Собранные в два тома статьи и воспоминания об Ахматовой, свидетельствуют об удивительном сочетании творческой свободы и верности евангельскому идеалу, которые проявились в ее жизни и в поэзии, особенно в последние годы земного странствия.
Более сотни авторов статей и воспоминаний говорят об этом, кто с удивлением, кто с недоумением, кто с почтением и любовью. Ахматова предстает перед нами не как творец женской любовной лирики (какой в большинстве своем ее представляет "среднестатистический читатель"), а как мыслитель, в поэтических строках выразивший основополагающие категории христианского мировоззрения - жертвы, искупления, сострадания, любви, покаяния.
Не кабинетный отвлеченный мыслитель, поучающий других с высот кафедры; не праведница, отрекшаяся от мира, а кающаяся грешница, живущая одной жизнью с "моим народом", со страной, с миллионами таких же, как она, страдающих в этой земной юдоли людей.
Как написал протоиерей Александр Шмеман: "Вера для нее не "тема" и не "проблема", не что-то внешнее, о чем можно страдать, соглашаться, не соглашаться, раздумывать, мучиться. Это что-то очень простое, ее почти "бабья вера", которая всегда живет, всегда присутствует, но никогда не отчуждается в какую-то "внешнюю проблему". Ни пафоса, ни громких слов, ни торжественных славословий, ни метафизических мучений. Эта вера светит изнутри и изнутри не столько указывает, сколько погружает все в какой-то таинственный смысл". (Ахматова А.А. Pro et contra. Т.2, с.364)
Жизнь не баловала Ахматову, нельзя сказать, что она по-человечески, по-женски была счастливой ("Муж в могиле, сын - в тюрьме. Помолитесь обо мне"). Она не скрывала своей боли, - и происходило чудо: в стихах страдания претворялись в гармонию, и потому сила ее слова доднесь согревает и вдохновляет многие сердца. Как сама она написала в конце жизни: "Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных". И описала их, показав, что во всех муках России присутствует высший Божий смысл и суд.
Для православных читателей книга об Ахматовой особенно ценна, - она может явиться напоминанием о том, что жизнь не сводима к общим схемам (на которые мы так падки), что она глубока и таинственна, что необходимо постоянно "вглядываться в жизнь", перерастать самого себя, что в "беге времени" душа должна постоянно быть в движении, трудиться, что вера не отменяет глубину человеческого чувства и строящихся на его основе отношений, что вера не отменяет поиска, постоянного отклика на новые жизненные реалии.
"Лирические героини Ахматовой хотят оставаться с Богом всегда: и в горе, и в радости, и в несчастной, и в счастливой любви. И, даже совершая грех, они помнят о Боге, что вполне естественно, - ведь верующий человек, находясь в падении, в глубине души знает, что ему придется за все ответить, за все покаяться, чтобы вернуться к Богу. Это мироощущение, религиозное в своей глубине, отразилось наиболее ярко в поэзии Ахматовой". (В.Лепахин. /АхматоваА.А. Pro et contra. Т.2, с.784)
Статьи и воспоминания об Ахматовой, написанные очень разными людьми (от А.Твардовского до И.Бродского), свидетельствуют о высоком предназначении поэта во все времена, о том, что сила слова даруется свыше, и хранить ее нужно в свете совести, чему Ахматова была верна всю свою жизнь.
Бог даровал Анне Андреевне мирную кончину. Знаменательно, что последняя запись, которую она сделала в своем дневнике в день кончины 5 марта 1966 года, была посвящена почитаемым ею мученикам и исповедникам Христовым: "Мы так много и подробно знаем о поведении первых христиан. Римские матроны еще носили свои обычные одеяния и драгоценности, так что палач не знал, как отрубать голову, чтобы не повредить жемчуга и изумруды на шее мучениц".
Верим и надеемся, что и приснопоминаемая раба Божия Анна, словом своим творившая исповеднический подвиг, не отринута Господом.