"...знаем, что любящим Бога,
призванным по Его изволению,
все содействует ко благу"
(Рим.8:28).
"... печаль ради Бога производит
неизменное покаяние ко спасению,
а печаль мирская производит смерть"
(2Кор.7:10).
Советы для одолеваемых мыслями о самоубийстве
Все ниже приведенные советы и пожелания носят обобщенный характер, естественно, относятся в основном к духовной сфере, поэтому мало касаются психологических аспектов преодоления стремлений человека покончить собой. За помощью в этом вопросе следует обращаться к психотерапевту или психиатру. Каждый человек, как и ситуация, толкающая его на погибель, всегда индивидуальны и, конечно, имеют индивидуальное решение. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не ограничиваться прочтением данного материала, а обратиться за индивидуальным советом к священнику близлежащего прихода и проконсультироваться у соответствующих специалистов-медиков.
И упаси вас, Господи, обращаться за "помощью" к всевозможным магам, колдунам, целителям, ясновидящим, рейкистам, бабкам-шептуньям и прочем служителям нечисти. Помните слова пророка Исаии: "И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?"(Ис. 8:19).
Нет той боли, которую нельзя вытерпеть. Нет того, искушения, которого нельзя победить с Божьей помощью.
Прежде всего, не нужно обманывать самого себя. Хоть ты и желаешь прекратить мучительный для тебя поток сознания в этом мире, у тебя есть страх перед смертью и жить-то все-таки хочется но, конечно, по-другому. Другой вопрос, что у тебя пока нет рецепта, как жить по-другому, как приспособиться к довлеющим на тебя тяжелым обстоятельствам, как справиться с физической или психической болью, которая тебя одолевает. Нет такого самоубийцы, который бы не желал жить. Собственно то, что ты читаешь уже эти строки, свидетельствует о твоем желании жить. Итак, жить хочется, и вряд ли ты не осознаешь, что человек может приспособиться к любым обстоятельствам и найти в себе волю жить и жить достойно.
История являет нам множество примеров невероятной силы духа и разума человека.
И это не только мученики, страстотерпцы и исповедники за веру, коих наша Церковь знает и прославляет тысячами (а таковых безвестных людям, но не Богу, миллионы).
Да и люди далеко не святые проявляли чудеса терпения и воли при тяжелейших испытаниях - это и полностью парализованный, с ограниченным зрением и слухом юноша, ставший видным ученым-физиком и лауреатом нобелевской премии; это и летчик, летавший без ступней обеих ног; и цирковая артистка, упавшая из-под самого купола, у которой были переломаны практически все кости, от который сразу ушел муж, потом трагически погибла ухаживавшая за ней родная сестра, но которая превозмогла всю чудовищную физическую и душевную боль, выжила и живет, не тяготясь жизнью; это и некогда-то прекрасная девушка, на лицо которой изверги вылили кислоту, разъевшую ей не только кожу, но и кости черепа, перенесшая десятки операций, дикую боль, но, не смотря на это, крепко держащаяся за жизнь. И эти скорби явно не идут в сравнение со ссорой с якобы "любимым" или несправедливой оценкой по черчению!
Человек может перенести любую боль, горе, утрату, измену, унижения и лишения. И практически всегда люди, стойко и достойно перенесшие испытания, становятся более крепкими духом и успешными. Испытания для них становятся, органным камнем, что превращает бесформенный и блеклый алмаз в блистающий бриллиант. Напомню: "...знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, ВСЕ содействует ко благу" (Рим.8:28).
Ищи помощи и у Бога, и у Церкви, и у людей!
ОБРАТИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ЛЮДЯМ, к старшим, которым можешь доверять, к психологам, к священнику, почитай слова святых Отцов Православной Церкви о том, что есть уныние и отчаяние и как с этим можно бороться. Полезным будет и изучение великих людей, многие из которых проходили суровые испытания. Твоя жизнь сейчас тяжела не потому, что таковая, а потому что ты всего лишь не знаешь, как жить с этим и как справиться с этим.
В каждом православном храме за редким исключением в течение всего дня находится дежурный священник, к которому можно обратиться за советом и помощью.
Не стоит игнорировать помощь квалифицированных специалистов-психологов и психиатров, впрочем, и уповать только на них не стоит, ибо всегда возникающие в таких случаях вопросы о смерти, о человеческой души и ее участи вне этого мира находятся вне их компетенции. У нас в Башкортостане такую помощь можно получить по телефону доверия (3472) 32-88-70 (круглосуточно) и (3472) 24-22-11 (с 9.00 до 21.00 ч.), а также в районных психоневрологических отделениях.
САМОЕ ГЛАВНОЕ - ОБРАТИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К САМОМУ БОГУ. Ты столько от Него бегал, а то и оскорблял Его, ненавидел, ты столько времени презирал Его слова и Церковь, Им основанную, ты столько времени лишал себя ЛЮБВИ И ИСТОЧНИКА ЖИЗНИ - "потому что Бог есть любовь" (1Ин.4:8) и "а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин.4:14) - и вот смерть начинает поглощать тебя.
Это тебе говорит Господь Иисус Христос: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28).
Если ты еще не принял Святое Крещение, сделай это.
Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Ин. 3:5), т.к. без Крещения не возможно спасение человека.
Христос сказал: "...познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8:32), и спасительной Истиной является Он Сам: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6), "потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе" (Еф.4:21).
Приди с утра на Литургию в любой храм, она начитается в будничные дни в 8.30, в воскресение в 9.00 или 9.30, постой спокойно, смотри вокруг, слушай слова молитвы и воззови к Богу о всего сердца и искренностью - "Прости меня грешного, Боже! Спаси меня, ибо я на краю гибели!" Так можно и нужно молиться и вне храма. Делай так постоянно, когда тебя начинают одолевать мысли о самоубийстве.
Но это еще не все. Слово Божие говорит: "Жало же смерти - грех" (1Кор.15:56), и это жало пока в тебе. Нужно его вынуть. Как? Через покаяние в своих грехах: "...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3:2) - это были первые слова Христова предтечи Иоанна Крестителя, с призыва покаяния начал свою проповедь и Господь Иисус Христос: "С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.4:17). Без покаяния нельзя принять Бога и приблизиться к Тому, Кто есть "любовь". Покаяние есть первый шаг ко спасению, "баня", очищающая человеческую душу.
Есть прекрасные советы в помощь кающемуся христианину, написанные святителем Игнатием Брянчаниновым, их можно купить в любом храме или прочитать их здесь http://www.wco.ru/biblio/books/ignbr9/Main.htm
Раскаявшись прежде всего в свой душе необходимо с исповедовать свои грехи перед священником, которому Господом дается такая власть при рукоположении во священники: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе"(Мф. 18:18).
Вот что писал о Таинстве Покаяния Святитель Филарет, митрополит Московский:
"Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (то есть волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.
Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал Крещение покаяния во отпущение грехов; (и они) исповедовали грехи своя (Мк. 1:4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18). По Воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: "...примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:22-23).
От кающегося требуются сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие: "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10). "И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив" (Иез. 33:19). "О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян. 10:43).
Есть еще подготовительные и вспомогательные средства для покаяния - это пост и молитва. Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника - епитимью. Слово это означает "запрещение" (2Кор.2:6). Под этим наименованием, по необходимости, предписываются кающемуся некоторые особые благочестивые упражнения и некоторые лишения; их цель - освобождение от неправды греха и преодоление греховной привычки, как, например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи - отлучение от Святого Причащения на определенное время".
Итак, ты покаялся и исповедовался - "жало смерти" вынуто, но рана осталась и ее нужно исцелись. Как? Через Таинство Евхаристии и Причастия. Святитель Филарет так пишет об этом важнейшем Таинстве:
"Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни. Это Таинство установлено следующим образом. Господь Иисус Христос перед самым страданием Своим в первый раз совершил его, предварительно представив в нем живое изображение Своих спасительных страданий; причастив апостолов, он дал им заповедь всегда совершать это Таинство.
О Таинстве Причащения по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это Таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения...
Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется Литургией...
Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехам, чему способствуют пост и молитва. "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11:28-29).
Тот, кто причащается Тела и Крови Христовых, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем"(Ин. 6:53-56)".
Прекрасным образом раскрывает суть Таинства Причастия пятая молитва св. Василия Великого из "Последования ко Святому Причащению" - сборника молитв, которые должны читать в домашних условиях христиане накануне принятием Таинства.
"...Умилосердися убо, Господи, и не обличи мя грешного, но сотвори со мною по милости твоей; и да будут ми святая сия по исцеление, и очищение, и просвящение души и тела; во отогнание всякого мечтания, и лукавого деяния, и действа диавольского, мысленне во удесех моих действуемаго, в дерзновение и любовь, яже к тебе; во исправление жития и утверждение, в возвращение добродетели и совершенства; во исполнение заповедей, в Духа Святаго общение, в напутствие живота вечнаго, во ответ на страшнем судищи твоем: не в суд или во осуждение".
Понимаешь, чего ты себя лишал? И почему смерть, при том смерть вечная, пытается прибрать тебя к рукам?
Христианин становится таковым по сути не одномоментно, только приняв Святое Крещение, фактически - это путь всей жизни. Но вначале после Крещения человек должен пройти путь так называемого воцерковления - познания учения и практики Православной Церкви, в случае крещения младенцев ответственность за это ложиться на его родителей и крестных родителей. Увы, в подавляющем количестве случаев люди, приняв крещение, более и не появляются в Церкви, разве что когда "прижмет" или чего-то хочется - приходят на пять минут, поставят пучок больших свечей, поторгуются с Богом и святыми: "Вот вам свечки, а мне дайте то-то или то..." И уходят с чувством выполненного долга и приобщения к "духовности". Однако такие "христиане-захожане" похожи на гостей, которые пришли на свадебный пир, взяли со стола маленькую корочку засохшего хлеба и ушли довольные, что так "хорошо" угостились.
Если участие в богослужениях и церковных таинствах для тебя в диковинку, не робей, сделай так, как я и сам когда-то поступил: подойди к церковной лавке и спроси продавца, какую книгу об основах Православия, о поведении в храме и т.п. можно приобрести. Кстати, во многих храмах есть бесплатные библиотеки - узнай и запишись. Во всех городских храмах есть дежурный священник, к которому можно подойти и рассказать о своих проблемах и вопросах. Помни: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф. 7:7-8).
Узнай о Православии больше. Постарайся найти "Пространный христианский катехизис", который хотя и составлен митрополитом Московским Филаретом в XIX в., но остается одним из лучших книг такого рода. Купив сотовый телефон, люди обязательно внимательно читают инструкцию по применению, однако, приняв Крещения, не удосуживаются прочитать даже маленькой книжицы о вере, которую приняли от Православной Церкви. И хуже того, у многих понимание Православия совершенно искажено, т.к. состоит из "бабьих басен", религиозного "поп корна" светских СМИ, антицерковного лая некоторых ангажированных журналистов, собственных заблуждений и т.п. В результате, человек, критикуя Православие, критикует не нашу Церковь, какая она есть, а некоего религиозного вымышленного монстра - плод его незнания и заблуждения.
Советы родным и близким человека, желающего самоубийства
Как говорит, обращаясь к родителям, главный психиатр г. Уфы Ю.А.Анохин, "Будьте чуткими ко всему, что происходит с детьми". Увы, большинство родителей в упор не видят проблем и нестроений у своих детей, а, узнав о них, отгораживаются от решения этих проблем непробиваемой каменной стеной. И получается, что родная мама узнает самая последняя, что ее дочь беременна, или родители понимают, что их сын наркоман, только через несколько месяцев, когда тот уже начал воровать из дома ценности. Ну, а проблемы детей-подростков на почве несчастной любви, конфликтов со сверстниками во дворе, в классе или студенческой группе практически всегда остаются неизвестными для родителей...
Если ваш родственник или знакомый хоть раз упомянул хотя бы даже вскользь, что жизнь ему надоела и он хочет себе смерти - это уже повод для тревоги. Серьезно расспросите его, почему он хочет смерти и как он собирается это сделать, и если он сообщит вам детали того, что он задумал, т.е. "план самоубийства", ситуация требует решительного вмешательства.
Проконсультируйтесь со специалистами-психологами или позвоните по "телефону доверия". Очень важно построить правильно свое поведение, дилетантство может только навредить.
Необходимо также обратиться в ближайший храм и получить совет у священника. Он расскажет вам, как нужно построить и свою духовную жизнь и как организовать духовную жизнь своего ребенка, супруга или близкого. Родители должны знать: именно их бездуховность, маловерие, игнорирование богослужения, Таинств Церкви, увлечение оккультно-сектантскими учениями, суевериями - прямая и первейшая причина того, что ваше чадо подошло к краю гибели. Владыка Уфимский Никон рассказал, что как-то спросил мать сына-самоубийцы: "Разве вы не видели, что сыном происходит, что-то странное?", - "Да, видела...", - "А почему не обратились за советом к священнику?". В ответ - молчание...
Это справедливо и для супругов - "...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт. 2:24). Жизнь супругов взаимосвязана, и даже если один супругов не религиозен, благодать святости его "второй половины" оказывает на него благотворное и охранительное действие: "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим" (1Кор.7:14).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси нас!
Максим Степаненко, Руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии Русской Православной Церкви