Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Современный радикализм стремится соединить религию и революцию

Николай  Симаков, Русская народная линия

СППФ / 30.03.2006


Санкт-Петербургский Патриотический Форум "Соблазны русского радикализма" …

Выступает Н.К.СимаковВ начале необходимо отметить, что в докладе речь пойдет не о спасительном евангельском радикализме ("Ищите же прежде Царства Божия и правды Его... (Мф., 6:4)"), а о соблазне русского политического и религиозного радикализма, который не раз порождал в истории нашей страны смуты, церковные расколы и разрушение государственности.

Впервые разрушительный религиозно-политический радикализм появляется в истории России, в эпоху церковного раскола XVII века. Именно тогда, в эпоху мятежного протопопа Аввакума и Никиты Пустосвята, впервые прозвучали "пророчества" о том, что русского Православного Царства больше нет, Третий Рим пал, история закончилась, и пришло время антихриста. Раскольники полностью отвергли Церковь и государство. Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича они считали врагами Православия и слугами антихриста. Церковь "никонианская" безблагодатная в ней нет спасения, а русское государство - антихристово царство из которого необходимо бежать, чтобы спастись, в леса и горы. Религиозный радикализм раскольников XVII века привел к проповеди самосожжения, а затем и к массовым гарям. Кроме самосожжений, расколоучители поднимали казаков и стрельцов на бунты против царской власти и государства. Старообрядцы-раскольники спровоцировали бунт Стеньки Разина, который вылился в целую войну народов Поволжья против московского государства. В 1681 году раскольники подняли стрелецкий мятеж в Москве, затем булавинский бунт казаков-староверов в 1708-1710 г. и уход их в Турцию. Особенно опасной и широкомасштабной стала пугачевщина, бунт яицких казаков-старообрядцев против Российской империи в 1773-1774 г. Почти два века - XVII и XVIII - раскольники пытались поднять народ на бунт, восстание и даже войну против Церкви и государства, это была первая эпоха религиозно-раскольнического радикализма в России.

Вторая эпоха русского радикализма появилась уже в XIX и XX веке. Многие из присутствующих здесь изучали в свое время историю революционного движения в России, хорошо знают его развитие от декабристов до большевиков. Часть интеллигенции становится революционно-радикально настроенной. Начиная от Пестеля и Бакунина, кончая Троцким, Лениным и Спиридоновой появляется особый тип секулярно-политического радикализма. Этот тип левого радикализма, исповедующий революцию и социализм, привел Россию в 1917 году к национальной катастрофе и государственному крушению. В 20-30-е годы десятки миллионов людей заплатили своей жизнью за эту идеологию революционно-политического радикализма. Революционный радикализм был направлен не только против Царской власти и Церкви, но и против всей традиционной России и русского народа. Различные слои и сословия русского общества безжалостно истреблялись как "классовые враги", почти вся старая Россия погибла, врата адовы не одолели лишь Церковь.

Третьей эпохе русского радикализма мы были все свидетели в 90-е годы прошлого века. Это так называемый демократический радикализм, который породил "великую криминальную революцию", либеральный беспредел, разгром и расчленение станы.

Не успело наше общество прийти в себя от последствий либерально-демократического радикализма 1990-х годов, как появился новый, современный тип радикализма. В отличии от прежнего левого радикализма, который доминировал в течение двух столетий, современный радикализм - правый. Сегодня в патриотическом и православном движении радикализм процветает, он набирает силы не по дням, а по часам, начинается массовое заражение идеями и духом радикализма. Если ты - радикал, то значит ты - настоящий патриот, ты действительно православный и борешься за истину и правду, ты - почти святой подвижник! Сегодня чем радикальнее, тем истиннее! Снова как раньше радикализм готовит новую теперь уже "национальную революцию", как единственный путь к спасению России и русского народа. Автор книги "Не мир, но меч" (К.Ю.Душенов - Ред.), представляющей собой манифест современного радикализма, прямо декларирует ее. "А полная правда такова сегодня: каждый из нас - редактор ли он, публицист или шофер такси должен для себя ясно и недвусмысленно решить - идет он на священную войну за освобождения русского народа от вражьей оккупации или нет".

