Собственно, интернет и был первым и, некоторое время - единственным средством массовой информации, из которого россияне могли узнать о происходящем в тихой Карелии. Кстати, о карельской тишине. Мало кто помнит, как несколько лет назад решением горожан в Петрозаводске было запрещено строить мечеть. Видимо, уже тогда во взаимоотношениях с кавказцами зрели "гроздья гнева". Но вернёмся к интернету, именно в нём сосредоточены наиболее интересные и разнообразные точки зрения на происшедшее. Здесь и позорные благодарности главы Карелии Сергея Катанандова чеченской общине за то, что соизволила выдать подозреваемых, и феноменальные по наглости угрозы Рамзана Кадырова "разобраться", если единоплемённых ему бандитов не оставят в покое. Особый интерес вызывают, конечно, позиции лиц так называемой "демократической" ориентации.
Например, Ирина ХАКАМАДА о беспорядках в Кондопоге высказалась следующим образом:
- Ну вот - доигрались. Вся ответственность целиком и полностью лежит на отдельных партиях, которые в последнее время исповедуют так называемый умеренный бытовой национализм. И это уже - тенденция. Не хочу никого пугать, но я не удивлюсь, что эта история перекинется и в другие регионы России. Если политики с трибун позволяют себе ксенофобские высказывания, то простой народ принимает эти слова как сигналы к действию и реализует их простым и доступным для себя способом - резней. За что боролись, на то и напоролись.
Похоже, Ирина Муцуовна забыла, как в ельцинской команде трудолюбиво создавала эту проблему, когда чеченцам и прочим "горячим парням" открыто давали понять, что любые их противозаконные действия будут рассматриваться, как "издержки менталитета". Видимо, по мнению Хакамады, позиция славянского населения в таких ситуация должна быть чёткой: спокойно ждать, когда тебе перережут горло - чтобы не быть обвинённым в нетерпимости. Если же пытаетесь рыпаться - значит, вы расисты-националисты, наслушавшиеся ксенофобских призывов с трибун. Хакамаде вторит Юлия Латынина в эфире "Эха Москвы", также выложенном в интернете:
Что по этому поводу можно сказать? Что империи всегда распадаются с национальных конфликтов. Это такой признак распада империи. Вот СССР распадался - Сумгаит, Баку, Нагорный Карабах. Наша империя, к сожалению, не является исключением. Конфликты происходят постоянно и, как правило, о них просто не сообщается.
Один из слушателей оценил излияния Латыниной коротким и ёмким определением "проститутка", после чего маститая радиожурналистка тут же перескочила на благодатную бесланскую тему и долго объясняла слушателям, что в гибели заложников виноваты освобождавшие их спецподразделения. А дальше состоялся следующий ёмкий диалог:
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Я хотела бы узнать, а что, собственно говоря, произошло в Кондопоге? Сама суть конфликта? Что-то никто об этом не говорит. Вот судя из вашего объяснения...
Ю.ЛАТЫНИНА. Там драка.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА. Кто, с кем и почему?
Ю. ЛАТЫНИНА. Подрались чеченцы с русскими ...
Вот так, коротко и ясно... Чего ж ещё ждать от забитых кондопожан? Посмотрели на обезображеные трупы сограждан, на бездействующую милицию, послушали по радио "политкорректные" объяснения таких вот латыниных... и взялись разбирать штакетник.
Но, надо отдать должное, и среди либералов звучат здравые голоса. На сайте АПН опубликована статья Юрия Шевцова, где среди традиционных обвинений власти в бездействии содержатся мысли, столь нехарактерные для демократического журналиста, что мы поддались искушению процитировать их, не смущаясь объёмом текста:
"Каково могло быть иное развитие событий? Какова могла быть иная реакция власти? Есть пример: события 12-летней давности в Беларуси. За полгода до прихода к власти Лукашенко в Беларуси произошли примерно такие же события. В городе Бресте осело несколько тысяч кавказцев с чеченцами в качестве ядра общины, и попытались поставить под контроль город. После смерти от руки одного из кавказцев местной девушки начались волнения. Толпа молодежи собралась у горисполкома и потребовала выселения кавказцев из города. На заводах начался сбор подписей такими же требованиями. В сфере бизнеса прошла своя "мобилизация". Город встал перед угрозой начала погромов. Однако до этого не дошло. Горсовет принял решение упразднить временную прописку для жителей южных республик бывшего СССР и кавказских субъектов федерации РФ, расторгнуть все договора об аренде и любой экономической деятельности с хозяйственными структурами, к которым они причастны, кажется. Даже расторгли браки с местными девушками, заключенными за год или два до того. Тогда в Беларуси еще не было реальной границы с Россией и действовали примерно те же нормы для легализации проживания, которые действуют сейчас в РФ. Получать вид на жительство в РБ гражданам РФ как иностранным гражданам было не надо. Решение горсовета было реализовано.
