itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святитель Тихон Задонский в жизни Н.А.Мотовилова

13/26 августа 2006 года - 140 лет со дня прославления святителя Тихона Задонского

0
333
Время на чтение 5 минут
Преосвященнейший Антоний Воронежский всегда почитал святителя Тихона Задонского. Еще во время пребывания своего в Киево-Печерской Лавре он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную литургию и панихиду. По прибытии на Воронежскую кафедру Антоний постоянно ездил в Задонск и совершал там память святителя Тихона. И хотя прославление Задонского чудотворца произошло через 15 лет после кончины архиепископа Антония, 13 августа 1861 года, именно владыка Антоний сподобился обрести мощи святителя и был инициатором его скорейшего прославления.

Святитель Тихон ЗадонскийВ мае 1846 года, при сносе старого храма, тело святителя Тихона было найдено нетленным. Любопытно, что архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, оказалось целым. 20 мая 1846 года владыка Антоний сообщил Святейшему Синоду об обретении мощей святителя Тихона нетленными. С этого времени началась серьезная подготовка к прославлению святителя Тихона Задонского. Несомненно, обо всем этом в подробностях знал и Мотовилов, чаявший исцеления от мощей святителя Тихона по данному ему обетованию.

Считая своим архипастырским долгом довести начатые труды до конца, Антоний, уже слабеющий от болезней, вновь в октябре 1846 года свидетельствовал перед Святейшим Синодом о всенародном благоговейном почитании святителя Тихона Задонского, о множестве чудесных знамений - и ходатайствовал (после повторного освидетельствования святых мощей) о прославлении нового всероссийского чудотворца Тихона.

Из "Записок" Мотовилова следует, что 13 августа 1857 года, в день памяти святителя Тихона Задонского, он писал особое письмо высокопреосвященному Иосифу, архиепископу Воронежскому и Задонскому - для передачи митрополиту Санкт-Петербургскому Исидору и Синоду. Целью письма было засвидетельствовать... еще не совершившееся чудо. В 1834 году исцеливший Мотовилова святитель Антоний Воронежский прозорливо предупредил, что окончательное исцеление совершится над Мотовиловым при открытии мощей святителя Тихона Задонского. С тех пор Николай Александрович с необыкновенным и вполне понятным чувством ожидал исполнения обетования. Открытие мощей святителя Тихона состоялось лишь в 1861 году. Но за четыре года до этого события Мотовилов пишет воронежскому архиепископу: "Долгом моим считаю заранее, до открытия мощей святителя сего, сделать известными все обстоятельства этой болезни моей внутренней и дивных событий, сопровождавших ее..." Через четыре года, в день открытия мощей (13 августа 1861 года) Мотовилов напишет огромную по объему "Докладную записку... о чудотворных исцелениях... по молитвам архиепископа Антония и святителей Митрофана и Тихона...", в которой снова изложит все обстоятельства дела.

Будучи духовным другом святителя Антония Воронежского, Мотовилов давно и нетерпеливо ожидал прославления святителя Тихона в лике святых. Ведь владыка уже в 1846 году знал, что мощи святителя Тихона нетленны и убеждал Святейший Синод приступить к делу прославления великого угодника Божиего. Вероятно, каждый август Мотовилов старался быть в Воронеже. Очевидно, уже в 1857 году Николай Александрович, будучи в Воронеже и Задонске, что-то прослышал про возможное близкое прославление святителя Тихона - и поторопился предупредить о пророчествах, которые были ему даны архиепископом Антонием. Фактически его письмо от 13 августа 1857 года было первой редакцией его "Записок".

Н.А.МотовиловС 9 августа 1861 года в Воронеж начал прибывать народ - на открытие мощей святителя Тихона. По наблюдениям современников, с 9 по 12 августа на празднование прибыло 221 тысяча человек! Едет в Воронеж и Николай Александрович. Безымянный свидетель описывает происходившее 11 августа следующим образом: "На паперти губернатор с жандармами и полицейскими офицерами и командой сдерживал народ, рвавшийся в церковь (имеется в виду Богородице - Рождественский храм -В.М.), куда впускали человек по сту... внутренность храма очень мала и, сверх того, несли много больных" [1]. Автор описывает исцеление одной семидесятилетней старухи, которую с трудом тащили к мощам святителя пять мужчин. Она вырывалась, повалила всех и убежала. У выхода ей скрутили руки и ноги и снова потащили к раке. Лицо и глаза у нее налились кровью, пена шла изо рта. Но как только она коснулась гроба святителя Тихона, она "повисла на нем в судорогах". На другой день она пришла к святителю уже сама - и благодарила его за исцеление. В это же время автор описания наблюдал исцеление слепорожденного мальчика. Возможно, все это видел и Мотовилов - и еще более укреплялся в мысли, что обещанное преподобным Серафимом исцеление обязательно совершится над ним.

12 августа 1861 года в Воронеже продолжались торжества. С утра была отслужена Божественная литургия и молебен перед образом Владимирской Божией Матери. В час дня все услышали благовест с перезвоном в монастыре и в соборе. Через полчаса из собора в монастырь потянулся Крестный ход. Впереди несли мощи святителя Тихона. Народу было разрешено взять - кому посчастливится - покров с мощей святителя.

Ближе к вечеру, в 18 часов, началось всенощное бдение. Служил владыка Антоний Воронежский, а вместе с ним - архиереи, прибывшие из Санкт-Петербурга (митрополит Исидор), Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий, а также Сергий, епископ Курский и Белградский. В храм с трудом входили люди, ибо набралось около 8-ми тысяч человек. Когда сняли крышку, раздались крики простодушной, горячей русской веры: "Батюшка ты наш! Отец наш! Голубчик ты наш! Родимый, ожил ты для нас, кормилец!" Многие из стоявших в храме заливались слезами умиления. В это время архиереи помазывали освященным на мощах елеем. Мотовилов, конечно же, вместе со счастливчиками, проник в храм.

Обстановка, которая сложилась на прославлении мощей святителя Тихона 13 августа 1861 года, хорошо описана в одном из его житий: "13 августа... чрезвычайное множество народа стеклось со всех пределов России... до трехсот тысяч людей собралось на праздник... Недоставало воды в городских колодцах для такого множества; ее привозили с соседнего Дона... К нему стекалось множество расслабленных и болящих... Во втором часу пополудни начался крестный ход из городского собора в монастырский..." [2]. Безымянный паломник из Москвы отмечал: "Шесть дней я жил во времена Евангельские: слепые прозревали, хромые ходили, расслабленные получали силы молодости. Народ был полон благочестия" [3].

В этот же день, 13 августа, он начинает писать докладную записку на имя петербургского митрополита Исидора и Святейшему Синоду о дозволении строить "из польз" предполагаемого к открытию Спасо-Преображенского банка Собора Божией Матери Радости всех Радостей в Дивееве. Причем ясно, что огромный текст записок с изложением биографических данных был заготовлен Мотовиловым давно. Он лишь ждал 13 августа для того, чтобы подтвердить обетование, данное ему еще святителем Митрофаном в 1830-х годах. В это обетование он верил безусловно, и вера его полностью оправдалась. У мощей святителя Тихона он получил полное исцеление. Теперь можно было отправлять свои "Записки" владыке Исидору, митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому.

29 августа 1861 года Мотовилов, наконец получив давно чаемое исцеление, в своем дневнике отметил: "На всенощной Усекновения главы святому Иоанну Предтече стоял я возле мощей святителя Митрофана, стоявших по случаю перемены балдахина над местом его прежней усыпальницы против усыпальницы высокопреосвященного Антония, кто-то невидимый, но ясно слышимый, подошед ощутительно, сказал мне: "Что же ты думаешь, "где же обетованное мне высокопреосвященным Антонием, от лица святителя Митрофана сказанное мне, исцеление от внутренних болезней моих", и ждешь явного о том какого-то знамения, а разве это<го> мало, что ты удостоился хоть и с закрытыми глазами, но все-таки не во сне, а явно иметь счастие видеть двух святителей Воронежских: Антония и Тихона, - ведь это не призраки ты видел, а их самих, - так вот тебе знамение, что термин внутренних страданий твоих кончился. Этот дар Божий дан тебе, храни и делай", - и прибавлено несколько слов, лично до моей жизни относящихся".

Так мистическим образом святитель Тихон оказался связан с судьбой Божьего избранника - Николая Мотовилова.
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук

СНОСКИ

1 - Поездка в Задонск во время открытия мощей епископа Воронежского и Елецкого Тихона 1-го. М., 1861.
2 - Житие святителя Тихона Задонского. СПб., 1864. С. 68 - 70.
3 - Поездка в Задонск во время открытия мощей епископа Воронежского и Елецкого Тихона 1-го. М., 1861.
С. 21.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Мельник
Настигнутый войной
К столетию поэта
06.11.2020
«Дневник раскрывает характер молодого Наследника Престола»
Издан дневник Цесаревича Николая Александровича
11.09.2020
О русском
08.07.2015
«Сердцем почувствовал его прямоту и трогательную детскость...»
О схиархимандрите Херувиме (Дегтяре)
26.08.2013
Все статьи Владимир Мельник
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25