itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Путь к вятским сердцам

26 июня/9 июля - день Тихвинской иконы Божией Матери

0
423
Время на чтение 8 минут
Архиепископ Иона (Баранов) - второй Владыка на Вятской кафедре в 1675 - 1699 годах - сделал многое для того, чтобы вятчане стали подлинным народом Божиим ("некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованы, а ныне помилованы" (1 Пет., 2, 10).

Важную роль в этом сыграла и Тихвинская икона Божией Матери. До своей епископской хиротонии Владыка Иона (Баранов) в 1668 - 1675 годах был в сане архимандрита настоятелем Тихвинского монастыря. [1] Когда о.Иона стал вятским епископом, он привез с собой список с Тихвинской иконы и соделал его духовным событием вятской истории.

ЦЕЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ


Почему же так было велико усердие к иконе и самого вятского Владыки и его паствы? Возможно, потому, что русичи 17-го века, в отличие от нас, имели более цельное, не "мозаичное" сознание. Они не были раздавлены шквалом всевозможной - и зачастую бесполезной - информации. И там, где для них с иконой всё ясно как Божий день - для нас нужны подробности, своеобразная расшифровка тогдашней исторической ситуации.

Итак, попытаемся разобраться. В 1660-х годах еще были свежи в народной памяти ужасы Смутного времени, и чудесное заступничество Богоматери во время напасти. Добавим: от Смуты время настоятельства о.Ионы (Баранова) в Тихвинской обители отделяло примерно столько же лет, сколько нас от Великой Отечественной войны.

Начнем с того, что почитание образа усилилось после явного заступничества Матери Божией, когда в 1613 году на Тихвинский монастырь напали шведы. Разозленные неприступностью обители, они хотели сравнять ее с землей. [2] В воспоминанье об отбитом нападении, о заступничестве Матери Божией в Тихвинской обители был установлен особый праздник под названием "Всемiрная радость", который торжественно отмечался 15 сентября. [3]

Когда 17 февраля 1617 года в деревне Столбово Швеция и Россия заключали мир, русские послы приехали на переговоры со списком Тихвинской иконы и молились перед ним. Согласно договору России были возвращены Новгород, Копорье, Орешек.

ПАМЯТЬ СВЯТОМУ МАКАРИЮ


В рамках этой темы лежит ответ на один несколько неожиданный, вопрос. Им нередко задаются неравнодушные к истории земляки: "Почему на Вятке почитали преп.Макария Желтоводского?"

Действительно, в честь этого святого освящались престолы вятских храмов (самым известным является Троицкий храм в с.Макарье близ областного центра), писались иконы. И все это широко, с размахом, с духовной силой. Возможно, ответ здесь такой. Имя преподобного Макария оказалось тесно связано с молодой царской династией Романовых. Чем же? Известно, что преп.Макарий был прославлен в начале 17-го века, в 1619 году. [4] Но его почитание на костромской земле началось задолго до канонизации. Именно в костромской Угрешский монастырь ехали на богомолье в конце 1612 года Марфа Ивановна со своим сыном Михаилом (будущим первым царем из Романовых). [5]

Почему именно сюда? Преп.Макарий был схвачен татарами и вскоре освобожден из плена. [6] Среди тогдашних русских святых он был единственный, у кого встречался в житии такой эпизод. И, скорее всего, уже тогда преподобного почитали как заступника пленных. Поэтому Михаил Феодорович и Марфа Иоанновна просили молитв святого Макария об освобождении их отца и мужа, Филарета Никитича, из польского плена. [7]

И когда это освобождение состоялось, когда Романовы возглавили мятущуюся страну, когда смута была укрощена мощнейшим усилием воли всего народа, имя свят.Макария стало особенно дорого русскому сердцу. Как отмечает современный костромской краевед Н.А.Зонтиков: "Вообще, в течение всего 17 века в костромском и нижегородском Поволжье, а особенно в бассейне Унжи, было построено немало храмов и храмовых приделов во имя преподобного Макария". [8]

На Вятке этот процесс был характерен с начала 18-го века (хотя тот же храм в с.Макарье был построен слободским священником Елисеем Кошурниковым в 1655 году - во исполнение обещания его родного отца, священника Митрофана). [9] Можно предположить, что свою роль сыграл именно Владыка Иона.

Потому что, думается, для Владыки бесследно не прошел такой эпизод из истории тихвинской обители. В 1623 году, накануне праздника явления иконы Богоматери, преп.Макарий Желтоводский явился тихвинскому юродивому Никите и возвестил: если монастырская братия не перестанет предаваться пагубным грехам, то на монастырь обрушится пожар. Никита рассказал об этом настоятелю, но над юродивым только посмеялись. Как и над иноком Макарием, которому было точно такое же видение. И в этот же самый день - 29 июня - загорелась одна из келий. Через несколько минут огонь охватил всю обитель. Деревянные строения сгорели полностью, а каменные треснули и частично провалились. Особенно страшен был момент, когда взорвались запасы пороха, хранившиеся под колокольней. От взрыва она была почти полностью разрушена. С большой главы соборной церкви сорвало крест, он рухнул с огромной высоты и воткнулся в землю. Во всем этом огненном урагане было единственное утешение - когда опомнившиеся монахи начали выносить из храма образ Божией Матери, огонь расступился перед ней. На коленях вымаливала братия у Пречистой прощение за свою расслабленность. [10]

Конечно, эти трагедия, грех и опамятование врезались в душу иноков - и во время настоятельства о.Ионы они еще были свежи. Поэтому почитание преп.Макария Владыка Иона пронес и через всю вятскую жизнь.

ИКОНА РОДИОНА СЕРГИЕВА?


Находилась Тихвинская икона в вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе. [11] Интересно утверждение советских музейных работников, составлявших опись при закрытии собора в середине 1930-х годах: "по преданию, писана архиепископом Ионою" [12] (говорится об этом и в других источниках). [13]

Впрочем, рискнем высказать и такую версию: список с иконы создан иконописцем Тихвинского монастыря Родионом Сергиевым. Кто же такой Сергиев? Он жил примерно с 1615-18-го по 1689-90-й годы. Иноческий сан, по-видимому, принял лишь перед смертью. Будучи главным мастером обители, он руководил всеми важнейшими иконописными работами. Впрочем, Сергиев был широко известен и за пределами Тихвина - вплоть до Новгорода и Москвы. Он много и плодотворно работал для знаменитых северных обителей - таких как Александро-Свирский, Троицкий Зеленецкий, Кирилло-Белозерский монастырь, выполнял ежегодные заказы для самого Государя, новгородских и московских бояр.

Родион Сергиев был и талантливым мастером фресок: вместе с новгородскими мастерами он расписывал храмы на Свири, в Зеленце, Тихвине и Новгороде. Но для нас особенно важно, что он был автором литературных сказаний и повестей о чудотворной иконе Богоматери Тихвинской. [14] И здесь можно предположить: именно Р.Сергиев повлиял на то, что настоятель Тихвинского монастыря Иона (Баранов) так горячо возлюбил Тихвинский образ Божией Матери. И, вполне возможно, что тихвинский иконописец сделал список с образа для будущего вятского архипастыря.

ХРАМЫ И ОБИТЕЛИ


...Архиепископ Иона трепетно чтил Тихвинский образ, его вера передалась вятчанам - и вскоре икона стала одной из главных местных православных святынь. В 1844 году слободской протоиерей Иоанн Куртиев называл Тихвинскую икону "с особым усердием чествуемой и поныне," - и сообщал, что "ныне (в 1844 году) иконе оной будет 168 годов". [15]

Во время общеепархиальных крестных ходов, ее стали присоединять к великорецкой иконе Святителя Николая и образу Архистратига Михаила, [16] что, бесспорно, способствовало росту ее почитания.

Еще при Владыке Ионе в г.Кунгуре , который в то время находился в пределах Вятской епархии, был построен Тихвинский женский монастырь. [17] Благодаря усердию архипастыря, был основан Спасский монастырь в г.Орлове, где впоследствии был освящен Тихвинский придел. [18] А потом стало расти число Тихвинских храмов и почитаемых списков.

Тихвинский храм 1715 года постройки был в с.Красном Вятского уезда, [19] в местном иконостасе находился древний Тихвинский образ Богородицы. [20] В Санчурске Тихвинская церковь (1761 года) была основана на месте существовавшей до этого Мусерской-Тихвинской-Царевосанчурской мужской пустыни, здесь же находился Тихвинский образ 1-й половины 17-го века. [21]

Тихвинские иконы конца 18-го века пребывали в храме с.Ошеть Нолинского уезда, [22] в Свято-Николаевской церкви с.Истобенского Орловского уезда (как отмечалось, икона была возобновлена в 1883 году). [23] Почитаемые Тихвинские образы были в с.Цепочкино Уружумского уезда [24] и в Слободском мужском Крестовозвиженском монастыре. [25]

Тихвинские приходские храмы существовали в с.Верхобыстрица Вятского уезда (1884 года), [26] в с.Окунево Уржумского уезда (1886 года), [27] в с.Вишкиль Котельничского уезда (престол освящен в 1846 году). [28] В 1853 году во вновь перестроенном Вознесенском храме г.Слободского правый придел был посвящен Тихвинской иконе. Как писал автор тех событий об иконе, отмечая, что она древнего греческого письма: "В приделе этом невольно останавливается взор на прекрасной иконе, пожертвованной устроителем церкви Владимиром Захаровичем Герасимовым; отделка позолоченной ризы удивительна, вы с изумлением говорите себе: она из жемчуга; в ризе весу 14 фунтов с золотниками <...>". [29]

Знаменательно, что Тихвинской иконе была посвящена деревянная церковь на архиерейской даче близ современного с.Макарья. [30]

Но самое главное - Тихвинские храмы созидались в вятских обителях. Так, в середине 18-го века в Слободском Христорождественском женском монастыре [31] холодный храм был посвящен Тихвинской иконе. Также в обители находился образ Богородицы, риза на который была сооружена усердием слободской купчихи Александры Шмелевой, которая получила от иконы исцеление от болезни. [32]

В 1839 году была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском женском монастыре.[33] В храме находился и образ, по свидетельству прот.Д.Рязанцева, "очень древней живописи". [34] Перед ним в 1911 году получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен служил о.Вениамин Тихоницкий. [35] Список теперь находится в Серафимовском соборе г.Вятки (Кирова).

Промыслительно, что именно в празднование Тихвинской иконы, 9 июля 1942 года, в г.Вятке (Кирове) и был открыт Серафимовский собор. До этого времени в городе все храмы были закрыты в 1920-1930-е годы. В соборе второе открытие чтится наравне с престольными праздниками - службы в этот день исполнены особой радости и благодарности ко Господу.

С Тихвином нас связывает еще один знаменательный духовный момент. Оказывается, в тамошней церкви Явосьминского погоста хранилось Евангелие 1535 года, происхождением из Хлынова. Причем, при реставрации из Евангелия вынули лист... 13 столетия. [36]

Глава из рукописи "Всемiрная радость (Четыре образа Богородицы в судьбе Вятской земли)". В сокращении



СНОСКИ

1 - Григорьев Л. Тихвин и его святыня (описание города, Тихвинского большого монастыря и пребывающей в нем святыни). Тихвин - СПб., 1999. С.63.
2 - Бухарев И., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. М., 1994. С.82 - 83.
3 - Григорьев Л. Указ. соч. С.59.
4 - Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998 (Репринтное издание 1903 г.). С.124.
5 - Зонтиков Н. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома, 1997. С.41.
6 - Русские святые (Жития собрала монахиня Таисия). СПб., 2001. С.435.
7 - Зонтиков Н. Указ. соч. С.44, 46.
8 - Там же. С.44.
9 - Вятские губернские ведомости (далее - ВГВ), 1883, N77. С.3.
10 - Григорьев Л. Указ. соч. С.44-45, 59.
11 - Государственный архив Кировской области (далее - ГАКО), ф.Р-1258, оп.1, д.1768. Л.34.
12 - Там же. Л.34.
13 - Вятские архиереи // ВГВ. 1844, N46. С.295.
14 - Шалина И. Тихвинский иконописец Родион Сергеев и вопросы монастырского иконописания XVII в. (http://www.archi.ru/conference/thesis/fili/shalina.htm).
15 - ГАКО, ф.170, оп.1, д.273. Л.24 об.
16 - Чернышев А. Указ. соч. // Вятские епархиальные ведомости (далее - ВЕВ). 1903, N14. С.633.
17 - Никитников Г., прот. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С.18-19.
18 - И.С. Описание Спасского монастыря, находящегося в уездном городе Орлове. М, 1849. С.18.
19 - Вятская епархия. Вятка, 1913. С.189.
20 - Известия императорской археологической комиссии (далее - ИИАК). СПб., 1912, вып.44. С.121.
21 - Там же, 1913, вып.48. С.128.
22 - Там же, 1912, вып.46. С.115.
23 - Там же. С.130.
24 - Вятская епархия. С.548.
25 - ИИАК. СПб., 1913, вып.48. С.71.
26 - Вятская епархия. С.147-148.
27 - Там же. С.561.
28 - Мултановский Иак. свящ., Летопись села Вишкиля Котельнического уезда // ВЕВ. 1911, N22. С.480.
29 - Вепрев И. О освящении храма в городе Слободском // ВГВ. 1853, N30 (отд. неофиц.). С.243, 246.
30 - ГАКО, ф.1404, оп.1, д.5. Л.175.
31 - ГАКО, ф.1404, оп.1, д.6. Л.14.
32 - Кедрова С. Христорождественский женский монастырь в городе Слободском Вятской епархии. Вятка, 1905. С.13.
33- Там же. Л.11.
34 - Рязанцев Д., прот. Вятский Преображенский девичий монастырь. Вятка, 1887. С.17.
35 - Впоследствии возглавлял Вятскую епархию в 1942 - 1957 гг.
Данные об исцелении взяты из проповеди прот.Серафима Исупова на всенощной в Серафимовском соборе 8 июля 2002 года.
36 - Белоненко В. История церковной и книжной культуры Тихвинской земли в 16-19 веках // Из истории Православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С.259.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Маркелов
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи Артем Маркелов
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04