Характерной особенностью современного радикализма является стремление во чтобы то ни стало соединить религию и революцию, освятить "истинным православием" и санкционировать национальную революцию. Современные ультра-православные идеологи радикализма пишут о том, что якобы к экстремизму и революции нас призвал сам Христос. "К православному экстремизму призвал нас Сам Господь, сказав: теперь продай одежду твою и купи меч", - пишет К.Душенов в книге "Не мир, но меч". "Православными экстремистами, - утверждает он, - были все без исключения угодники Божии, мученики и бессеребренники, преподобные и юродивые. Думаю, что не будет преувеличением сказать, что от века до ныне вход в Рай, в Царствие Небесное, в вечную и блаженную жизнь возбранен всем, кроме православных экстремистов".

Очевидно, что автор исповедует не Евангельского Христа, который в Нагорной проповеди говорит прямо противоположное о том, что "Блаженные кроткие, ибо они наследуют землю", "Блаженные миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божими" (Мф. 5:9). Фактически современный правый радикализм создает русский вариант т.н. "теологии революции". Впервые "теология революции" появилась в работах известных революционеров начало прошлого века Д.Мережковского, З.Гиппиус, Б.Савинкова. Они стремились соединить, "синтезировать" революцию и религию, христианство и язычество, Христа и антихриста. В их манифестах Христос превращался в революционера, а само христианство выступало как революционная апокалиптика направленная против Самодержавия и Православной Церкви. Их "русская идея" - это, прежде всего, религиозная революция, которая должна не только разрушить старую Россию, но и открыть новую эпоху т.н. "третьего завета". Идеологи современного правого, религиозно-революционного радикализма, несмотря на трагический опыт ХХ века, продолжают развивать "теологию русской национальной революции". "Перед русской национальной революцией, - пишет, напр. К.Душенов, - падут в прах все крепости и бастионы врага, бесполезными станут все гигантские ресурсы, которые направлены против нас".

Современный радикализм сегодня это не только зилоты, но и кафары, т.е. не только идеологи "национальной революции", но и ультра-православные ревнители истинной веры. Сегодня в таких журналах как "Первый и последний", часто говорится о том, что человечеству угрожает "электронный концлагерь" в котором человек потеряет не только свободу, но и спасение души. При этом от "электронного Дахау", утверждают авторы апокалипсических статей и журналов, нас уже не сможет спасти ни вера православная, ни Церковь, ни Промысел Божий. Господь Бог, по мнению современных "ревнителей веры", оказывается бессильным перед современным компьютерно-сетевым обществом и техногенно-виртуальной цивилизацией. Современные апокалиптики полностью отвергают провиденциальный смысл истории и спасительной Промысел Божий. Для них история уже закончилась и наступила эра "электронно-чипового рабства" которая и есть царство антихриста. Религиозный радикализм современных борцов с "электронным концлагерем" часто приводит их и к борьбе со священноначалием Русской Православной Церкви, которое не поддерживает их страхов и ужасов. Поэтому современные кафары-ревнители "истинной веры" создают свое учение "о спасении в современном мире", обличия священноначалие Церкви в измене Православию. Современный религиозный радикализм повторяет судьбу раскольников XVII века, сегодня он несет смуту и раскол, выступая от имени "истинной веры" против Церкви, ее единства и святоотеческого учения.

Перед нашим обществом стоит важный выбор путей нашего будущего, выбор между православным традиционализмом как русским мировоззрением и искушением, соблазном русского религиозно-политического радикализма и апокалиптики. Речь прежде всего идет о принятии или отвержении спасительного Промысла Божия в истории. В этом смысле, прежде всего хочется обратить внимание на то, что русский радикализм всегда отрицал историю как историю спасения. Он всегда игнорировал и не верил в спасительный Промысел Божий в истории. Для религиозно-политического радикализма история есть царство зла. Согласно православному традиционализму историей правит всемилостивый Промысел Божий. "Миром правит только промысел Божий и в этом спасение верующему человеку, и в этом сила, чтобы перенести земные скорби", - писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). "Помните все, Россия идет своим, мученическим и исповедническим путем, предначертанным ей Всемилостливым Промыслом Божьим", - утверждал митрополит Иоанн (Снычев).

