Дивеевские встречи

0
250
Время на чтение 5 минут

1


По дивеевской дорожке идет схимница - маленькая, старенькая, согнутая, лица не видно. То один, то другой прохожий, завидев ее, догоняет, семенит рядом, и, пытаясь заглянуть лицо, спрашивает.

Я не слышу вопросов, слышу только ответы, и они поражают меня своей простотой.

- Ты знаешь свои грехи - старайся с ними бороться. И сподобишься Царства Небесного!

- Соблюдай заповеди - и все будет хорошо.

Низко склоняется к схимнице мужчина с редеющими волосами:

- Помолитесь за нас!

- Я молюсь за весь мир. А ваши имена Господь знает!

Идет схимница по дорожке, идет, удаляется...

Почему мне страшно подойти?

2


Две совсем юные девушки сидят на траве в палаточном городке. Одна из них, Оля, так и не повернулась ко мне лицом, молча слушала подругу. Другая же, длинноволосая, красивая и простая, по имени Саша, рассказывала, срывая листики клевера и собирая их в букетик.

- Мы приехали сюда... ну, как сказать, зачем... Просто иногда город очень сильно утомляет, и хочется душой успокоиться, понять, что, вообще тебе в жизни надо. В такие моменты хочется уехать из дома, даже от родителей. У нас с ними большой конфликт был, мы им по записке оставили и уехали.

Тут само место святое, оно успокаивает, освящает тебя каким-то образом. Благодать - она ведь все равно здесь присутствует, даже если ты грешен, даже если у тебя своих грехов столько, что... - она засмеялась. - Поэтому мы пока что уезжать отсюда не собираемся, будем здесь столько, сколько выдержим.

- Говорят, в палатках холодно ночью?

- Холодно очень. И еще доски... Когда лежишь, они весь позвоночник, все ребра тебе считают. Да ничего, нормально!.. Мы вообще, когда ехали сюда, не знали, что здесь есть такой лагерь. Взяли с собой палатку, котелок, думали, сейчас где-нибудь в лесу остановимся, будем жить, как отшельники, - Саша опять смеется. - Взяли с собой два одеяла... Мы собирались в волнении большом, чтобы дома не заметили, потому что был бы скандал: "Зачем это надо, тра-ля-ля..."

- Преподобный Серафим на камень голову клал, когда спал, так что вы, в каком-то смысле, ему сейчас подражаете... А причаститься не собираетесь здесь?

- Собираемся. Просто еще на исповедь надо... ну как, это такой серьезный все-таки шаг, надо готовиться... У меня это чаще всего получается по настроению. Вот иногда бывает такое настроение, что проснешься в три часа ночи, и тебе хочется идти на исповедь. Ты ощущаешь, что ты грешен, что ты грязен, и тебе хочется все-все сказать священнику. Но пока... не собрались еще.

- Девушки, а вы давно в Церкви?

- Оля... ну, наверное, года два. А у меня папа священник, я в Церкви давно.

- Ну, я не думаю, что ваш папа будет ругаться, узнав, что вы поехали в Дивеево!

- Нет, не будет, но просто... знаете, ведь вообще-то надо было со взрослыми ехать, в это все упирается. А со взрослыми ехать - они никогда не соберутся. И еще часто мы не находим с ними общий язык, и тогда такое начинается!.. Но папа, конечно, не против, наверное, вот так сильно-то. Я маме звонила, у них все нормально, только собака скучает. И мама немножко опечалилась.

Здесь все очень хорошо. Только вчера, когда мы пошли в поселок звонить, то были в шоке, если честно. Я думала, здесь так все тихо, спокойно... А нас чуть не побили даже.

- Как это?

- Мы пошли, сели на лавочку, там лавочка такая около магазина. Устали страшно, ноги натерли. Подошли две девушки. Сказали: "Че вы сюда приехали, че вам здесь надо?" Но они, конечно, не совсем в нормальном состоянии были, чуть-чуть "подшофе", вот. "Че вы здесь вообще делаете, мы здесь без вас жили!.." А потом... а потом, - весело завершила рассказ Саша, - они сказали, что бить нас не будут! Мы были в шоке!

3


Голубоглазый, седой, в нарядной розовой рубахе, он сильным и радостным ветром вошел в монастырь. На груди - черно-белая ксерокопия иконы преподобного Серафима. На плечах - больная девочка в роскошном белом платье, девочка лет пятнадцати с раскосыми глазами, которая вряд ли умеет ходить.

Владимир сказал, что сочиняет о святом Серафиме Саровском стихи, и я попросила его прочитать хотя бы одно стихотворение.

- Да, сейчас! Как же у меня там?.. Подождите, подождите, подождите, сейчас вспомню... Память дырявая! Есть у меня о батюшке много стихов, тема, понимаете, неисчерпаемая... Есть удачные.

- Неужели ни одного четверостишия не вспомните?

- И грянул свет Христовой силы,
Благоухание неся,
И распростерся над Россией...

Ой, ну надо же - забыл!

- Может быть, вы тогда прозой о преподобном Серафиме расскажете?

- Ну, прозой... Прозой лучше о себе рассказать.

- Так расскажите же!

- О себе - вот. Как я к вере пришел.
Значит, родился я в тридцать пятом году, в Новосибирской области, рос в деревне до семнадцати лет. Закончил училище ремесленное, где учился Александр Покрышкин, трижды Герой Советского Союза, летчик. Советский Союз внешне не признавал Бога, но по весям, по деревням в каждом углу стояли иконы и молитвенники. Это же сила потрясающая! Спасительная сила! Она неуничтожима!

Тут ударили колокола, и несколько фраз Владимира утонуло в их гуле.

-... И однажды, когда я исколесил две трети Союза, Среднюю Азию, Заполярье, Дальний Восток, Запад, и к Средней Азии приехал, - я понял, что иду в ад. Нужно идти в храм. И я крестился, исповедовался, причастился. Господь мне послал жену с тремя детьми, мы крестили их, обвенчались. Я оказался в Сарове, и Господь мне ответил здесь на все вопросы. Нам дана свобода. Хочешь - веруй, хочешь - спасайся. Хочешь - не веруй! И в этой абсолютной свободе я полюбил нашего Господа Иисуса Христа всей своей сущностью, и кричу всем, а прежде всего - детям: "Возлюбите Господа Иисуса Христа, и только Его одного, а Он любит ближних такой любовью, какой нет на земле!" Преподобный Серафим Саровский убедил нас в том, что Пасха - Пасха живет в православном человеке, в праведнике, в каждом его вдохе и выдохе. Мы христосуемся здесь с каждым встречным, каждому встречному говорим: "Христос Воскресе!"

- Воистину Воскресе!

- Воистину Воскресе! - повторил Владимир. - У меня трое детей, и они уже принесли мне четырех внуков. Они, значит, с трудом, но к Богу идут, идут, слава Тебе, Господи! Хвалиться, говорят, грешно: похвалил - с ног свалил, а поругал - с ног поднял. Я их больше ругаю! - засмеялся Владимир. - Они идут к Богу с большими искушениями, но преподобный Серафим на нашей стороне! Аминь.

4


Оказывается, во время путешествия можно найти новых знакомых, не только среди ныне живущих, но и среди усопших. Так произошло со мной во время последней поездки в Дивеево.

Ехала я на празднование двухсот пятидесятилетия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, но так получилось, что первый дивеевский вечер провела на монастырском кладбище. В сгущающихся сумерках я разбирала надписи на могильных крестах и на одном из них, стоящем на самом краю погоста, прочитала:

"Инокиня Людмила. Григорьева Людмила Павловна. Род. 19 апр. 1975 г. - ум. 30 сент. 1998 г."

Родилась она на два года раньше меня, а умерла двадцати трех лет отроду. Сейчас я старше ее на четыре года. Можно сказать, одно поколение. Но вот духовный возраст... Сможем ли мы когда-нибудь сравняться в нем? Она умерла в двадцать три года, но я в свои двадцать семь могу ли дотянуться хотя бы до ее рукава, черного рукава дивеевской инокини?

Я совсем ничего не знаю о ней, но нет-нет, да и впишу имя инокини Людмилы в заупокойную записку. Таинственным образом мы познакомились с ней, и я дивлюсь и печалюсь, вспоминая о нашей встрече, и благоговею перед ней.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24