Интерес к "опруссачиванию" калининградцев проявляет Литва. Так, литовский филолог Пальмен, еще в 1983 году совместно с московским ученым Топоровым обнародовавший меморандум о возрождении прусского языка, в 2001 году принял имя Микелис Клуссис и стал членом "первой общины возрожденных пруссов". Литовец с взыгравшими прусскими корнями поставил целью своей жизни "возрождение прусской этнической микрогруппы" - разумеется, не путем клонирования.
Научные интересы В.И.Кулакова также представляют собой сплошную "пруссологию". Темой его диссертаций стала жизнь пруссов в эпоху раннего средневековья. Ведь именно пруссы, вдохновленные богом Перкунасом, по мнению профессора, показали всему миру образец воинской славы и обрели тем самым право на бессмертие.
Трудно назвать такое мнение бесспорным: пруссы так и не смогли создать собственной государственности - так же, как и добиться серьезных успехов в строительстве и оружейном мастерстве. Оружие у них было по преимуществу привозное. Деревянные замки этого народа не были способны выдержать напор тевтонцев. Их разрозненные племена, вооруженные порой лишь дубинами, были быстро уничтожены немецкими рыцарями-захватчиками.
Стоит хотя бы немного заняться изучением истории пруссов, чтобы понять, что соотносить себя с этим народом, как это часто делают, особо не задумываясь, некоторые представители калининградской интеллигенции, и глупо, и бессмысленно. Такое самоопределение, по сути, предательство по отношению к своим предкам. К несчастью, интерес к пруссам, зачастую искусственно разжигаемый, заставляет калининградцев идти порой на несерьезные, а порой и клоунские шаги.
Для археолога Кулакова тема пруссов также - арена для декларирования собственных религиозных взглядов: в жизни он откровенно противопоставляет язычество христианству, о котором от него, по свидетельству знающих его людей, в личном разговоре можно услышать нелестные, а порой и кощунственные слова.
Небезразличен Кулаков не только к пруссам, но и к викингам, объединенным с первыми общими языческими традициями. Викинги, среди которых, к слову, было немало христиан, интересны археологу только как язычники. Христианский аспект движения викингов VIII-XI вв. Кулакова абсолютно не интересует. По мнению Владимира Ивановича, Русь, возникшая на базе ценностей языческой цивилизации раннесредневековой Европы должна быть благодарна викингам, ставшим посредниками между пруссами и жителями Древней Руси. Среди разнообразных теорий профессора - древнепрусское происхождение слова "Русь".
У Кулакова есть "карманный" клуб исторического моделирования и реконструкции "Кауп", названный в честь торгово-ремесленного центра эпохи викингов, процветавшего на территории нашей области в числе других варяжских поселений 1000 лет назад. Молодые люди из этой организации принимают участие в раскопках, проводимых Балтийским отрядом института археологии РАН, руководимым Владимиром Ивановичем. Это дает им возможность "из первых рук" пользоваться оригинальными предметами эпохи викингов для их копирования.
Одноименный фестиваль в очередной раз проводился клубом "Кауп" 29-30 июля на месте реального Каупа - в поселке Моховое Зеленоградского района Калининградской области.
Нескольким неделями ранее "Кауп" провел театрализованное представление на месте археологических раскопок Королевского замка. В числе прочего, посетителям предлагалось посидеть на срубе дуба из священной прусской рощи Твангесте.
О том, что фестиваль, бывший до этого мероприятием "для своих", пытается повысить свой статус, свидетельствовала, помимо прочего, широкая реклама мероприятия. Фестиваль проводился "Каупом" совместно с клубом "Говорящая вода", известным калининградцам ранее как клуб "индейцев". Эти люди, до этого отождествлявшие себя с американскими индейцами, теперь, судя по всему, поняли, что в Калининграде пруссы - более выигрышный вариант. Помимо "Говорящей воды" в фестивале приняли участие и другие люди из числа "ролевиков-реконструкторов" - литовцы, поляки и даже белорусы.
Несмотря на усиленную рекламу, зрителей было немного. Подобная историческая реконструкция, к счастью, не обладает еще притягательностью для широких слоев населения. Единственное средство для повышения ее рейтинга - денежные вливания. И "Кауп" начинает прибегать к этому средству. Деньги на нынешний фестиваль были выделены из областного бюджета - он проводился в рамках... празднования 60-летия Калининградской области.
В администрации области, которая спонсировала язычников, по всей видимости, полагают, что дохристианское прошлое - неплохая приманка для туристов. Но при этом неплохо было бы поинтересоваться у самих калининградцев - а насколько все они согласны, отбросив в небытие две тысячи лет христианства, назвать себя идолопоклонниками, населяющими пугающий их мир массой богов и божков, задобрив которых только и можно худо-бедно дотянуть своё смертельно опасное существование.