Надо сказать, что в 1918 году, когда начался красный террор и страшный геноцид, Патриарх Тихон благословил русский народ на исповедническую Голгофу за веру и Церковь. "А если нужно будет пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою". Но Патриарх Тихон не благословил Белое движение, как его не просили. Он благословил только русский народ на возвращение к Церкви и Православию. "Ночь будет долгой", - пророчески предрек судьбу русского народа и России Патриарх Тихон. Господь наложил епитимью на русский народ (как когда-то во времена татаро-монгольского ига) до тех пор, пока он не раскается во грехе богоборчества, не вымолит, не выстрадает прощения и не вернется к вере и в лоно Матери-Церкви. Только тогда исконная православная Россия возродится, считал Патриарх Тихон, а другого пути для спасения России и русского народа вне Церкви и Всемилостивого Промысла Божия Святитель не видел.

Выдающийся русский мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин не раз писал о необходимости духовного обновления русского народа, об очищении от грехов и соблазнов которые привели Россию к национально-государственному крушению. "Россия возродится лишь тогда, когда в душе русского человека вновь появится алтарь для Бога и престол для Царя", - утверждал он.

Однако в отличие от православного проведенционализма, современный радикализм исповедует своего рода манихейско-гностический дуализм. Бог и добро для него только на небе, там Царство Божие, а на земле царство зла, власти темных сил. Здесь иго глобализма и "нового мирового порядка" - царство антихриста, электронный концлагерь биороботов с печатью ИНН. Поэтому необходима борьба, потому что Бога здесь нет и Спасительного Промысла тоже нет. Русский соблазн радикализма упирается, конечно же, в проблему теодицеи (франц. Theodicee от греч. Theos - Бог и dike - справедливость; т.е. "оправдание Бога"). Конечно же, проблема теодицеи - это все тот же старый богоборческий бунт Ивана Карамазова, который не может и не хочет принять этот мир построенный на страдании невинных людей. Вся та же духовно-нравственная проблематика налицо, мы никуда от этого не ушли, мы к ней снова возвращается. Радикализм - это старый русский соблазн, который отвергает прежде всего путь христианской веры в Бога-Промыслителя и Спасителя, отвергает веру в Спасительный Крест Христов и крестоношение как спасение в мире, лежащем во зле. Отвергая евангельскую веру в слова Христа Спасителя "Без меня не можете творить ничего" (Ин. 15:6) современная радикально настроенная интеллигенция как и прежде берет на себя роль "мессии", пытаясь заменить собою Бога и стать спасительницей России и русского народа. Современная радикально настроенная интеллигенция не ищет спасения для себя и народа во Христе и Церкви, а напротив она сама намеревается "спасти" Православие, Церковь и Россию.

Таким образом, как и прежде современный радикализм в духовно-религиозном смысле есть лжемессианство и самообожествление, своеволие и бунт против Промысла Божьего, старые недуги русской интеллигенции.

В заключение моего доклада хочу отметить, что современной радикализм предоставляет большую опасность для нашего общества, т.к. легко заражает многих людей, которые видят в нем единственную "спасительную альтернативу" либерализму и глобализму. Часто человек, заразившийся современным радикализмом, становится одномерным, он ни о чем больше не говорит, больше ни о чем не думает, как только о борьбе с антихристом и его печатью - ИНН, электронным концлагерем, глобализмом и т.д.

Я думаю сегодня необходимо показать опасности, которые несет соблазн радикализма в России, так как он уже не раз приводил к церковным расколам и революционным потрясениям. Очевидно, необходимо издать сборник статей о соблазнах современного русского радикализма, наподобие известных сборников "Вехи" и "Из глубины". Провести конференции, организовать широкое обсуждение этой проблемы в средствах массовой информации. Опасность радикализации нашего общества связана еще и с тем, что большинство идеологов радикализма воспитаны в советское время на революционной героике, на романтическом пафосе борьбы за "светлое будущее", а не на Православии и вере в Промысел Божий. Спасибо за внимание.

Санкт-Петербургский Патриотический Форум "Соблазны русского радикализма":

Вступительное слово А.Д.Степанова

Николай Симаков. Современный радикализм стремится соединить религию и революцию

Сергей Григорьев. Слова одинаковые, а вера - разная

Ответы на вопросы

Обсуждение докладов



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. : комментарий от евгения
2006-10-25 в 21:21

Почти все эти радикалы бывшие коммунисты. А некоторые и до сих пор расстаться не могут. Отсюда и стиль, и цели и средства. Но иногда мне кажется, что это прямая провокация - все эти первые и последние. А люди у нас добрые и доверчивые.
7. : комментарий от евгения
2006-10-21 в 02:43

Человеку неверующему, т.е. не просвещенному истинным Светом, присуща некоторая интеллектуальная серость. Все увлечения нашей милой интеллигенции, такие как борьба с прививками, с ИНН, с церковнославянским языком(с другой стороны) отмечены печатью этой серости. При этом такое трогательное умиление собственной интеллигентностью! И что делать? К увещеваниям мы глухи - по определению. Как же! Мы- законодатели мод.
6. : комментарий от Алексей Смирнов
2006-10-20 в 21:20

В защиту т.н. "радикалов":

Цитата: "Отвергая евангельскую веру в слова Христа Спасителя "Без меня не можете творить ничего" (Ин. 15:6) Современная радикально настроенная интеллигенция как и прежде берет на себя роль "мессии", пытаясь заменить собою Бога и стать спасительницей России и русского народа.

1) Никто не отвергает промысел Божий, просто помощь Божия дается делающему.
2) Попущение действовать силам зла может даваться не для того, чтобы соглашаться со злом, но чтобы дать возможность встать на защиту ближнего.
5. : комментарий от Ingvarnep
2006-10-18 в 18:59

Автор не указывает на истинные корни "православного" радикализма. А корни эти - в значительной зараженности русского православия язычеством. Этим страдало Россия до революции, эта проблема осталась и сейчас. Современная религиозная свобода появилась не в результате духовного пробуждения нации, а наоборот, в ходе разложения существовавшего государственного строя (конечно, далекого от необходимого для возрождения) и трансформации его в дикий капитализм. Сегодня люди, принимающие православие, совсем не всегда порывают с язычеством. Это языческое "православие" и есть духовная основа "православного" радикализма.
Строительство храмов, возведение православных праздников в ранг государственных, крестины, венчания, причащения без внутреннего преображения - все это внешняя сторона. И в значительной степени всем этим сегодня ограничивается праовославие и клира, и мирян. Поэтому вместо духовного обновления - безответственные политические игры правых ("демократы") и левых ("православные" радикалы) необольшевиков.
4. : комментарий от Коценко Александр
2006-10-18 в 10:02

Очень нужный и своевременный материал. Согласен полностью с автором. Радикальные идеи отдаляют нас от той цели, к которой на первый взгляд они должны привести кратчайшей дорогой. Очень жалко людей зараженных этим и запуганных современными пугалами.
3. : комментарий от Александр Тимофеевич
2006-10-17 в 18:48

Мне 49 лет. И только поняв еврейский вопрос смог понять этот мир. В революции участвовали в верхних слоях сплошь евреи. Во вторую мировую войну Гитлер вступил из-за желания очистить свою Родину от евреев. В 90-х годах ограбили Россию евреи. В конце концов они распяли Христа. Через понимание этого я пришел к православной вере. Этот доклад никакой. Вернее вредный. И сказал Иисус "не мир я принес но мечь" За Русь.
2. : комментарий от Александр+++
2006-05-17 в 16:26

Очень стройный доклад.
Замечательно четко обозначены главнейшие исторические радикальные процессы в России за последние столетия.

Однако, к сожалению, не рассмотрены причины радикализма, которые имеют источник в самом национальном русском характере.
Возможно, впрочем, это должно быть темой особого разговора.

Благодарю автора, который говорит всегда свежо и интересно.
1. : комментарий от Boris
2006-05-10 в 12:16

Согласен с автором на все 100%. Радикализм ведёт к расколу многонациональной России и вызывает радикализм малых народов как порождение страха перед Русским радикализмом. Россия будет сильной тогда когда Русский народ станет старшим братом других народов на деле а не на словах. Спаси нас всех Господи! С уважением раб божий Борис.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме