"Нет, мне не все равно, где жить..."

В отечественном литературоведении бытует вполне осознанное и устоявшееся представление о том, что русская поэзия философична, а философия поэтична, во всяком случае, пока она русская.

Сознание русского поэта всегда антитетично, напряжено последними смыслами бытия. Русский поэт в своем мироощущении выражает драму индивидуальной человеческой судьбы и, одновременно, утверждает светлую перспективу, которая непосредственно соотносится с надындивидуальным, абсолютным.

Русская литература и философия всегда были окрашены гражданственно-политически. Это качество русской литературы прослеживается на протяжении всей ее истории, начиная с древних летописей и по сей день.

Тема крушения, казалось бы, незыблемой империи является доминантной в литературном творчестве наших современников, особенно тех, кто пережил лихолетье второй половины ХХ и начала ХХI веков, начиная со старшего поколения литераторов-почвенников (С.Куняев, В.Астафьев, В.Распутин, В.Белов и др.) и заканчивая младшим (Т.Глушкова, Н.Карташева, Ю.Кузнецов и др.). "Когда не стало Родины моей,/ В ворота ада я тогда стучала:/ Возьми меня!../ А только бы восстала страна моя из немощи своей", - эти строки Т.Глушковой, написанные в 1992 году по следам "беловежья", с присущей поэтессе мощной экспрессией, рождали ощущение невероятной чудовищности геополитического преступления и национального предательства, которое также стало лейтмотивом политической поэзии и более молодого ее современника - Игоря Саначева. "Умерла Расея, Родина моя... Подхватило ветром стебелек, и куда незнаемо унесло", - восклицает он устами одного из героев своей повести "Великоросска", опубликованной в 2005 году.

Апокалипсическое предчувствие последних времен, казалось бы, безраздельно владеет нашим автором: "Как Агасфер скитался я,/ Лишенный Родины и чести,/ И часто миром проходя,/ Я застывал в том самом месте,/ Где Родина была моя./ Что с нею стало? Где она?" Но выход из зловещего тупика все же им выявляется. Этот выход еще не был очевиден Татьяне Глушковой в начале 90-х годов. Тогда, думали многие, все пропало, все обрушилось. Русские люди не успели испытать всех ужасов безвременья, еще не испили до дна чашу национального позора и унижения. За более чем пятнадцать лет тотального господства ельцинского и постельцинского режимов что-то изменилось в духовной атмосфере страны... У людей появился луч пока еще робкой надежды на спасение. И спасение это - в грядущем духовном возрождении России, в обретении веры православной. "Верим мы часто в сказку,/ В будущее.../ Только сначала было Слово, и Слово - Бог", - утверждает наш автор, фиксируя то незыблемое духовное начало, к которому неизбежно должна вернуться Россия. Но сложен и многотруден процесс обретения памяти. Нет, не превратился народ в лоботомированных манкуртов, как было угодно "прорабам перестройки". Еще в середине ХIХ века предрекал возвращение исторической памяти, пробуждение национального духа и необходимость жестокого отпора врагам основоположник славянофильства А.С.Хомяков: "Тебя призвал на брань святую,/ Тебя Господь наш полюбил,/ Тебе дал силу роковую,/ Да сокрушишь ты волю злую/ Слепых, безумных, буйных сил". Сопротивление должно быть брутальным, - полагает и наш автор. "Я вижу, как блестят твои глаза,/ В них одержимость боя, гордость в них,/ И ярость как смертельная коса./ Мерцает гневно в далях грозовых./ Ты ненавидел рабство и ярмо,/ Не верил в демократию как в миф,/ И я в своих руках сжимал ружье,/ И грозно карабин блистал в твоих - / Мы защищали Родину..."

Мягкий и тонкий лиризм не оставляет нашего автора и в обстановке застывшего катастрофизма, ледяного дыхания небытия: "Я верю в лучшее,/ И в полуночной мгле/ Я не грущу, не мудрствую лукаво -/ Любимый звук дождя идет ко мне,/ И каменные капли бьют по травам".

Игорь Дмитриевич Саначев родился в 1962 году на восточной окраине нашей, тогда еще необъятной страны, во Владивостоке. Берег Тихого Океана, дебри сихотэ-алинской тайги, близость суровой и дикой природы способствовали становлению его самобытного поэтического мироощущения. Изящество и лаконичность некоторых поэтических произведений Игоря Саначева не случайно навевают реминисценции японских хокку и танка. Глубокое знакомство поэта с японской поэзией помогло ему выразительно описывать явления природы, которые всегда, впрочем, для Игоря Саначева антропоморфны, становятся средством социально-политических зарисовок и обобщений, констатации фактов, имеющих непосредственное гражданственное звучание: "Бликами перспектива/ В серый туман ушла,/ В небе желтая слива -/ В мрачном шафране луна./ Страшно и безобразно/ Кривится город рогом -/ Впился он безучастно/ В серый мирок убогий".

Первая небольшая подборка его стихотворений была опубликована в далеком уже 1992 году в журнале "Русь", в 1998 году затем в Красноярске появился сборник "В средине жизни". В 2005 году вышла повесть "Великоросска", высоко оцененная писателем Василием Беловым.

Игорь Саначев известен на Дальнем Востоке как историк-регионовед, политолог и социолог, публицист. После окончания в 1984 году исторического факультета Дальневосточного государственного университета преподал и занимался наукой (защитил в 1988 г кандидатскую диссертацию по истории, в 2005 г. - докторскую по социологии), ныне заведует кафедрой муниципального управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Жителям Владивостока памятны его яркие публицистические выступления на приморском телевидении и радио. Обостренный поиск справедливости, страстное стремление всегда говорить только правду привели Игоря Саначева к конфликту с демократией, лживости и лицемерности которой он посвятил много строк в публицистике и поэзии, а также и в политику - некоторое время он был ближайшим помощником бывшего мэра Владивостока Виктора Черепкова.

Новый поэтический сборник Игоря Саначева "Рожденный в Советском Союзе", подготовленный издательством "РУССКИЙ ОСТРОВ", думается, не оставит равнодушным никого из тех, кому дороги русские идеалы, кто не спешит с готовностью поверить сладкоголосым посулам поводырей в "светлое будущее" демократического рая.

По вопросам оптового приобретения книги можно обращаться в издательство "РУССКИЙ ОСТРОВ" по адресу: os@rusk.ru, тел. для справок 8-901-301-4926.
Желающих приобрести розничный экземпляр книги просим направлять заказы по адресу: 199053, Санкт-Петербург, В.О., 4-я линия, 13, предприятие "ФОЛИКОМ" (книга-почтой), тел для справок (812) 323-70-04, E-mail: folicom@yandex.ru
Олег Валерьевич Самылов, кандидат философских наук, доцент (Санкт-Петербург)
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Олег Самылов:
«Русская консервативная мысль и современная Россия»
Олег Самылов о круглом столе в Университете путей сообщения Императора Александра I
12.11.2015
Магистрали Победы
Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): история и современность
06.05.2015
«Застигнутые ночью»
В издательстве «Русский Остров» вышла в свет книга петербургских писателей Николая Коняева и Александра Образцова
05.06.2012
Все статьи автора