"...Помолитесь обо мне"

5 марта исполняется сорок лет со дня кончины Анны Андреевны Ахматовой

0
276
Время на чтение 3 минуты
Вопрос о соотношении веры и творчества всегда привлекал и привлекает православных. Один из возможных ответов на этот вопрос мы находим в двухтомнике о великом русском поэте - Анне Андреевне Ахматовой, второй том которого вышел в серии книг "Русский путь. Pro et contra" накануне сорокалетней годовщины со дня ее смерти. (Анна Ахматова. Pro et contra, СПб, 2001-2005).

Анна АхматоваСобранные в два тома статьи и воспоминания об Ахматовой, свидетельствуют об удивительном сочетании творческой свободы и верности евангельскому идеалу, которые проявились в ее жизни и в поэзии, особенно в последние годы земного странствия.

Более сотни авторов статей и воспоминаний говорят об этом, кто с удивлением, кто с недоумением, кто с почтением и любовью. Ахматова предстает перед нами не как творец женской любовной лирики (какой в большинстве своем ее представляет "среднестатистический читатель"), а как мыслитель, в поэтических строках выразивший основополагающие категории христианского мировоззрения - жертвы, искупления, сострадания, любви, покаяния.

Не кабинетный отвлеченный мыслитель, поучающий других с высот кафедры; не праведница, отрекшаяся от мира, а кающаяся грешница, живущая одной жизнью с "моим народом", со страной, с миллионами таких же, как она, страдающих в этой земной юдоли людей.

Как написал протоиерей Александр Шмеман: "Вера для нее не "тема" и не "проблема", не что-то внешнее, о чем можно страдать, соглашаться, не соглашаться, раздумывать, мучиться. Это что-то очень простое, ее почти "бабья вера", которая всегда живет, всегда присутствует, но никогда не отчуждается в какую-то "внешнюю проблему". Ни пафоса, ни громких слов, ни торжественных славословий, ни метафизических мучений. Эта вера светит изнутри и изнутри не столько указывает, сколько погружает все в какой-то таинственный смысл". (Ахматова А.А. Pro et contra. Т.2, с.364)

Жизнь не баловала Ахматову, нельзя сказать, что она по-человечески, по-женски была счастливой ("Муж в могиле, сын - в тюрьме. Помолитесь обо мне"). Она не скрывала своей боли, - и происходило чудо: в стихах страдания претворялись в гармонию, и потому сила ее слова доднесь согревает и вдохновляет многие сердца. Как сама она написала в конце жизни: "Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных". И описала их, показав, что во всех муках России присутствует высший Божий смысл и суд.

Для православных читателей книга об Ахматовой особенно ценна, - она может явиться напоминанием о том, что жизнь не сводима к общим схемам (на которые мы так падки), что она глубока и таинственна, что необходимо постоянно "вглядываться в жизнь", перерастать самого себя, что в "беге времени" душа должна постоянно быть в движении, трудиться, что вера не отменяет глубину человеческого чувства и строящихся на его основе отношений, что вера не отменяет поиска, постоянного отклика на новые жизненные реалии.

"Лирические героини Ахматовой хотят оставаться с Богом всегда: и в горе, и в радости, и в несчастной, и в счастливой любви. И, даже совершая грех, они помнят о Боге, что вполне естественно, - ведь верующий человек, находясь в падении, в глубине души знает, что ему придется за все ответить, за все покаяться, чтобы вернуться к Богу. Это мироощущение, религиозное в своей глубине, отразилось наиболее ярко в поэзии Ахматовой". (В.Лепахин. /АхматоваА.А. Pro et contra. Т.2, с.784)

Статьи и воспоминания об Ахматовой, написанные очень разными людьми (от А.Твардовского до И.Бродского), свидетельствуют о высоком предназначении поэта во все времена, о том, что сила слова даруется свыше, и хранить ее нужно в свете совести, чему Ахматова была верна всю свою жизнь.

Бог даровал Анне Андреевне мирную кончину. Знаменательно, что последняя запись, которую она сделала в своем дневнике в день кончины 5 марта 1966 года, была посвящена почитаемым ею мученикам и исповедникам Христовым: "Мы так много и подробно знаем о поведении первых христиан. Римские матроны еще носили свои обычные одеяния и драгоценности, так что палач не знал, как отрубать голову, чтобы не повредить жемчуга и изумруды на шее мучениц".

Верим и надеемся, что и приснопоминаемая раба Божия Анна, словом своим творившая исповеднический подвиг, не отринута Господом.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
20.04.2024 13:05
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22