itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Не знаете, какого вы духа..." (Лк. 9, 55)

Ответ на обвинения протоиерея Владимира Переслегина в связи <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=110180">с моей статьёй "В притяжении Розанова"</a>

0
452
Время на чтение 5 минут
Признаюсь, нежданным-негаданным оказался для меня отзыв протоиерея Владимира Переслегина на мою недавнюю статью о Василии Розанове. Хотя можно было бы предвидеть, что уж мимо недреманного ока широко известного борца за чистоту православных рядов такой материал незамеченным пройти не сможет. И не прошёл. Более того, удостоился особой "чести" быть отмеченным в рубрике "Сатанизм" на сайте moral.ru, где профессиональные моралисты безошибочно определяют, что есть сатанизм, дабы ни у кого уже никаких сомнений на сей счёт не возникало.

Я поначалу решил было не отвечать на всё то, что прочитал у Переслегина о Розанове и о себе, грешном. Защищать Розанова от воинственного протоиерея или самому оправдываться перед ним - дело безнадёжное уже потому только, что отец Владимир словами зря не бросается (хотя порой и не слишком в них разборчив), и если уж печатно высказался, то, как говорится, припечатал раз и навсегда. Да к тому же протоиерей ждёт покаяния не от одного меня, а от целого агентства Русская Линия (так и пишет в другом своём сочинении: "агентство Русская Линия нисколько не покаялось"...).

Скажу больше, - не хотелось вступать в словесную прю с человеком, которого знаю уже много лет, и былые добрые отношения с которым помнить и ценить никогда не перестану. Однако, его претензии к изданию, предоставившему мне возможность сотрудничества, выходят уже и за границы наших личных с Переслегиным отношений.

Главное, о чём хочется сказать: у протоиерея Владимира и у меня совершенно различный взгляд на Розанова в целом. Для меня, как, надеюсь, и для большинства людей, стремящихся прежде думать, а затем уже выносить на публику свои суждения, Василий Розанов, при всех крайне отрицательных чертах своего творчества, был и остаётся явлением русской культуры - необычайно сложным и неоднозначным. Для Переслегина же Розанов ни больше, ни меньше как именно... бес. Что ж, позиция весьма удобная, если поставлена единственная цель - не попытаться хоть сколько-нибудь осмыслить явление, а непременно и только осудить и заклеймить. Протоиерею некогда было, видимо, повнимательнее прочитать мою статью, иначе вряд ли он усмотрел бы в ней какие-то мои восторги перед Розановым и даже стремление привить эти несуществующие восторги читателю. В моих словах о розановской "лебединой песни" о.Владимир так и не расслышал достаточно явной иронии (ну, не секрет ведь, что иные батюшки наши готовы пополнить список смертных грехов не то что здравым чувством юмора или даже самоиронии, а и вообще попыткой улыбаться там, где действительно смешно). Да что там, протоиерей Владимир попросту не понял (или не пожелал понять?), что я не в меньшей степени, чем он сам безусловно отвергаю и осуждаю всё то, что принято называть "розановщиной", а именно - всё розановское антихристианство. Только я, в отличие от Переслегина, осуждая грех, стараюсь не осуждать грешника, да ещё так, что под переслегинским пером (не сказать бы - топором) грешник уже и человеком не именуется (предвижу ссылку о.Владимира на свят.Иоанна Златоуста, но не тороплюсь уравнивать суждения разгорячённого протоиерея и святого епископа).

Что же здесь для учёного пастыря внове? И зачем же передёргивать: да, я призываю "великодушно прощать" покаявшегося грешника, но из чего же это заключает отец протоиерей, что розановский "вызов Иисусу Христу... игуменом прощён"?! Грех прощает Господь Бог, а нас призывает прощать покаявшегося грешника. И что же, любить покаявшегося грешника, как это представляется мне возможным и даже необходимым как христианину, преступнее, нежели его ненавидеть, что следует из отношения к Розанову отца Переслегина?.. Я не случайно несколько раз повторяюсь, говоря о раскаянии Розанова перед смертью. Об этом сказано и в моей статье, где упомянуты два всем известных священника - архимандрит Иларион (Троицкий) и о.Павел Флоренский, принимавшие последние исповедальные слова умиравшего грешника и затем отпевавшие Розанова как члена Церкви Христовой. Что подвигло этих священников, ничем, пожалуй, не уступающих протоиерею Переслегину ни в учёности, ни в любви и верности Христу, которую они засвидетельствовали даже до крове, - что же подвигло их придти на помощь тому, кто хотя бы и на пороге смерти пожелал очистить свою душу покаянием, если не любовь и не сострадание? Но добрый пастырь наших дней с высоты своей воцерковлённости вещает снисходительно: "Мы не собираемся обсуждать здесь глубину покаяния христоненавистника. Его личности Бог Судья, и напрасно игумен Кирилл берёт на себя суд над Розановым. Примирился он с Церковью или нет - знает Бог. Это не наше дело (!? - и.К.). Господь сказал: не судите".

Удивительно всё-таки: протоиерей Владимир Переслегин как бы и не замечает вовсе, что не я, игумен Кирилл, а именно он судит Розанова, и судит так, что не оставляет никакой надежды подсудимому даже в его покаянии. Наблюдая в последнее время за публикациями протоиерея Владимира Переслегина, приходишь к мысли, что он сделался при Общественном Комитете "За нравственное возрождение Отечества", организации, безусловно, достойной, кем-то вроде Великого Инквизитора (говорю это безотносительно к предмету розановской книги). Та же суровость к грешнику и безапелляционность в приговоре: покаялся он там или нет - не наше дело, а костра ему уж никак не миновать. В присутствии отца Владимира, думается, и о Пушкине лучше помалкивать - как же, написал таки "Гавриилиаду"! Покаялся перед Богом? У Государя Императора прощения просил? - Не наше дело... Наше дело - знать: написал богохульство - стало быть бес, а не человек... Так вот всё просто.

Попутно Переслегин даёт и уроки филологии, не уставая, разумеется, обличать: игумен Кирилл-де разглагольствует фразами "из лексикона сегодняшних политкорректных СМИ", пользуется либеральным сленгом и, более того, предлагает читателю какой-то ещё даже "новояз Семёнова" (?). Не знаю, отцу Владимиру, как постоянному потребителю всяческих СМИ, всё это, конечно же, виднее. Мне эти источники информации не любы, и я оставляю протоиерею Переслегину право с явно нездоровым интересом штудировать опусы Авраама Шмулевича в газете "Седьмой Канал", что пропагандирует Маймонида, столь занимающего в последнее время о.Владимира.

Протоиерей Владимир Переслегин - человек увлекающийся. В том смысле, что увлекшись поставленной задачей, перестаёт порой понимать, о чём он, собственно, говорит. Вслед за откликом на мою злосчастную статью, всё в той же облюбованной им рубрике "Сатанизм" отозвался Переслегин и на другой "грех" агентства Русская Линия: на статью Дарьи Мельник о творчестве М.Булгакова. Ничтоже сумняся, отец Владимир вменяет писателю поступки героев его книги... Что ж, всякое лыко, видать, в строку.

В заключении ещё раз хочу сказать - никак не попыткой пробудить интерес православного читателя к "розановщине" является моя статья, посвящённая юбилею самого Розанова, а напоминанием о том, какие разнородные пласты несёт в себе наша русская словесная культура, какими сложными и страшными, подчас, путями движется человеческая мысль в поисках Бога, в стремлении человека найти себя самого на путях к Истине. И только совсем уж безлюбовный взгляд на всё это, взгляд, не различающий иных цветов, кроме чёрного или белого, увидит в Розанове лишь то, что пожелал увидеть отец Владимир Переслегин. Мне совсем не хотелось чем-то обидеть человека, с которым я во многом не согласен; о.Владимир всегда восхищал меня своей безусловной искренностью и ревностью о Господе. Но порой ревность его пугает тем, что в стремлении "защитить" Бога от человека, он слишком безпощаден к человеку, забывая, что и за этого, как и за любого другого человека Господь пролил Свою спасительную Кровь. Дерзну сказать: я уверен, что Христос простил Розанова - потому что не могу себе иначе представить Христа. Но если хотя бы предположить, что это именно так, то чего же ожидает от нас Господь в отношении к покаявшемуся грешнику, если не той самой любви, которая только и побеждает грех, и возвращает всех нас, грешных, в объятия Отчи?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Семенов)
"От Восток солнца до Запад..."
Линдисфарн - английский Афон. Часть III
05.10.2007
"От Восток солнца до Запад..."
Остров Айона - исток православной Шотландии. Часть II
28.09.2007
"От Восток солнца до Запад..."
Терновник из Гластонбери. Часть I
20.09.2007
Все статьи Игумен Кирилл (Семенов)
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40