itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Об "оккупационных властях"

По поводу реплики А.Н.Крутова

0
174
Время на чтение 4 минуты
Разрешите и мне передать свое впечатление от обсуждения: разговор на форуме идет вовсе не о типе режима, существующем в современной России, а о семантическом ракурсе, в котором открывается перспектива радикализации политического сознания, наведения его на идею открытой борьбы. Непримиримая оппозиция ищет "слова". Необходимо сделать так, чтоб ярость благородная опять закипала, подобно волне. Для этой цели сравнительно плохо подходят энциклопедические понятия: "неоколониалист", "коррупционер", "компрадор" (особенно любимое Г.Зюгановым). Зато весьма желательно прибегнуть к эмоционально окрашенным, с многочисленными негативными ассоциациями: "оккупация", "фашисты", "захватчики", "враги народа" и т.п. Обычная часть идеологической работы. Нейролингвистическое программирование.

Вопрос в контексте. "Оккупантами" в современной Прибалтике именуют вполне миролюбивых и даже приниженных в своих правах русскоязычных жителей. "Предателями Отечества" при большевицком режиме называли его патриотов. В то же самое время, принятая в 1941-1945 гг. идеология "народной войны", "священной войны с оккупантами", демонизация образа врага как "насильника, грабителя, мучителя" (разумеется, не каждый немец был таковым) сыграла колоссальную мобилизующую роль.

В России сегодня тоже многие хотели бы повторения того же успеха мобилизации. Безвестные авторы уже слагают новые песни революции, на три аккорда, с рефреном: "Убей американца, убей американца, убей американца, убей!.." (по аналогии с немцем). Радикально настроенные издания через слово клеймят "оккупационный режим", "марионеточную верхушку", "кремлевский филиал мировой закулисы" и пр. Предпринимаются попытки сформировать особые семантические и знаковые поля, захватывающие и прочно удерживающие в себе сознания адептов. Однако, принципиальней всего не произносимые ритуальные формулы-заклинания ("оккупация" или "не оккупация"), а кто и зачем их произносит. Депутату А.Н.Крутову лучше других должны быть известны примеры, когда в официальном политикуме патриотическую фразеологию произвольно присваивают себе лица, даже отдаленно не относящиеся к национально-патриотическому кругу (Жириновский: "Мы за бедных, мы за русских"). Так и в неофициальной, самодеятельной политике давно стала привычной ситуация, когда наибольшей развязностью, ухарством, готовностью по поводу и без повода палить из большого калибра отличается наименее серьезная и ответственная часть деятелей.

Общая неопределенность, отсутствие позитивной встречной программы приближает все это скорей к философии отщепенцев, к оправданию тотального фанатичного "беспредела", нежели к образу сплоченного и широкого сопротивления. Радикализация, маргинализация - очень точно подходит к упомянутому явлению, основанному на почти эзотерическом мироощущении вождизма, личного избранничества. Ни в коей мере это не касается перспектив общенационального возрождения. Ибо под отрицание подпадают все, кто так или иначе расходится с их видением патриотизма. "Оккупированные" - те соотечественники, которые восприняли навязанный им извне образ мысли и живут в соответствии с западными стандартами поведения - почти не различаются от самих оккупантов. В "светлом будущем" г-д Мироновых и Назаровых таковым, как безликой массе, уготовано в лучшем случае очередное насильственное перевоспитание. Ибо возиться с несогласным, становиться на его положение, терпеливо выправлять смыслы - все это кажется слишком долгим и неэффективным для тех, которые грезят революционным действием. Особую же ненависть радикалов вызывает "другой патриотизм", любая попытка призвать к трезвости, терпению, формулировать более взвешенную патриотическую позицию. Раскол в Союзе Русского Народа, происшедший почти сразу после его создания, наглядно иллюстрирует это: до настоящих проблем России этим местечковым глашатаям истины никогда не добраться - грызут и будут продолжать грызть впредь одних только своих.

Заставь радикала выкинуть на время из своего лексикона все эти обличительные трехэтажности, а изъясняться нормальным человеческим языком, доносить свои мысли до человека отличающихся взглядов - и вопиющая нищета его мировоззрения скажется во всем этом в полной степени. Ибо представления о вещах здесь нарочно устроены таким образом, чтобы не-мыслить, не-слышать-другого, а срабатывать, как говорят психологи, по определенным символическим меткам, таким как "антинародный режим", "оккупация", "еврейство", "масоны", "КГБ в Патриархии" и пр. Любая из упомянутых тем является важной и имеет право на рассмотрение патриотическим кругом. Проблема в том, что радикал - человек, потерявший ощущение соразмерности с остальной жизнью (и тем более с православной верой). В частности, "оккупация" у него - это не столько признание за политической действительностью определенного свойства, сколько обоснование своего радикализма, своеобразный пароль, по которому устраняются психологические и нравственные тормоза, развязываются руки для самой волюнтаристской и безоглядной обструкции.

Раз страна оккупирована, следовательно картина политической реальности резко меняется и упрощается: не надо ни в чем разбираться, отличать в происходящем хорошее от плохого, с кем-либо или с чем-либо солидаризироваться, а продолжать упрямо стоять на своем. Борьба против режима в таком случае не стесняется в приемах и средствах, а следует единственной фанатической логике: "Чем хуже для Кремля - тем лучше". Провозглашая существующий строй оккупационным, чужим, радикал-патриот не преследует никакой иной цели, как упростить себе жизнь, уговорить себя самого. В принципе, вся радикальная фразеология так или иначе склоняется к этому: к преднамеренной истеризации, имеющей характер реакции элементарной самозащиты. Всякий иной, неистерический дискурс моментально выводит радикал-патриота из равновесия, делает неубедительным, в т.ч. и в перед собой самим.

Что же до процитированных слов В.Распутина, то картина, представленная известным писателем, по своему характеру представляется более глубокой и сложной. "Чужие способы управления и хозяйствования, чужая культура и чужое образование, чужие песни и нравы, чужие законы и праздники, чужие голоса в средствах информации, чужая любовь и чужая архитектура городов и поселков". Все это очерчивает контуры проблемы, которую можно назвать идейной растерянностью, утерей смысловой нити, повреждением совести, вкуса, невидением главного. Хотите, и это тоже можно назвать оккупацией. Но с политическим режимом связь во всем перечисленном весьма общая и опосредованная. Скорее, сам существующий политический режим следует считать порождением описанного катастрофического одичания, "новорусского" китча.

Да и что вообще, кроме поверхностной схематизации, способно дать в содержательном плане рассмотрение нынешней власти как оккупационной? Внутри политического пространства одновременно происходят десятки разноречивых процессов. Одни представляют следствия ослабления реального суверенитета страны, другие носят стихийный, неуправляемый характер, третьи же выражают тенденции к восстановлению самостоятельного мышления, пускай не всегда в тех формах, в каких хотелось бы православному русскому патриоту. Если начать, как это делают радикалы, враждовать против власти как таковой, называя ее целиком "оккупационной", вместе с водой недолго выплеснуть и ребенка. Поношение власти может выступить преддверием безвластия, масштабной потери управления, а вовсе не ее укрепления.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44