Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Слово правды нашим патриотам-антисемитам

Архиепископ  Никон  (Рождественский), Русская народная линия

Консервативная классика / 26.08.2006

Архиепископ Никон (Рождественский)От редакции: Статья, написанная видным церковным и монархическим деятелем архиепископом Никоном[1] без малого сто лет назад, нисколько не утратила своей актуальности. Сплошь и рядом в нашей патриотической печати и выступлениях национал-патриотов, увлеченных разоблачением иудейских происков, встречаются нападки на мораль ветхозаветных евреев (очень показательно в этом плане сравнительно недавнее выступление генерала Альберта Макашова). Надеемся, что статья владыки Никона (Рождественского) поможет русским патриотам формулировать грамотный, церковный взгляд на пресловутый "еврейский вопрос".

Давно совесть требовала сказать слово правды по адресу наших почтенных патриотов в защиту святой Библии... Да, приходится не просто сказать, а крикнуть некоторым из них: "Не касайтесь Библии, не трогайте нашего Священного Писания, в котором мы, верующие, видим и знаем только слово Божие!"

В самом деле: возьмешь в руки патриотическую газету и едва ли не в каждом номере читаешь о возмутительных, изменнических проделках иудеев, об их продажности, жестокости и других качествах, и тут же, как бы на справку, приводятся факты из ветхозаветной истории, в подтверждение того, что и всегда они таковы были, начиная с праотца Авраама... Не щадят наши патриоты ни Авраама, которого Апостол называет "другом Божиим", ни Давида, которого Церковь называет "Богоотцем", то есть праотцем Самого Господа Иисуса Христа, ни других великих патриархов и святых мужей Ветхого Завета, которых наши ревностные антисемиты не стесняются ставить в один ряд с современными "жидами" и приписывать им те же качества, какие наблюдаются в современных, Богом отверженных иудеях. Сказать правду: страшно становится за этих почтенных людей, пускающихся в море толкования Писаний без кормчего и позволяющих себе дерзновенно обращаться с Священным Писанием как с самою обыкновенною книгою. Нельзя, решительно нельзя древних евреев мерить меркою современных жидов. Нельзя, грешно таких мужей священной древности, как пророк Давид, патриарх Авраам и другие, судить по Талмуду, о коем еще тогда и помысла ни у кого не было. Что современный, сам себя отдавший под клятву жид творит по талмуду, во имя ненависти ко Христу и христианам, того нельзя брать меркою действий, упомянутых мужей. Это было бы по меньшей мере грехом среднего Ноева сына, если, бы даже применять к ним меру новозаветного духа Писаний; но ведь надо помнить, что Ветхий Завет есть только тень Нового, что великие мужи того завета суть младенцы в духовном отношении в сравнении с новозаветными, коим Бог не в меру дает Духа. Ведущий естества нашего немощи Господь в Ветхом Завете снисходит многому, чего не разрешает в Новом. Тогда было и многоженство, и наложничество; тогда и строгий, по нашим понятиям, закон мести: "Зуб за зуб, око за око", был в сущности лишь ограничением жестокости нравов человеческих: позволяется тебе отомстить око за око, зуб за зуб, но отнюдь не смей, не позволяй себе больше сего, не вырывай оба глаза за один, не выбивай два зуба за один...

А наши публицисты забывают все это и произносят свой строгий суд на мужей древности по мере нашей современности. Вот тому самый последний пример (а таких примеров и не сочтешь). В Петрограде был устроен Союзом Русского Народа патриотический вечер. Говорились речи, очень дельные и очень одушевленные. Один почтенный оратор, член Государственной Думы, известный патриот и один из вождей Союза, характеризуя германцев, указал на их безбожного лжефилософа Ницше как на предтечу антихриста и сказал, что, объявив войну, они пошли со своим "старым богом" впереди[2]. "Этот бог, - продолжал оратор, - очень похож на старого иудейского бога, бога талмуда, диктовавшего иудеям те пути, по которым следуют теперь германцы. В книге Царств, в Библии, описан поступок древних иудеев с аммонитянами: "А народ, бывший в Равве, он (кто - он? Оратор намеренно умолчал по понятным причинам,- это был сам царь Давид) вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, топоры и бросил их в обжигательные печи". Так воюют с нами теперь германцы, взявшие себе в союзники иудейский народ, а в покровители старого иудейского бога.

Конечно, с точки зрения наших современных христианских понятий о гуманности, царь Давид поступил очень жестоко. Но пророк-бытописатель, рассказывая о такой жестокости, говорил о ней спокойно, потому что в те времена такие жестокости были обычным явлением у всех тогдашних народов; притом евреи смотрели на всех идолопоклонников как на врагов Божиих, им было заповедано Богом совсем истреблять некоторые народы, населявшие землю им обетованную. Полторы тысячи лет назад блаженному Феодориту, епископу Киррскому, предлагали вопрос: за что Давид подверг столь тяжким казням аммонитян? И святитель отвечал: "Должно помнить, как поступали они (аммонитяне) с израильтянами, выкалывая им правый глаз. Пророки извещают и о других жестокостях их. Посему понесли они наказание, равное своим злодеяниям". В другом месте тот же святитель объясняет, что выколоть правый глаз, значит - сделать человека совершенно неспособным к битве, потому что во время битвы левый глаз обычно закрывался щитом, держимым левою рукою. Как видите, блаженный Феодорит не так строго относился к царю Давиду, как наш оратор-патриот. Но суть не в том еще. Талмуда при Давиде еще не было. И Бог времен Давида есть не бог талмуда, а тот же истинный Бог, в Которого и мы веруем. Не видно из повествования, чтобы Давид поступил в данном случае по какому-либо особому повелению Божию; может быть, он просто следовал обычаям своего времени, которые не считал противными и воле Божией, ибо не мог он забыть повелений Божиих, данных Моисею и Иисусу Навину - истреблять идолопоклоннические народы с лица земли обетованной.

Православные богословы, такие, как митрополит Филарет, в своих толкованиях на Ветхий Завет никогда не позволяют себе таких дерзновенных суждений в отношении событий, записанных в библейских канонических книгах, какие позволяют себе современные публицисты; богословы помнили, что имеют дело с священными книгами, что дело касается времен давно минувших, когда были другие отношения, другие мерки, другое мировоззрение, обусловливаемое тогдашним состоянием умственного и нравственного развития человечества. У них, этих богословов, надо бы поучиться и нашим публицистам, особенно патриотам, а не идти за немцами тюбингенской школы, которые не только отвергают всякую богодухновенность Библии, но и отрицают историческую подлинность священных книг и достоверность самих событий, в них записанных. Ведь не хочется думать, что наши патриоты совсем расходятся в своих взглядах на Библию с нашими пастырями Церкви православной, которые смотрят на сии книги очами веры и Церкви и не позволяют себе считать сии книги простым человеческим писанием. Патриоты наши должны помнить, что ведь они стоят за веру православную, а стало быть, за Церковь православную, и их долг - прислушиваться к голосу родной Церкви, если только они не считают себя умнее Церкви, если хотят оставаться ее верными чадами. Иначе - она не нуждается в их защите и не может дать им своего благословения на их деятельность...

Я привел только один пример, так сказать, нецерковного отношения наших публицистов-патриотов к Библии.

Говорю о патриотах потому, что от них-то надо бы ожидать совсем иного отношения: о не-патриотах, о вольномыслящих не стоит и говорить. К сожалению, и патриоты наши пишут не случайные только статьи в газетах, не в речах только проявляют такое легкомысленное отношение к Библии, но и пишут целые книги, полагая в основание те же начала немецкого вольнодумного отношения, какие проявляются в их речах. Есть очень серьезное сочинение одного почтенного знатока еврейского вопроса, большая и дорогая книга, вся проникнутая тем же духом отрицания к историческим данным ветхозаветных книг, не говорю уже об их богодухновенности... Происходит все это оттого, что не хотят положить резкой, самим Богом положенной грани между ветхозаветным иудеем и современным нам жидом, потомком распинателей и заклятым врагом нашего Господа Иисуса Христа. Предки современных жидов сами призвали на себя грозную клятву, когда кричали Пилату: "Кровь Его на нас и на чадах наших!" Отверженные Богом, они измыслили свою богохульнейшую книгу талмуд и наполнили ее клеветами на Самого Господа Бога. Иначе как клеветами на Господа нельзя назвать те вымыслы, какие читаются в этой книге. Вот пример: Господь три часа в сутки плачет об Иерусалиме, три часа играет с левиафаном, три часа обдумывает судьбы своего народа и т.д... Что это, как не хула на Величие Божие? И мог ли так думать ветхозаветный иудей, пока он не был отвержен Богом? Сказал некогда Господь Свое грозное слово, Свой приговор над богоотступным народом: "Се оставляется вам дом ваш пуст!" И свершилось слово сие, благодать Божия отступила от народа богоубийц, и место ее занял человекоубийца искони, диавол, и подменил им Библию талмудом, подменил истинное понятие о Боге крайне уродливым представлением, с которым не мирится простой человеческий разум. И даже доселе лежит покрывало на их сердцах, как пишет апостол Павел, и закрывает пред ними истинный смысл Ветхого Завета, когда они читают сии книги. Здравый разум человеческий как-то не мирится, чтобы умный, развитый иудей мог верить всем тем басням, коими наполнен талмуд. К несчастью для иудеев, их более интеллигентные, более развитые люди вместо того, чтобы спокойно проверить свои верования с учением Христовым, бросаются в учения безбожные, построенные на началах грубого материализма и полного отрицания духовного мира, теряют веру во всякие нравственные принципы, всецело отдаваясь мечтам о всемирном владычестве и заражая тем же своих соплеменников, менее развитых, но фанатически верующих в идею всемирной власти своего мессии. Иудеям-интеллигентам выгодно держать своих сородичей в их заблуждении, так как они являются вернейшими слугами их в достижении поставленной ими цели. Кто хочет подробнее ознакомиться с этим всемирным заговором против христианства, тот пусть прочтет, хотя бы знаменитые "Протоколы сионских мудрецов" - этот гениальный план завоевания всего мира иудеями. Весь мир опутан их сетями. И в числе средств к разрушению христианства они не пренебрегают и подрывом авторитета самой Библии: ведь что такое эта книга для их "ученых", потерявших веру во все духовное, отдающих все силы своего ума, все материальные средства, всю душу служению одной цели - покорению мира жидовскому племени и его ожидаемому царю-лжемессии - антихристу?..

Вот что хотелось мне сказать нашим патриотам, не желающим руководствоваться взглядами Церкви на священные книги Ветхого Завета и тем - надо правду сказать - отталкивающим нас, служителей Церкви, от близкого сотрудничества в борьбе с врагами Церкви и родной нашей православной России...

ПРИМЕЧАНИЯ:

Статья написана в 1915 г. Текст приводится по изданию: Архиепископ Никон (Рождественский) Православие и грядущие судьбы России / Сост. священник Я.Шипов. М., 1994. С. 397 - 401. Публикация подготовлена к.и.н. А.А.Ивановым.

[1] Архиепископ Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) (4.04.1851-30.12[12.01].1919), выдающийся церковный деятель и активный участник монархического движения. Автор книги о преподобном Сергии Радонежском, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные "Троицкие листки". В годы революции 1905 года Владыка был одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества, был близок к организатору Русской Монархической Партии, редактору влиятельной газеты "Московские ведомости" В.А.Грингмуту. C назначением в 1906 г. на Вологодскую кафедру, епископ Никон стал почетным председателем местного отдела Союза Русского Народа, одновременно являясь почетным членом петербургского Русского Собрания. В 1908 г. он стал членом Св. Синода и членом Государственного Совета (правая группа). C 1913 г. - архиепископ. В 1916 г. согласно прошению владыка был уволен от всех должностей и перебрался в родную Троице-Сергиеву Лавру, где и скончался.

[2] Речь идет о лидере Союза Русского Народа Н.Е.Маркове, заявлявшим в своих многочисленных выступлениях в годы Первой мировой войны, что "в образе тевтонов на нас обрушилось нашествие скопищ рабов ветхозаветной морали, людей, которые живут идеалами 2 000 лет до нашего времени. Мы видим людей, которые говорят: человек - это германец, человечество - это германский народ, все остальные народы - или вьючный скот для германцев, или зверье, подлежащее истреблению" / Подробнее см. Иванов А.А. Последние защитники монархии. Фракция правых IV Государственной думы в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1917). СПб., 2006.
Кстати, и видный дореволюционный публицист, русский националист М.О.Меньшиков, также в ходе критики современных ему иудеев неоднократно позволял себе нападки на ветхозаветных евреев.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. иерей Илья Мотыка : Сергею Швецову
2012-02-01 в 01:19

Кому нужна гидра ереси Маркиона? Никому это душевредное создание не нужно. Вот и решил вырубить сразу, что бы не возиться с выросшими баобабами.
3. С. Швецов : Ответ на 2., иерей Илья Мотыка:
2012-01-31 в 23:35

Ох, рано Вы, батюшка, выступили. Обождали бы пару дней, увидали бы здесь в комментариях такую красоту...
2. иерей Илья Мотыка : Re: Слово правды нашим патриотам-антисемитам
2012-01-31 в 22:57

Таких философов патриотов-антисемитов и сейчас хоть пруд пруди. Правда немцы-богословы тут не причем. Советские агитаторы подорвали доверие к Ветхому Завету как Священному Писанию. К тому же много переводной макулатуры издается. К тому же товарищи евреи показали себя не с лучшей стороны за последние полторы сотни лет. Мы же верные чада церкви Христовой должны с почтением относится к Священной Истории и толковать Ветхий Завет в свете святоотеческой традиции.
А то что современные евреи немало пакостят ни Авраам, ни Давид, ни Ездра не виноваты. Талмуда они в глаза не видели, не знали и никогда бы не одобрили.
Бог Ветхого Завета Иегова это и есть Иисус Христос являющийся людям до Боговоплощения. Кто противопоставляют Ветхий Завет и Новый еретики.
1. Серёжа : Не сотвори себе кумира. II Заповедь.
2012-01-31 в 20:16

Cе, показательный пример родства духа Россиян и Германцев в Первую мировую войну. Дух один, и исход [войны] один. Одни с Перуном, другие с Одиным. Тем и другим Библейский Бог дал по шее. И правильно сделал. Господи, помилуй.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме