Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О "православной песне", "православных фестивалях", "православных певцах и композиторах"

Евгения  Смольянинова, Русская народная линия

13.06.2006


Беседа писательницы Людмилы Ильюниной с певицей Евгенией Смольяниновой …

Мне уже приходилось писать о таком явлении как "православная песня". К сожалению, откликов на эту, на мой взгляд очень болезненную проблему, не последовало. Потому не скрою, что мне отрадно было наконец встретить единомышленника, да еще профессионально адекватного. Когда все вокруг восхищаются "православным пением", с пафосом говорят о новом миссионерствовании, очень трудно возвысить свой голос против "общего мнения". Но вот что сказала заслуженная артистка России Евгения Смольянинова, которая одна из первых (а, пожалуй, и первая) вынесла на сцену духовную песню, о судьбе этой песни в наши дни:

- Если глубоко говорить об этом, я чувствую свою ответственность за то, что происходит, потому что с меня все началось. Потому я должна высказаться. Не желая никого обидеть, я все-таки хочу сказать: все это - чистая конъюнктура. А конъюнктура всегда опаздывает, всегда плетется в хвосте, потому что не чувствует духа времени, живого дыхания, она появляется тогда, когда с какого-то явления уже можно получать дивиденды. Я считаю, что все это уже поздно петь, причем это опоздание уже очень существенно. То, что называется сейчас духовной песней, - это очень специфическая музыка для очень узкого, специфического круга людей. Эту нишу заполняют в основном неудавшиеся поэты, неудавшиеся музыканты, неудавшиеся певцы. Прошу прощения за грубость, таким образом создается некий отстойник. И он, к сожалению, себя громко декларирует как православное движение, как некое новое веяние и еще пытается диктовать какие-то свои правила творческим людям. А их нет и быть не может, в том виде, в каком это предлагается. Есть Церковь Православная, только она может себя называть православной.

- Уже десять лет назад возник спор: можно ли себя аттестовать как "православный писатель или поэт", "православный художник", тогда еще шутили, почему же не "православный водопроводчик"? Теперь появилась "православная песня" и "православные певцы и композиторы"? Адекватно ли эти термины?

- Определение "православный" вообще не может относиться к роду деятельности человека, не может относиться к жанру, потому что такого жанра нет. Все здесь неправильно. Здесь все оказалось непаханой целиной. Но не потому, что о "православной песне" люди забыли, а потому что нормальным людям и в голову не приходило ее пахать. Люди просто пели, потому что душа пела, а не рифмовали по три аккорда "спасение" - "искушение".

- Но вы все-таки приехали на питерский фестиваль и выступали на нем?

- Вообще я была и остаюсь принципиальной противницей подобных фестивалей. Но я приехала, прежде всего потому, что меня упросили, уговорили, а для меня это работа, и потому я приехала, кроме того, я что-то хотела сказать собравшимся на фестивале людям.

- Да вы и сказали со сцены слова, которые на внимательного человека должны были произвести сильное впечатление, - о том, что песня требует огромного душевного труда, о том, что декларации не нужны. И для многих показательным было то, что вы не вошли в состав жюри и не участвовали в закрытии мероприятия.

- Да, еще раз повторяю, что я принципиально против таких "тусовок". Теперь я дала себе слово, что я больше никогда ни на какие "православные фестивали" не поеду, я не хочу играть в эти игры. Я считаю, что это профанация, это даже поругание святыни, суесловие. Без конца плодить тексты на духовные темы или сочинять песни на слова одного и того же духовного автора, устраивать концерты и вечера. Многим уже неловко от всего этого, потому что они поняли, что "король-то голый", но они боятся об этом сказать (даже самим себе), потому что концерты и фестивали касаются духовной тематики.

А мне все это претит. Мне кажется, что все это никому не нужно. Сотни песен на духовную тему - это просто скошенная трава, в которой нет уже ничего. Это не имеет никакой традиции, никаких духовных оснований.

- А как же мисссионерствование?

