежит раскольникам - "Киевскому патриархату", отпавшему от Вселенской Православной Церкви. Поэтому те, кто желает помолиться святой Варваре и приложиться к ее мощам, часто приходят во Флоровский монастырь.

Мы выходим из Вознесенского собора, кланяемся могиле епископа Феодора (Власова), рукоположенного в годы гонений и, напившись из монастырского источника, идем по направлению к колокольне, возвышающейся над святыми вратам обители.

- Некоторые колокола у нас сохранились еще с древности, - говорит мне сестра Светлана. - А недавно появились новые колокола, которые по своему звучанию удивительно сочетаются со старыми, сделанными из очень редкого сплава. Звон получается еще богаче! Раньше на позолоченном кресте колокольни сидел голубь - так же, как на кресте Успенского собора Киево-Печерской Лавры. В Лавре они такой крест с голубем восстановили, а у нас, к сожалению, нет.

- Ну, у вас зато много живых голубей.

- Да, живых много. Они почему-то всегда любят обители, хотя и не благословляется кормить их на территории. Иначе бы все здесь было в голубях... А вот это наш сад. Я как-то слышала, как одна девушка проводила по нашему монастырю экскурсию для маленьких деток - ну, совсем детсадовского возраста. И сказала, что в монастырях всегда возделывают сад в воспоминание о потерянном рае. Так хорошо она это сказала... Конечно, растения у нас совершенно изумительные. Растет, например, небольшая груша, такая тоненькая, и во-от такие груши на ней! Многие миряне приходят и говорят: мы тоже у себя на дачах сажаем такие растения, а они у нас так не растут. Ну конечно, это по молитвам матушек, и место такое благодатное... Сейчас не очень видно, а у нас есть магнолия своя. И еще такое растение... рододендрон, по-моему... Красивый такой куст, который у нас сохраняется от морозов и ветров. Тропические какие-то растения у нас растут, которых и названия-то трудно запомнить... И как-то они все уживаются друг с другом.
...
Одному из самых почитаемых киевских святых, старцу Ионе, в раннем детстве было вот какое видение. Вместе со святым Иоанном Богословом оказался он в райских обителях. Возле храма Господня росло там множество деревьев. "Некоторые из них цветут, некоторые имеют на себе плоды, готовящиеся к зрелости, а иные имеют уже плоды зрелые и исполнены красоты и благоухания, - писал потом об этом видении отец Иона. - Листьями своими возносят хвалу как бы живые, испуская звук, воссылают пение Господу Богу, всех и всяческая создавшему и устроившему вся премудро и разумно".

И каждый монастырь похож на этот сад, где всякое дерево, всякая травинка, всякая душа непрестанно хвалит Господа. Мы же, торопливые паломники, можем только вдыхать здешний воздух полной грудью, и, уходя в мир, уносить с собой воспоминание о небесном благоухании.

А потом вздыхать о возвращении...

Список использованной литературы

1. Воспоминания об инокине Елене, почивающей в гробе Святителя Тихона Задонского. Киев, 2003
2. Жития святых Православной Церкви. Сост. свящ. И. Бухарев. М., 1999
3. Монастыри. Энциклопедический справочник. М., 2001
4. Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель. Киев, 2004
5. Преподобный Серафим Саровский. Мюнхен-Москва, 1993
6. Сказания о преподобном старце Ионе, Киевском чудотворце. Киев, 2002

Адрес Свято-Флоровского Вознесенского женского монастыря: 04071, Киев, ул. Флоровская, д. 6/8. Телефон: (10-38044) 416-01-81.

Проезд в Киеве: ст. м. "Контрактовая площадь".

Богослужения ежедневные. Монастырь не переходит на летнее время. Вечернее богослужение в 16. 30 (летом в 17. 30), Литургия в 7. 00 (летом в 8. 00), в воскресенье и праздники - в 7. 00 и 9. 30 (летом в 8. 00 и 10. 30). Исповедь совершается во время Литургии.

Настоятельница - игумения Антония (Филькина)

При монастыре действует странноприимный дом. Заведующая - монахиня Мариам (Байрон).




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Natashenka : Елена
2009-12-06 в 22:24

Инокиня Елена осенью 2009 года была канонизирована.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме