Тайное и явное

5 июля 2006г. на пленарном заседании Государственной Думы депутаты приняли во втором чтении проект Федерального закона "О персональных данных". А.Н.Крутов рассказал о работе над законопроектом и прокомментировал его обсуждение.

Сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона "О персональных данных". К сожалению, за последние дни и часы текст законопроекта претерпел значительные изменения.

После принятия законопроекта в первом чтении была проделана большая работа. Рабочая группа, в состав которой входили депутаты Государственной Думы, представители ведущих российских конфессий, общественных и правозащитных организаций, члены правительства и представители спецслужб, собиралась 11 раз. Были согласованы и уточнены многие положения закона. И, главное, была достигнута договоренность об исключении из закона понятия "идентификатора персональных данных", пожизненного номера для человека от его рождения до смерти, и "единого государственного регистра населения (ЕГРН)". Обсуждение было трудным, долгим, эмоциональным, но плодотворным. Практически все участники рабочей группы согласились с заключением Президента РФ на проект ФЗ "О персональных данных", в котором подчеркивалась нецелесообразность включения в данный проект закона положения о ЕГРН и говорилось о необходимости разработки и принятия самостоятельного федерального закона о персональном учете населения России и едином госрегистре.

Сегодня же, в розданном для обсуждения тексте законопроекта, вновь появился "единый государственный регистр населения". Поправка, с которой выступил депутат Владислав Резник, была внесена в самый последний момент и была принята Комитетом не в ходе обсуждения, а процедурой "подписного листа", а на пленарном заседании послушное правительственное большинство "Единой России" за неё проголосовало.

Поправка Резника не выбивается, по своей логике, из общей тенденции на ужесточение законодательства в русле борьбы с экстремизмом в свете принятых Госдумой последних законов. Главная цель всего процесса - поставить человека под тотальный контроль, отучить его думать и говорить самостоятельно, не выступать с критикой власти и происходящих в стране событий, а то за выражение несогласия попадет под действие статьи об экстремизме.

Законопроект претерпел изменения и сейчас вызывает озабоченность то, как он будет реализован. Нам ни министр Рейман, ни его заместитель Антонюк так четко и не ответили, сколько будет стоить создание ЕГРН и какие ресурсы для этого понадобятся, зачем ЕГРН нужен и что его наличие даст государству и отдельному гражданину?

В чем нам представляется опасность от введения "единого регистра". Неясно, кто конкретно будет нести ответственность за ЕГРН, за риск утечки информации и её недобросовестного использования. Налицо законодательное обеспечение создания единой базы данных на всех и обо всем, базы, где будет собрана вся информация о человеке от его рождения до самой смерти. Где гарантия, что нерадивый чиновник не воспользуется ею, не продаст сведения в корыстных целях или для дискредитации человека?

Второй аспект, который тоже вызывает озабоченность - это вопрос контроля и надзора за обработкой персональных данных со стороны Уполномоченного органа. В первоначальном варианте предполагалось, что назначать Уполномоченный орган будет Президент России, но сейчас выяснилось, что это будет делать Правительство. Это положение законопроекта противоречит Конвенции Совета Европы от 2001г. о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, о чем прямо говорится в Заключении Правового Управления Государственной Думы на проект закона ко второму чтению: "...данные органы должны выполнять свои функции в условиях полной независимости (имея в виду порядок назначения и деятельности, а не порядок отчетности, как это предполагается в проекте).

Главная защита - это контроль. Контроль над исполнением закона представляется одной из наиболее важных составляющих эффективной системы защиты прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни Часто законодательные нормы, которые по смыслу призваны защитить права и свободы человека, фактически не применяются (или применяются недостаточно) в силу отсутствия или слабости действенных механизмов их реализации. В сфере неприкосновенности частной жизни система эффективной защиты граждан долгие годы вообще отсутствовала - при наличии в Конституции страны нескольких статей, гарантирующих это право. При том, что право на неприкосновенность частной жизни вполне можно отнести к фундаментальным правам человека, это одно из наиболее часто нарушаемых и незащищенных прав.

Единственный способ защитить персональные данные - создать независимый контрольный орган, как это сделали в зарубежных странах, где есть подобные базы данных. У нас же это отдается на откуп исполнительному органу, а конкретно - ведомству Реймана, которое будет и реализовывать этот закон и само себя контролировать. А не превратится ли оно в таких условиях в "большого брата", знающего всё и обо всех?

Наше общество довольно скептически относится к возникновению и работе разного рода надзорных и контролирующих органов и не верит в их эффективность, потому что любой гражданин может спокойно купить любую закрытую базу данных на рынке или в подземном переходе или же скачать информацию через Интернет.

Cчитаю, и настаивал на этом при обсуждении, что назначать Уполномоченный орган должен Президент РФ, так как именно он, а не орган исполнительной власти, является гарантом соблюдения прав.

Одним словом, сегодня проправительственное большинство Государственной Думы сделало еще один шаг к ужесточению контроля над гражданами. И есть все основания опасаться, что граждане России окажутся не столько под "колпаком" спецслужб, сколько криминальных структур.

Духовная брань между добром и злом обостряется. Но Бог поруган не бывает. Чем темнее ночь, тем ярче рассвет.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Крутов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Андрей Козлов
12.12.2019
Ради этого стоит трудиться!
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Полуправда хуже лжи
Новый комментарий от Владимир
27.11.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Советский недобиток
06.11.2019
Вторая мировая война началась 14 марта 1939 года
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.12.2019