- А что касается миссионерствования, это раньше спетое со сцены "Аллилуия" воспринималось как гром среди ясного неба, но теперь-то все храмы открыты. Это раньше духовные стихи были под спудом, а теперь они изданы, доступны и имеют хороших, профессиональных исполнителей. А что касается стихов, нам одного Александра Сергеевича нужно читать - и не перечитаешь. Ведь духовность-то она не во внешнем, а в глубине. Если человек у Тютчева, у Пушкина ее не слышит, а дерзает своим сочинениям давать название "духовная, православная песня", то о чем тут говорить? Это всего лишь возможность обрести некое равновесие среди своих. Образовалась группа "своих", и тут же им нужно устанавливать свои правила. И получается, что люди внутри Церкви начинают пренебрегать уже существующей культурой. Не только поэтической, как я уже сказала, но и музыкальной. Для того, чтобы писать музыку, надо знать наших великих композиторов, сколько они написали "духовных вещей". Есть культурная планка, о которой нужно всегда помнить, чтобы в конце концов не уронить Православие в глазах мира.

Но думаю, что все само собою должно разрешиться. Сколько будет личных амбиций у тех, кто занимается этим движением, столько оно и будет существовать. Все это закончится, когда закончится конъюнктура или перейдет в какое-то другое русло.

- Скорее, вольется в то, что уже существует. "Православные барды" теперь стали ездить на Грушинский фестиваль.

- Да, пожалуй, это и выход. Грушинский фестиваль уже имеет традицию, базу. Кроме того, там есть честная конкурентная борьба.

- А как вы относитесь к поющим под гитару священникам, при этом не снимающим рясы и наперсного креста?

- Опять-таки, всему свое место и свое время. Когда-то это было очень нужно. А теперь меня удивляет, когда я вижу батюшек с гитарами, в облачении с наперсным крестом на сцене. И еще наблюдаю, как они за кулисами волнуются перед выступлением и рассуждают: "Я сегодня в голосе или не в голосе..."

Всегда странно, когда человек не на своем месте. Хотя для кого-то, наверное, это утешительно - видеть поющего батюшку, если у него хороший слух, хороший вкус.

Но, вообще, я думаю, что все это пройдет, это временное поветрие.

Одно скажу: я бы, например, не хотела бы, чтобы тот священник, у которого я исповедаюсь и которому я доверяю, стоял на сцене с гитарой. Но это мое личное мнение. Может быть, для кого-то это полезно.

- Да, ведь сейчас делается упор на то, что Церковь таким образом выполняет свое миссионерское служение.

- Я не думаю, что даже тогда, когда я была нецерковным человеком, меня убедил бы образ батюшки, поющего на сцене. Сцена есть сцена. Там надеваются разные костюмы, выступающие принимают разные облики, так или иначе, играют. А может ли священник играть? Я считаю, что место миссионерства священников - храм.

- Декларируемое на сцене Православие действительно нетрадиционно, ведь многие наши великие артисты и певцы (до революции почти все, в советское время, как теперь оказалось, очень даже многие) были верующими людьми, но публика об этом не знала. Между тем они несли людям такой заряд добра, глубины и красоты душевной, которым мало кто из тех, кто громко себя провозглашает православными, обладает сейчас. Мне думается, что теперь вы вернулись к той лучшей не декларативной традиции, потому так много поете романсов, Вертинского, своих песен на слова наших классиков.

- Да, я перестала устраивать чисто "духовные концерты". В какое-то время я поняла, что стою, не двигаюсь. И главное - нельзя себя считать учителем, нельзя себя считать "духовным человеком", который вправе кого-то назидать.

Теперь я с большой радостью пою Вертинского, романсы, народные песни, потому что это честнее. Я не считаю себя духовным человеком, не считаю себя просветителем. Тем более, что понятие духовной пользы очень тайное. Я убеждена, что глубину, красоту русского романса еще придет время оценить по-настоящему. Человеку иногда надо просто услышать какой-нибудь романс, чтобы что-то в нем проснулось. Потому что в романсах отразились глубоко пережитые чувства, не как попало пережитые, а пред Богом, честно. И это вернее действует на слушателей, чем предлагаемые со сцены недуховно пережитые духовные события.

Я убеждена, что нам рановато отказываться от музыкальной и смысловой виртуозности, например, Вертинского, для того, чтобы взмывать в какие-то "духовные высоты" и общаться там на "ангельском уровне". Прежде чем говорить о духовных вещах, нужно их пережить, нужно знать, что стоит за словами. А мы подчас не умеем пережить обычных человеческих чувств. И получается, что человек, произнося слова "вечность-бесконечность", "спасение-искушение", которые жизни его не соответствуют, просто превращается в дубину, да еще и пустую, которая может отзываться только на лозунги. И доводит себя до жуткого примитивизма (а что, если завтра лозунги изменятся, и вместо "Бог", "Спасай Россию" и пр. на них напишут что-то другое?)

Лучше не побояться, а честно вернуться к тому уровню, который мы имеем, потом перечитать русскую классику, стихи наших великих поэтов, послушать классическую музыку, а уже затем, Бог даст, придет время, и по жизни дорастешь до другого уровня.

Раньше моим главным стремлением было предать людям весть о том, что Бог есть, что вера радостна, что нужно открыть на это глаза. А теперь я знаю, что и без меня люди могут об этом услышать.

Мои занятия духовными песнопениями в свое время были естественным резонансом на народное пение, моим откликом на встречи с теми народными исполнительницами, с которыми Бог дал мне встретиться. Это было жизненным делом, надеюсь, что я его доделала до конца. Но надо идти вперед. Всякое явление должно развиваться, если человек занимается творчеством, то он прислушивается к тому, что происходит вокруг.

Я пою для близких людей (если люди пришли ко мне на концерт, значит они - близкие) и мы с ними идем вместе, я должна откликаться на то, что сейчас вместе нужно пережить. Это и есть настоящая "со-временность" друг другу.

- Да, когда я слушала ваше пение сегодня, я поняла, что это именно то, что в первую очередь нужно народу (кстати сказать, и верующим, и неверующим). Напоминание о настоящей любви в противовес льющейся на нас пошлости, возвращение к настоящей музыке в противовес насаждаемой какофонии, напоминание о человечности, о добре, о красоте. Это важнее, чем декларации: "Мы - православные! Наше дело правое" и пр.

- Нужно просто помнить всегда об уровне культуры, как бы она не называлась: "православной", "внутренней" и пр. Все очень просто: есть поэт и есть графоман, есть композитор и есть человек, который не тянет ни на что, поощрять графоманство в любом виде я не могу, несмотря ни на какие личные отношения. Потому что таким образом создается огромный непроходимый серый фон. Это все - следствие очень плохого образования, очень плохого культурного воспитания и отсутствия настоящего творческого навыка. Прикрываться званием "православный" в творчестве не годится.

Думаю, что если человеку так уж хочется петь, пусть он идет в храм. Это, кстати сказать, дает настоящую школу: без всякой самости осваивать нотную грамоту и правила пения.

А дело того, кто уже поставлен на сцену, - сохранить образы, мелодии нашей культуры, не расплескать их, не дать им погибнуть среди серости, в том числе и так называемой "православной песни".

Я считаю, что всякого рода "Православные фестивали" только продлевают жизнь заведомо умирающей теме. В духовном отношении они ничего дать не могут. Это своего рода тусовка, когда все друг друга знают, собираются одни и те же лица, все друг к другу хорошо относятся, хвалят друг друга, дают призовые места и подарки. То есть мы имеем то же самое, что и в миру (в так называемой массовой культуре), но еще и с лукавством - с кивком в сторону Православия.

Сейчас поощряются неожиданные перевороты. Вот человек всю жизнь был комсомольцем, пел революционные песни, и вдруг его прорвало, он повернулся на 180 градусов и запел духовные песни. Как здорово! Но посыл-то у него тот же, революционный остался. А время-то идет. И если человек "зависает" на этом, годами поет "Русь Державная, Православная! Наша матушка!" и пр., то с точки зрения духовной жизни, с точки зрения эстетики, наконец, это детский сад. Но не может же он длиться вечно.

Конечно, я все это так близко принимаю к сердцу, потому что это мое дело, моя работа. Если бы на эту тему говорил какой-нибудь батюшка, он наверняка сказал бы, что, может быть, этот человек так и спасается. Не пел бы он "Русь Державная!", пел бы что-нибудь другое или вообще пошел бы и натворил неизвестно что.

Действительно, время все должно все расставить по своим местам.

Неизменной остается только наша Церковь. Для меня, например, событием является то, что в этом году я пропела свою девятую Пасху, это не меньшее, а может быть большее событие, чем все мои концерты.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. : комментарий от Свирина Елена
2009-09-07 в 01:10

Россия-Родина-Судьба.
Не понять,что берётся откуда
Но когда налетит воронье
Вдруг в России случается чудо
Как примета безсмертья её
Вот и видится снова и снова
Как на княжий взирая раздор
Вдруг над будущим автором Слова
Ангел белые крылья простёр
Русь рубили и жгли и топтали
Как подняться Ей было такой
Только повесть уже прочитали
Дед и внук, Калита и Донской
Пировал самозванец по-царски
И не где-то, а в самом Кремле
Эка невидаль Минин с Пожарским
А Россия уже на коне
И когда у науки вопросов
Навека накопилось вперёд
Грянул гром и востал Ломоносов
На Её иноземный оплот
Много было в Стране потрясений
И Отечества слышали зов
Циолковский, Шаляпин, Есенин
Пастернак и Сергей Королёв
Донесём ли мы детям и внукам
Сквозь обиды и боль и вину
Что фамилия Русская Жуков
Как с Небес прозвучала в войну
Что и нынче в развали, в насилье
Видя рвущий Отечество сброд
Кто-то встал и во имя России
До поры безымянным идёт!
9. : комментарий от Василиса
2007-09-05 в 22:20

Мне 15 лет.я развиваю голос,и отец мне говорит,что я "кошу" под Смолянинову. А я...просто наслушалась Ваших песен,духовных стихов. Я чувствую себя счастливой,когда слушаю их... Благодарю Вас!
8. : комментарий от Вячеслав Капорин
2006-07-11 в 09:31

Много на своем веку повидал разных артистов. Лучше всего себя ведут начинающие, неизвестные, а также известные всенародно. Первые понимают, что рановато еще "выделываться", нечем еще. Вторым это просто не нужно. Но вот категория артистов, "широко известных в узких кругах", это что-то... Море амбиций, постоянное желание утвердиться за счет кого-то, возвысить себя унижением коллег... Увы, но похоже на этот вариант.
7. : комментарий от Журавлева Анна
2006-07-10 в 10:15

Хочу присоединиться и сказать, что совершенно не согласна с Е. Смольяниновой о том, что православная песня никому не нужна. Да, пусть она права, пусть некий примитивизм присутствует, пусть «спасение – искушение», пусть все так. Но ведь от души все это! По моим наблюдениям зачастую людям это гораздо ближе – три простеньких аккорда под гитару - чем даже профессионально поставленный голос и высокий слог. Не случайно же преподобные отцы наши Амвросий Оптинский и Серафим Саровский говорили: «Где просто там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». И я не дерзнула бы утверждать, что пишутся эти песни без каких-либо глубоких переживаний – об этом знает только Бог. Напротив когда слушаешь песни таких исполнителей как С.Копылова (песня о нерожденном ребенке, о калеке, о духовном отце), чудесные песни Е. Фокина (последний альбом «Светлые пути» на слова инока Всеволода), светло радостную «Господи, слава Тебе!» В. Капорина, «Александр Невский» С. Бартенева и других (можно перечислять бесконечно много), душу охватывает радостное чувство благодарности Господу, за то что есть люди, которые не зарывают и не продают свой талант, а просто дарят его другим людям, просто славят Творца как умеют, выражая свои чувства своими песнями. И утверждать, что эти песни написаны без глубоких переживаний – чудовищная ошибка! Я познакомилась с этими людьми как раз на таких фестивалях, которые так не нравятся Е. Смольяниновой , я видела слезы на глазах у людей, слушающих эти песни. И я знаю, что моя свекровь плачет, слушая иеромонаха Романа, плачу и я, и вместе с о. Романом оплакиваю и свою жизнь. Вот для меня самая лучшая оценка их творчества, даже если сотни экспертов будут говорить, что это все примитивно и непрофессионально. Конечно, песнопения церковные, и псалмы, и славословия, и молитвы – этого ничто заменить и затмить не может, но и душевная песня должна быть, а как же иначе, как без облагораживания своей души, без пищи для нее достичь духовности? И батюшки об этом же говорят. Да и не было бы ни одного фестиваля, когда б на то не воля Божия, я так думаю.

Теперь, что касается поющих батюшек. Служение священническое начинается от Апостолов, верно? Так вот Апостол Лука был художник, и если б он занимался только своим делом, как говорит Е. Смольянинова, когда стал Апостолом, то мы никогда бы не увидели икон Божией Матери его работы. Получается так? А апостол Павел не ходил бы тогда в языческие капища просвещать язычников, а проповедовал бы строго в синагогах по субботам? Да простит меня уважаемая певица, но какая-то нелепость получается. Вот у нас в Балашихе есть батюшка – митрофорный протоиерей – он прекрасные стихи пишет, а три учительницы организовали трио «Яблонька» и пишут песни на его стихи – замечательный песни! И их все знают и любят, хотя может с точки зрения профессионалов и примитивно. Но людям другое нужно – им душевность нужна. Романсы конечно тоже душевны, но как-то по-другому. Они грусть-тоску какую-то наводят, а по св. Отцам «уныние – грех смертный». Поэтому, если я правильно понимаю, слушать романсы и как-то особенно ими восторгаться не очень-то душеполезное занятие, тем более, что воспевают они всегда почти чувства плотские, страстные…

И еще о батюшках. В Воскресенске есть протоиерей (в 2005г. награжден протоиерейством за достойное служение) Сергий Решетников – «солнечный батюшка» как называют его люди. Он, не рассуждая на своем ли он месте, просто служит Богу и людям. Просто воспитывает шестерых детей, просто преподает в музыкальной школе деткам, просто спас от закрытия школу в с. Ачкасово и теперь занимается там с детьми, ведет общественную работу. А еще он просто поет такие же «солнечные» песни «под три аккорда». К 60-летию Победы выпустил замечательный сборник своих песен, посвящённых подвигу советского солдата и красотам подмосковной земли. И почему-то никто не смущается его выходом на сцену. А у нас в Балашихе он побывал на фестивале «СМИ Подмосковья» и спел несколько своих радостных песен, после которых на душе стало солнечно… Вот они плоды, по которым мы узнаем людей, чьи они Божью или…

Не хотела многословить, может чего и лишнего сказала, да простит читатель меня, недостойную. Но очень горько бывает, когда возникает недопонимание в среде единоверцев, своих же братьев и сестер, хотя разномыслиям должно у нас быть и наверно мы зря смущаемся, Господь нас обязательно рассудит и верю, примирит. А столь категорично высказываться, наверное, все же не стоило бы Е. Смольяниновой, ведь она волей или неволей задела за живое многих и многих людей. Да умудрит и спасет всех нас Господь!

P.S.P. Кстати сказать, понятие «православная песня», «православный исполнитель» по-моему сродни названию «Православный Летописец Санкт-Петербурга», в котором трудится Л. Ильюнина, беседовавшая с певицей и разделившая ее точку зрения…
6. : комментарий от Михаил П.
2006-07-04 в 19:45

Можно понять Евгению Смольянинову, но, посетив недавно её концерт, я с грустью обнаружил, что и репертуар её, и исполнение изменились в худшую сторону. Никак её голос, интонация не подходят для Вертинского. Все попытки изменить репертуар - просто провал. Она смотрит на своё творчество с отстраненностью профессионала, а слушателя не трогает всё, что звучит неорганично для Смольяниновой.
Конечно, православное пение - в храме, но и любая песня, пусть даже и "серая" по уровню, есть попытка исповеди... Очень люблю эту певицу, жаль, если она запутается в своих "творческих поисках"...
5. : комментарий от влад
2006-06-15 в 16:57

Очень нужны творения авторов, исповедующих Христа перед людьми. Ведь и Спаситель обещал исповедать таковых перед Отцом Небесным. Конечно, не каждый говорящий:"Господи, Господи!" войдёт в Царство, но лишь исполняющий волю Пославшего Сына Своего Единородного. Один принесёт 1 талант, другой-5,третий-10. О соблазняющих же-лучше бы им было утопиться. Это ко всем сказано. Желаю всем быть водимыми Духом Святым и с Ним не расставаться. Христос воскресе!
4. : комментарий от Обухов
2006-06-14 в 14:35

Наверное, Е. Смольяниновой виднее. Она может и имеет право называть все попытки как-то воцерковить своё творчество "чистой конъюнктурой". Но нам, простым смертным, иногда так хочется услышать чего-то искреннего и духовного даже положенного "на три аккорда". А ведь и на зоне слагают духовные песни. И уж никак не из конъюнктурных соображений. И "консерваториев" бедные зеки тоже не кончали.
Как бы высоко не залетала в профессиональные выси уважаемая певица, а русскую народную тягу к духовному никогда не искоренить. Пусть и проводятся упомянутые фестивали зачастую по "советскому клише", но это всё же лучше, чем ничего. А время, именно время, а не Смольянинова и Ильюнина расставит всё на свои места. А сейчас не надо делать скоропалительных и резких оценок.
А фестивали должны быть разные. Для детей, любителей, начинающих, и конечно же профессионалов.
А для начала устройте просто квартирный концерт. Пригласите друзей. Чем будет не мини-фестиваль. Всё лучше, чем в и-нете сидеть, или слушать компакт-диски даже с духовной музыкой. Ведь духовное это же и соборное. А этого в нашей жизни всё меньше и меньше.
3. : комментарий от Сергей СПб
2006-06-14 в 14:10