Кавказцы стали селиться в гостиницах и деревнях за пределами городской черты, тогда районные органы власти продублировали решение Брестского горсовета. Затем к тому же перешли другие области, потом это поддержал сильный тогда парламент. С разной скоростью и эффективностью это решение было исполнено повсюду. Кавказцы как заметная община исчезли... Сгоряча оказались выселены даже те трудяги - азербайджанцы, которые торговали своими мандаринами лет по 30 до того. Позднее кавказцам разрешили оседать в РБ, но не массово. Своих кавказских кварталов тут нет. Своих демонстративно бравирующих своим "джигитством" группировок практически нет. Кавказцы могут иметь бизнес или заниматься иной деятельностью, но так, чтобы не возникало крупных общин, а их деньги создавали рабочие местах для белорусов.... Для местных жителей. Я много лет езжу в Брест и бываю там на базаре - обычно кавказцев там с десяток человек на несколько сотен продавцов и проблем они не создают практически никаких.
Но полностью ситуация с кавказцами была решена только после отстраивания всех институтов власти и укрепления государства. До сих пор время от времени проходят какие-то акции в этом направлении, когда опять кавказцев становится немного больше, чем допустимо, проверяется режим их прописки, и нарушителей этого режима из страны высылают. Всего в РБ по данным МВД на почти 10 млн. человек населения и открытой границе с Россией обычно насчитывается всего лишь около 30 тысяч кавказцев. Они в целом как правило поддерживают белорусские реалии, стремятся интегрироваться тут в спорте или бизнесе. Есть даже очень уважаемый министр по чрезвычайным ситуациям - азербайджанец.
Скорее всего, это образец решения проблем типа тех, которые возникли в Кондопоге: власть взяла на себя улаживание конфликта. В критический момент снизили напряженность выселениями, а потом разрешили вернуться тем, кто занят крупным бизнесом и готов подчиняться местным правилам, не создавая параллельную власть в виде кланов и общин. Важно также уважительно относиться и к самим кавказцам. Они очень благодарны, когда видят силу, надо это их качество не обсуждать, а признать как данность. В критический момент, когда у чеченцев сложилась сложная ситуация во время войны, чеченцы-беженцы даже публично просили у Лукашенко разрешения назвать его именем кого-то из своих детей, родившихся тут, только бы им дали переждать войну. В рамках их ценностей - такие жесты, видимо, им важны".
Постоянные слушатели "Русского края", должно быть, помнят, что мы вспоминали об этой ситуации ещё весной, когда делали передачу о президентских выборах в Белоруссии. Правда, тогда мы слегка ошиблись, и приписали выселение кавказских бандитов из белорусских городов самому Лукашенко. А тут нас демократический журналист поправляет и подчёркивает: оказывается, всё происходило ещё при либеральном и прозападном Шушкевиче. И, заметьте, никаких стонов о "расизме", "дискриминации", "национализме" - ни тогда, ни сейчас. Прямо бери - и перенимай передовой опыт. Очень жаль, но впрямую перенять этот опыт не получится, ибо, применительно к чеченцам, речь идёт о гражданах Российской Федерации. Коим, как известно, никто не может воспрепятствовать перемещаться по территории государства и селиться, где угодно.
Но вот одна ключевая цитата из Шевцова, которая вполне может быть использована, как руководство к действию: "Они очень благодарны, когда видят силу, надо это их качество не обсуждать, а признать как данность". Вот это - совершенно верно. Признать, как данность, и, исходя из этого, строить национальную политику. Исторический опыт проживания чеченцев в пределах российского государства показывает, что когда в России существует твёрдый закон и неотвратимо наказание за его неисполнение, чеченцы показывают себя добропорядочными гражданами. Тогда подполковник Масхадов служит в артиллерии, генерал Дудаев - в авиации, Зелимхан Яндарбиев пишет стихи, а абитуриент Басаев прилежно готовится к поступлению в техникум землеустройства. Было бы наказание неотвратимо - кто знает, может быть, вышеперечисленные персонажи трудились бы на благо нашего общего государства, а не пропали бы собачьей смертью. А наказание - это прерогатива государства. если государство свою прерогативу не выполняет, рано или поздно за это возьмутся граждане посредством самоорганизации, как это и положено в гражданском обществе. Тогда кондопожане и разбирают забор на колья...
Это был Александр Сартов с передачей "Горячая тема" на радиостанции "Русский край".