Школьное обучение: отрицательный результат - тоже результат?

0
210
Время на чтение 9 минут
Настороженность и тревога в обществе относительно положения школы так же привычны, как и сама школа. К сожалению, образовательная система мало что может сказать о себе; философская рефлексия и самоанализ не приживаются в школьных стенах.

Автору, в частности, не удалось отыскать следов произведенных в последнее время исследований по проблемам школьной одновозрастной общности, психологии взаимоотношений в классе, безопасности школьной среды и паразитирования в ней разного рода скрытых реальностей. Тогда как во внеобразовательном сегменте проекты изучения аналогичных явлений - неформальных движений и групп, городских криминализованных объединений, влияния на молодежную среду разного рода сетевых технологий и так наз. "новых организованностей" - активно проводятся, за рубежом и в России. Последнее наводит на мысль о недостатке прозрачности и отстаивании образовательной корпорацией внутреннего интереса, о нежелании демонстрировать обществу истинную картину происходящего и масштаб существующих проблем, принимать ответственность за их разрешение, а фактически игнорировать показатели ухудшения внутришкольной ситуации.

Находящаяся как будто у всех на виду, школа в значении конклавной среды, составляющей и агента цивилизационных изменений во многом остается terra incognita современности. В частных случаях социологией и психологией фиксируются те или иные качественные сдвиги, как, например:

"По данным ассоциации "XXI век без наркотиков", чуть менее трети учащихся 10-11 классов, 29%, признали, что хотя бы раз в жизни пробовали наркотическое средство, еще 22% не прочь попробовать его в будущем, а 57% из пробовавших ранее намерены при подходящем стечении обстоятельств повторить данный опыт".
"Более 40% российских и украинских подростков в возрасте 13-15 лет ведут половую жизнь. Таковы результаты исследования "Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья", проведенного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Наши подростки лидируют среди сверстников из 35 стран Европы и Северной Америки. В 11-летнем возрасте опыт сексуальных отношений имеется приблизительно у 7% учащихся".
По материалам сайта mk.ru


Тем не менее, необходимого концептуального осмысления к полученной статистике не прилагается, данные ее не экстраполируются на образовательную реальность в целом. Дискуссии по проблемам школы апеллируют к цифрам, в лучшем случае, с позиции их нравственного содержания, однако ничего не говорят о том, как выглядит учеба в ситуации, когда наркотики употребляют трое-четверо из класса (А.Овсянников. "Социология катастрофы: какую Россию мы носим в себе?"), а ранней сексуализацией подросткового смешанного коллектива как абсолютной психической доминантой оказываются вытеснены, нивелированы все наиболее существенные потенции ученичества: познавательная, трудовая, творческая, эстетическая, общенческая...

Официальные школьные теория и практика дистанцированы от неудобных свидетельств, остаются словно бы в другом измерении. Никакие, самые красноречивые данные не приводят к поправкам и усовершенствованию практики: выработке и принятию, казалось бы, очевидных оперативных решений, как, например, отмена ввиду изменений в общественном менталитете смешанного комплектования классов с восстановлением практики раздельного обучения полов. Хотя очевиден прямой ущерб для образования, истекающий из отказа реализовывать необходимый минимум педагогических полномочий. В отсутствие внятного формирующего ученическую среду проекта утрачен оказывается не только воспитательный эффект; интеллектуальное дезертирство детей и подростков получает повальный характер, что подрывает основания учебного процесса: показатели успеваемости, ход исполнения предметных программ, учрежденческую статистику - то немногое, на что еще полагают необходимым обращать внимание существующие организация и планирование.

Неудачу терпят попытки привнести в практику школы элемент мировоззренческого осмысления и самоорганизации, приподнять над обыденностью, воодушевить исполнением более масштабной и общей гуманитарной миссии. Маститым академическим коллективам и форумам, занятым разработкой стратегии и философии образования, не удается продвинуться дальше предположений и споров, к которому из имеющихся идеолого-мировоззренческих течений примыкать школе сегодня? "Вопрос о том, какая из существующих философий может быть использована в процессе разработки философии образования для XXI века, все еще остается не решенным" (Н.Антипин). В общем контексте современности школьный институт не выглядит именем существительным - субъектом, обладающим самостоятельной позицией и ответственностью, жизненной силой и свободой самоопределения, - но прилагательным - объектом воздействий, эмпирической формой, больше определяемой внешними факторами и контекстами.

Различное, подчас противоположное содержание получает школьная практика, смотря по наполнению ее идеями различных философских течений: либерализма, прагматизма, коммунитаризма, идеализма, экзистенциализма, постмодернизма и пр. И еще меньше, нежели на разрешение проблем внутреннего саморазвития, современная массовая школа настроена на активное исполнение творческой, смыслоообразующей роли в обществе и государстве, на соответствие званию культурной и интеллектуальной колыбели поколений, alma mater (букв. матери-кормилицы) цивилизации, настойчиво несущей в мир свои идеалы, свое целостное видение прогресса, развития личности, общественных отношений и пр.

В это тяжело поверить, но в профессиональной среде до сих пор нет консенсуса относительно базового понятия "образование". "Отсутствие на данный момент необходимого и достоверного определения, что есть образование, препятствует преодолению кризиса системы, т.к. только лишь определив необходимое содержание понятия "образования", построив на этой основе теорию образования, можно предпринимать необходимые, а не случайные меры уже в системе образования как общественного института" (В.Климентьев). Судя по этому, мы на сегодня не располагаем ни достоверной теорией образования, ни надежной организацией и управлением образованием как общественным институтом. Главная же драма, по мнению В.Климентьева, автора обширного исследования "Образование как предмет познания", - это "необходимость научного познания сущности образования, но невозможность осуществить это в современной российской педагогической науке".

Образуется замкнутый круг, вынуждающий всякий раз оставлять школу такой, какая она есть, постулировать текущее, "случайное", а вернее стихийное и зависимое состояние за объективную данность. Фактическая философия школы - это императивное утверждение себя самоё, примат институциональности над любым проявлением межличностного и коллективного взаимодействия, разумным целеполаганием, педагогической целесообразностью... В результате, не остается ничего иного, как только со стороны и прикладывая значительные усилия проникать в школьную реальность, "познавать" лежащий в ее основании специфический административный консенсус как бессознательный или даже неодушевленный артефакт, по аналогии с изучением лунных кратеров или физиологии организма.

Невзирая на громадный интеллектуальный ресурс и официальную роль хранительницы знаний, школа встает на место изучаемого, а не изучающего; корпус сведений по ней оказывается рассеян в многочисленных смежных дисциплинах и подразделах: от социологии и психологии до юриспруденции и менеджмента. Парадокс, но наиболее ясное представление об образовании, его состоянии, ценностном наполнении и перспективах удается почерпнуть не из монографий по педагогике и академических прений, почти всегда вовлеченных в обсуждение методологических частностей, войну слов и амбиций, но из работ общефилософского характера (напр. по тематике философии человека), анализа текущих изменений в отечественном и зарубежном законодательстве, статистики здравоохранения, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов и пр.

За тысячелетия истории человечество, вероятно, не знало организационного института и области деятельности, которыми положенные функции отправлялись бы с такой слепотой, формализованностью и неэффективностью, как в современном массовом образовании. Искреннее недоумение: "Почему школа так мало достигает своих целей?", - вырывается из глубины души просвещенного интеллектуала еще в ту пору, когда спрос на знания растет не по дням, а по часам; общество же, экономика и культура оптимистично шагают вперед по пути прогресса, не ведая пределов своему уверенному росту. Василий Розанов, начинавший преподаванием в школе, в "Сумерках просвещения" (1899) проводит интересную параллель: месяцы и годы школьной рутины и единственная встреча с талантливым, развитым человеком, от которой порой меняется течение всей последующей жизни.

Стагнация и кризис настигают школу в первую очередь по линиям воспитательного и культурного действия, призванного обеспечить высокое творческое, нравственное и духовное развитие своих подопечных, воспроизводство и продолжение опыта исторического развития. Ортега-и-Гассет в середине ХХ в. с пылкостью испанского гения отзывается об образовании как о наиболее лицемерной части существующего культурного пространства. Но и прагматизация обучения, высвобождение от бремени наиболее тонкой и сложной педагогической работы, переориентация ее на земные, утилитарные цели не устраняют проблем, не изменяют принципиального положения к лучшему. Массовое образование остается не удовлетворяющим и этих нужд. Рынок и технологическая сфера, крупнейшие заинтересованные субъекты и экзаменаторы школьной работы, бьют тревогу по поводу увеличивающегося разрыва между потребностями в специалистах и уровнем образовательной подготовки. Так, известный американист, сопредседатель РОСРО (Российского общественного совета развития образования) А.Кокошин обращает внимание на странности нынешней школы, словно бы живущей в соответствии со своими отдельными интересами и закономерностями, не зависящими от экономической или общественной повестки дня. Комментируя в одном интервью тенденцию к понижению качества математического образования в школах США, Англии, Германии, Японии, он, в частности, говорит: "Это выглядит парадоксально: идет информатизация общества, растет потребность в сложных компьютерных системах, в программном продукте, в прикладной математике, а внизу, в школах, где формируется основа - противоположная тенденция". По словам ученого, особенно остро стоит данная проблема в США: "Я знаком со многими руководителями высокотехнологичных фирм США - они болезненно реагируют на данную ситуацию" ("Труд", 28.11.2000).

По-видимому, так проявляет себя, во-первых, исключительная отнесенность школьной системы к государству, определяющему централизованно ее управленческую стратегию, однако не определяющего развитие большинства общественных и рыночных процессов и институтов; во-вторых же, неспособность массовой школы как таковой заниматься чем-либо еще, помимо обеспечения основного своего параметра: массовости. Сумерки просвещения открываются этим: выдвижением школе однозначного и не обсуждаемого ультиматума сделаться обязательной и всеобщей. Образованность не бывает всеобщей и обязательной, то, что "всеобще" и "обязательно" - не образованность. Упомянутые требования выполнимы в такой же относительной мере, в какой и идея о постановке на поток, превращении во всеобщее музыкального или художественного образования. В интеллектуала вырастает не каждый; по результатам многолетней, изматывающей штудии общество получает приблизительно такое же количество настоящих любителей наук и ответственных исполнителей умственных заданий, каким мог оказаться процент истинных композиторов и живописцев или, по крайней мере, хороших музыкантов и рисовальщиков в общей массе прошедших конвейером обязательного обучения изящным искусствам.

Зато рамкой массовости с удобством нивелируется, как говорил Ницше, "священный порядок в сфере интеллекта", масса же "освобождается от влияния выдающихся личностей". Распространившееся в современном цивилизованном мире отторжение от любых форм труда, включая труд умственный, имеет под собою не только демобилизующее действие идеологии либерализма и потребительства. Заметный вклад в распространение общественной инертности, апатии вносят инертность, апатичность, глубоко пропитавшие школьную обстановку.

Однако, помимо ненадлежащего исполнения образовательных функций и фабрикации по стандартизованной матрице "массовых личностей", школа как сложная организационная система концентрирует в себе также угрозу накопления, суммирования системной ошибки. Мы уже упоминали об этом - о той коренной двусмысленности, которую "всеобщность" и "обязательность" приобретают в ситуации свободного проникновения внутрь образовательной сферы социальной девиантности в различных ее формах: наркозависимости, экстремизма, сектантства, беспорядочной сексуальности, коммерческой эксплуатации... Едва ли здравомыслящие педагог и родитель станут рекомендовать ребенку в качестве среды общения компанию фашиствующих молодчиков, "тусовку", в которой употребляются стимуляторы, или тоталитарную религиозную группу. Школьный план, придающий известную регулярность и размеренность функционированию не только учебной части, но и молодежной среды, делает вынужденным, дисциплинарно обусловленным контакт и продолжительное сосуществование в рамках единого коллектива детей, представляющих различные социальные подгруппы и страты, национальности, мировоззрения, типы семейных культур и индивидуальной психической организации. Процессы в образовательной среде меняют модальность: массовая школа, где в стихийном течении остаются процессы формирования детско-взрослой общности, воспитательной среды, позитивного лидерства, начинает действовать в качестве мощного резонатора общественного неблагополучия. Да не покажется это риторическим преувеличением, но с некоторых пор она становится местом, наименее пригодным для образования; эпицентром социальной катастрофы, территорией с наиболее тяжелым экологическим фоном (подразумевается экология личности).

Наиболее ответственной частью работников образования констатируется острота ситуации, деградационный характер многих изменений. По признанию академика Е.Белозерцева, "образование потеряло ориентиры своего развития и сегодня не соответствует историческим, духовным, культурным, социально-экономическим потребностям и интересам". В своей книге "Образ и смысл русской школы" автор рисует картину практически полной утраты образованием смысловой основы, наступившей в результате тройного отчуждения - образования от государства и общества, а учащегося от учащего. "Природный потенциал образования в результате тяжких испытаний находится на пределе своих возможностей", - резюмирует он. Но в целом профессиональное сообщество являет пример некритического отношения к собственному положению и предпринимаемым действиям. "Система" как прежде, так и теперь продолжает создавать видимость благополучного и управляемого течения процессов, деловито хлопочет над материально-технической базой, обустройством основных фондов, оптимизацией организационно-финансовых схем, методическим обеспечением. Различая во всем происходящем почти что одну механическую перевалку, передачу по звеньям продуктивного цикла громадных ученических масс, в соответствующем делопроизводительном оформлении: "сдано - принято", "прочитано человеко-часов" и т.п. - школа в своем практическом действии, похоже, согласна следовать принципу: "Отрицательный результат (или отсутствие результата) - тоже результат", - невзирая на то, что в данном примере отсутствие результата или даже половинчатый результат означает провал, фиаско как для "системы", так и для отданной в ее распоряжение личности.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24