Странное впечатление оставляет данное интервью.
Собрались две уважаемые кумушки и радуются, что их взгляды на \"православную песню\" совпадают.
Я слушал концерт Евгении Смоляниновой на фестивале в Александро-Невской Лавре и слушал с удовольствием. Хотя действительно, он отличался от концерта матушки Людмилы Кононовой по направленности, в нем было больше народной традиции. Но оба эти концерта были очень интересны и творчески убедительны.
Авторская православная песня более современна по форме, чем народная, и, поэтому, более близка и понятна части аудитории, в т.ч. молодежной.
Конкурсы и фестиваля православной песни как раз и нужны для того, чтобы поддержать начинающих авторов и исполнителей, пишущих на эти темы, вывести на итоговый концерт и познакомить с широкой аудиторией, наиболее интересных из них.
Конечно это уже не так важно для известных исполнителей, но и на них лежит определенная миссия поддержки начинающих. Поддержка может быть в любой форме, в т.ч. и как мастер-класс или концерт мастера.
Странно слышать слова, что священник должен миссионерствовать в храме. А перед кем? Ведь не православные в храм не ходят.
Выступление в тюрьме или в социальном учреждении с духовными православными песнями может принести большую пользу, чем просто проповедь. Проповедь завершает богослужение, где присутствует определенный круг верующих людей. Православная песня на концерте обращается ко всем присутствующим.
После фестиваля в Лавре один из гостей фестиваля священник из Киева о. Сергий Киселев, кстати многие православные с удовольствием слушают его песни на кассетах, выступил в мужской тюрьме под Питером. Могу привести отклик об этом концерте пришедший по СМС от человека, который 10 лет проводит встречи с заключенными и хорошо знает их реакцию,- \"Спасибо за концерты. Не могу выразить языком, как это было. Лариса Василенко\".
А Грушинский фестиваль авторской песни, точнее его многочисленные жюри, не очень восприимчив к православной песни. Там пока в чести другие направления. Но православные авторы туда ездят, чтобы внести в это \"русло\" и православный \"ручеек". Чтобы своим присутствием, хоть немного ограничить свободу \"кришнаитов\" и экстрасенсов, которые этот фестиваль 10 лет считали своим, а теперь вынуждены потесниться. И православная песня делает свое дело. Действительно, у костра графоманство не поддержат, здесь любят искренние и мелодичные песни. Поэтому люди сами постепенно отбирают, те песни и авторов, которые им близки. И в этом Евгения Смолянинова права, сама жизнь и слушатели все поставят на свои места. А мы все должны не стоять в стороне, а активно помогать, кто чем может, в становлении творческой. талантливой православной песни.
И спасибо Евгении Смоляниновой за ее творчество и за ее православные песни!
Сергей.
2. : комментарий от Провинциал
2006-06-14 в 14:08

Думаю. данное течение псевдоправославности поддерживается властями с тем, чтобы замусолить и затоптать именно веру и духовность, "опартиить" идею. Есть церковные песнопения, есть духовные произведения известных композиторов, которые могут считаться православными. И то, многие люди духовного звания не признают излишней виртуозности и сложности, считая это "итальянщиной". Но, полагаю, как музыкальные духовные произведения они вполне могут существовать. Или по великим праздникам в храме исполняться, когда действительно уместна определенная страстность.
Но беда в том, что одни ищут в данном течении некоей незанятой ниши, другие - чисто коммерческий интерес имеют и раскручивают тему.
Подобная ситуация с иконами и пр. церковной атрибутикой.
Нужно трезво оценивать предлагаемое и не заменить красивым постером образ.
1. : комментарий от Читатель
2006-06-14 в 14:07

Тема, конечно, сложная, спорная, но интересная. С одной стороны не хочется обижать многих достойных людей, позиционирующих свое творчество как православное, с другой, совершенно очевидно, что понятие "православный" порой используется и не к месту. Строго говоря, православным может быть вероучение, храм Божий, христианин (а соответственно и писатель, поэт, водопроводчик и дворник). Может ли быть православной песня? По духу - да, а как определение ее жанра - едва ли. Так же и с певцами, писателями, поэтами. Все зависит от контекста. Вот и "Русская линия" называется Православным информационным агентством - тоже, ведь, тема для обсуждения в контексте данной публикации...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме