"Мы были не просто певчими..."

Заметки неравнодушного о церковном пении

0
149
Время на чтение 3 минуты
Слушая недавно лекцию А.И.Осипова, посвященную теме миссионерства, я обратила особое внимание на его обеспокоенность по поводу состояния церковного пения. Он укорял православных людей в том, что мы придаем огромное значение таким внешним вещам как принятие или не принятие ИНН и совсем не задумываемся над внутренними проблемами Церкви.

Могу с горестью признаться, что мне самой и моим близким не раз приходилось сменять один приход на другой из-за появления так называемого "помпезного" или "итальянского" пения на смену обиходного. И думалось тогда, что неспособность молиться под сотрясающий стены храма хор является моей личной проблемой. Ведь стоят же прочие люди в церкви, а после службы восхищаются мастерством исполнения песнопений. Когда же я пыталась обсуждать этот вопрос с теми или иными православными, одобряющими "итальянский" стиль церковного пения, то слышала в ответ упрек: "Ну, о чем Вы говорите! Это же не монастырь! Мы мирские люди и нуждаемся в торжественных и воодушевляющих службах!". После таких слов во мне укоренилась убежденность, что есть люди, которые молятся под тихое и умиротворенное пение, а есть те, которым необходим "воодушевляющий" хор. И те, и другие спасаются.

Слова А.И.Осипова подействовали на меня отрезвляюще. "Итальянская" манера - это все-таки проблема нашей Церкви, а не один из вариантов церковного пения. И мне хотелось бы обратиться к православным братьям и сестрам с призывом обсудить эту тему и каждому на своем приходе поднять этот вопрос на приходском совете.

Говоря откровенно, я всегда настороженно относилась к статьям церковного порядка, написанным женщинами, учитывая горестный опыт наших излишне напористых активисток, самочинно прославляющих некоторых известных людей как святых и составляющих им акафистные службы. Но данная тема касается меня непосредственно, так как я с детства пою в церковном хоре. Потому мне хотелось бы поделиться своим опытом и переживаниями по этому поводу.

Я имею музыкальное образование, и потому для меня не составляет огромного труда пение по нотам и с листа. Но вот петь особенно замысловатое песнопение и молиться при этом представляется для меня практически невозможным. Когда же голосовые темы (басовые, теноровые, альтовые и сопрано) расходятся так, что текст у каждого голоса не совпадает по времени, то в такой момент, я полагаю, никому в храме не может быть особенно молитвенно. Ведь совершенно непонятно, что поют замечательные "певцы".

Однажды я была в одной деревенской церкви, где народ (а храм был полон) пел всю службу вместе с хором. Вот это была действительно "воодушевляющая" служба. И хотя песнопения были самыми что ни есть простыми, более красивого пения мне не приходилось слышать.
Некоторые могут возразить, что если петь все время одно и тоже, то это может скоро надоесть. Но у нас сейчас есть огромный запас самых различных монастырских распевов, греческих, сербских и т.д. Я уверяю вас, что все они очень мелодичны, но самое главное в них то, что во время их пения женским голосам не приходится вопить во всю глотку на высоких нотах, а бедным прихожанам вздрагивать от неожиданности. В наше время технологий мы обладаем прекрасной возможностью пользоваться Интернетом как источником нот для церковного пения (для этого существуют православные сайты).

И в заключении приведу один пример из моей личной практики. Одни мои знакомые попросили меня петь на их венчании. Помятуя о своем не слишком юном возрасте, они устроили все очень просто (хор состоял из меня и матушки священника, который их венчал). Мы решили петь на два голоса обиходным вариантом. И как же хорошо прошло Таинство. Мы были не просто певчими, а сотаинниками наших брата и сестры во Христе в этот важнейший в их жизни момент. Поя простым напевом, мы имели возможность вдумываться в каждое слово церковного текста. По окончании службы все мы: молодожены, батюшка, певчие, родные светились одинаковою радостью. И я вспомнила, как обычно после пения "итальянским" стилем на венчаниях я облегченно вздыхала, что все закончилось, я не ошиблась в нотах, удачно спела ту или иную тему. Но даже не задумывалась, что не участвовала в службе как таковой.

Я прошу простить меня, если некоторые слова моего воззвания вызовут у кого-то смущение. Я писала "от избытка сердца".
Раба Божия Тавифа
Свято-Троицкая церковь
Ванкувер. Канада

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44