После прошедших Всезарубежного и Архиерейского Соборов Русской Зарубежной Церкви у ревнителей церковного единства сложилось впечатление, что то, о чем молились, и к чему стремились православные русские люди, наконец-то состоится - две части единой Русской Церкви, благодатность которых подтверждена святыми двадцатого века - св. Лукой Войно- Ясенецким, Алексием Кабалюком, Амфилохием Почаевским и многими другими в РПЦ МП, святителем Иоанном Шанхайским в Зарубежной Церкви, воссоединятся. Единая и сильная Русская Церковь станет мощной силой на пути агрессивного зла. Мы надеялись, что в Русской Зарубежной Церкви хорошо понимают, что против скорейшего объединения выступают откровенно антихристианские силы, которые от безнаказанности прямо говорят, что Русская Церковь должна быть слабой и раздробленной, а сорвать процесс воссоединения между Патриаршей и Зарубежной Церковью надо путем его затягивания.
Поэтому МНОЖЕСТВО СВЯЩЕННИКОВ И МИРЯН В РОССИИ были изумлены и шокированы, ознакомившись с текстом интервью секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ епископа Манхеттенского Гавриила (Чемодакова), опубликованного в желтой газете "Новое русское слово" накануне заседания Священного Синода Русской Православной Церкви Заграницей, на котором будет рассмотрен главный вопрос русской церковной жизни на сегодняшний день-вопрос единства Русской Церкви, принятия и торжественного подписания "Акта о каноническом единстве" между Патриаршей и Зарубежной частями Русской Церкви.
Ладно бы, будь епископ Гавриил честным противником церковного единства. С честными оппонентами мы готовы дискутировать, обсуждать самые болезненные темы.
Но Гавриил откровенно лжет, утверждая, что Русская Православная Церковь не пересмотрела свое отношение к декларации митрополита Сергия о лояльности Церкви власти, стремящийся уничтожить Церковь. В докладе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на прошедшем Архиерейском Соборе РПЦ дана четкая и ясная оценка Сергиевой декларации. 1. В отношении Декларации 1927 года в докладе предложено "взглянуть по-новому на Декларацию" после сравнения ее с Социальной Концепцией, мало того, заявлено, что прошлые заявления церковных властей, противоречащие Социальной Концепции, не могут рассматриваться как акты, имеющие для Церкви какую-либо силу. Это полный и решительный отказ от декларации митрополита Сергия. 2. Дано пояснение, что курс Декларации 1927 года следует понимать, как "несоответствующий подлинной норме церковно-государственных отношений". "Несоответствующий подлинной норме" - это и есть неверный. 3. Заявлено, что курс Декларации не соответствует норме даже при том, что он ранее "обосновывался побуждениями сохранить возможность легального существования Церкви". Другими словами, в докладе признано, что желание "сохранения Церкви" не может быть обоснованием компромиссов с антихристианскими силами. Эти же тезисы легли в основу документов, согласованных и одобренных Согласительными комиссиями обеих частей Русской Церкви.
А епископ Гавриил утверждает, что ничего подобного нет. Такие же подтасовки со стороны еп. Гавриила мы видим и в вопросе "экуменизма". Священноначалие Русской Церкви неоднократно, особенно в последнее время заявляло, что теперь, когда Церковь свободна, никаких совместных молитв и нарушений канонов нет и быть не может, что "экуменические" организации - это дипломатическая и миссионерская трибуна, такая же, как трибуна ООН или какой-либо иной международной организации. Мало того, Православная Церковь, как Столп и Утверждение Истины, ответственна за судьбу отпавших от нее сообществ, но для их возвращения нужно сохранить площадки для диалога.
Возмутительно, что молодой епископ Гавриил поучает Святейшего Патриарха, как управлять Русской Церковью, кому писать или не писать телеграммы. Конечно, ему из Манхеттена видней, он грозит пальцем Русскому Патриарху, который, видите ли, ведет переписку с главами правительств Кубы, Северной Кореи и Вьетнама. Поясним, что власти Кубы строят огромный православный собор, в котором будут готовить священников для Латинской Америки, в том числе и для Зарубежной Церкви, в случае ее просьбы, ибо многие приходы РПЦЗ в Латинской Америке умирают. Телеграмма главе Северной Кореи закономерна - там построен православный собор и возрождена православная миссия. Во Вьетнаме необходимо открыть православные приходы - там много соотечественников. Удивительно - православный епископ Гавриил (Чемодаков) выступает против православной миссии! Нам никогда бы не пришло в голову упрекать Русскую Зарубежную Церковь, которая активно миссионерствовала в таких "демократических" странах, как Гаити или диктатуры южноамериканского континента. Еп. Гавриил хамит не только Патриарху, но и собственному Священноначалию. Он "надеется", что в случае принятия Акта о каноническом единстве "до раскола дело не дойдет". Это шантаж Синода Зарубежной Церкви.
Возникает вопрос. Все эти заявления еп. Гавриила - грубая некомпетентность или сознательный обман со стороны Секретаря Синода Зарубежной Церкви? К сожалению, есть веские основания считать, что второе. И этот обман рассчитан не на собратьев-архиереев, подробно читающих все документы Русской Православной Церкви, это похоже на сознательную дезинформацию общественного мнения и рядовых прихожан, к сожалению, редко полностью читающих церковные документы. Цель одна - сделать из них оппозицию Русской Церкви, затем - раскол.
Епископ Гавриил не так давно стал известен своими связями с "партией Смердякова", всю нынешнюю Россию ненавидящую. Речь идет о теплой кампании Гусинского и Малашенко, организовавших показ кощунственного "Последнего искушения Христа". Епископ Гавриил известен своим сотрудничеством не только с "желтым" "Новым русским словом", но и осознанно антицерковным и антироссийским порталом "Кредо" ( на котором и опубликовано его интервью), идеолог которого Василий Лурье, именующий себя "игуменом Григорием", ушел из Православной Церкви и сменил уже несколько раскольнических группок. После фактического распада т.н. "Российской автономной церкви" Валентина Русанцова он примкнул к т.н. "Российской истинно-православной церкви", глава которой "митрополит" Рафаил содержит "школу целителей", в которой практикуется оккультизм и гипноз. То, что авантюрист и сектант Лурье, специализирующийся на экспериментах с неустойчивыми людьми, склонными к самоубийству, спелся с оккультистом "митрополитом" Рафаилом, закономерно. Секретарем их "Синода" стал еще один авантюрист - "заштатный игумен" Иннокентий Павлов, который известен и публичными оскорблениями Патриарха, и тем, что считает себя главой московских униатских общин, поминая за богослужением Папу Римского.
Впрочем, деятельность клеветников Церкви скоро будет пресечена законным путем- один из этой команды - журналист порнографического "Московского комсомольца" Бычков уже разоблачен как лжец и стукач, помогавший большевикам разлагать Церковь, а теперь помогающий делать тоже самое новым большевикам. Остальные - на очереди. Печально то, что, такие, как еп. Гавриил своим сотрудничеством с откровенными врагами Церкви Христовой, бросает тень на Русскую Зарубежную Церковь. Особенно тревожно то, что епископ Гавриил сотрудничает с антицерковными силами добровольно и сознательно.
Мы верим, что перечисленные выше печальные тенденции не смогут остановить святое дело единства Русской Церкви, тем более, что во главе Русской Православной Церкви Заграницей стоят такие достойные иерархи, как митрополит Лавр, владыки Илларион, Марк, Кирилл, другие замечательные иерархи, пастыри и миряне.
Молитвами святых Новомучеников Российских Русская Церковь будет едина!