Святая Русь Сергея Есенина

Часть первая: Русское царство

И дай нам Бог читать земли красу,
Как наставленья оптинского старца
Т.Шорохова

"Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский"
Иоанн Кронштадтский

"Русский человек изначально воспринимал землю, на которой он произошел, на которой он живет и в которую он отыдет после смерти, землю, отображающую в себе все Небесные энергии - как святую икону. Именно поэтому практически все господствующие над пространством высоты по примеру апостола Андрея Первозванного, воздвигшего кресты еще в I веке на киевских горах, в Грузино под Новгородом Великим и на Валааме, русские люди освящали поклонными крестами или хотя бы крестовыми затесями на растущем дереве, крестами на каменных межах. Особо торжественно освящались и все родники, истоки рек и ручьев. К этой святыне и обращались: о, Русская земле!"
А.Буркин ("Десятина", N4, 1998)



Невозможно опровергнуть тот факт, что Сергей Есенин[1] есть воистину народный русский поэт. И дело тут в первую очередь отнюдь не в его крестьянском происхождении, как многие думают. Ибо народность как таковая, а также "народность в искусстве" не обязательно напрямую связана с деревенским бытом (а часто именно так воспринимают "народ" и "народность"). Но что есть тогда русский народ? Какие идеалы он носит в своей душе? Думается, что творчество Сергея Есенина рассматриваемого времени (оно приблизительно совпадает со временем существования Российской империи, до 1917 года включительно, и, хотя оно и многообразно, магистральное свято-русское направление в нем очевидно), верно - по-есенински - понятое, способно указать нам на исконные идеалы русских людей как народа, идеалы, из которых складывается для многих загадочное до сих пор понятие Святая Русь.

Пахнет вербой и смолою,
Синь то дремлет, то вздыхает,
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает
[2]

В этих словах скрыта вся Святая Русь, все русское царство. Странное дело: у Есенина птица проповедует миру Слово Божие! И это, между прочим, ответ просвещенного мира, просвещенной твари на проповедь Евангелия человеком - и надо сказать, что лирический герой умеет расслышать воробеево слово. Вот так: в России литургисают даже птицы небесные, надо лишь услышать... Это еще не Новая Земля[3], но земля, готовая к преображению, ждущая Спасителя мира и живущая предстоящей и единственно верной жизнью.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов - как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.
Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: "Осанна"!
[4]

Тут очевидная аллюзия на евангельские события - ибо Иисус Христос въезжал в Иерусалим на осле: "Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано" (Ин.12; 14), а люди "взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Ин. 12; 13). И вместе с тем "сосны и ели" у поэта прозревают Христа грядущего.

Схимник-ветер шагом острожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу
[5]

Эти строки при желании можно истолковать как пантеизм: Христос де разлит в природе и, к тому же, невидим. Однако, такой подход будет ошибочным, ибо, как будет показано ниже, данный отрывок следует воспринимать в контексте с другим ("мне мерещится Исус"), так эти два стихотворения составляют цельный замысел.
Мир воспринимается как храм.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь
[6]

Счастлив, кто в радости убогой,
Живя без друга и врага,
Пройдет проселочной дорогой
Молясь на копны и стога
[7]

Почему счастлив? Разве стогу сена молятся? А вот почему:

Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога
[8]

Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон
[9]

Не на стог, а на церкву крестится лирический герой.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука
[10]

Рука крестится невольно, сама, как бы чувствуя святыню. Да и сам лирический герой говорит о себе:

Пойду в скуфье смиренным иноком[11]

Как захожий богомолец
Я смотрю в твои поля
[12]

Почему богомолец, мы уже уяснили, ведь в мире, который есть храм, иначе как богомольцем быть нельзя. Поэтому мы должным образом воспринимаем слова:

Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья
[13]

Мир - храм. И в нем все естественно:

Мелкий дождь своей молитвой ранней
Еще стучит по мутному стеклу
[14]

...звенят родные степи
Молитвословным ковылем
[15]

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни по дороге
И поминальные кресты
[16]

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки
[17]

А вот какой дивный образ:

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест
[18]

Посмотрите - церквушка ветхая (символ земного непостоянства и тленности), а крест - в облаках! Это и есть Святая Русь. Это причастие Неба на земле ("причащаюсь у ручья"). Поэтому лирический герой может сказать:

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"
[19]

Святая Русь выступает прообразом рая, где очень резко ощущается веяние благодати, где все славят Бога свободно - от человека до травинки ("молитвословный ковыль").
Тут даже

Степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
[20]

Нощь, и поле, и крик петухов...
С златной кучки глядит Саваоф
[21]

Что же сам лирический герой? Какие чувства он испытывает?

Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.


Русский человек испытывает огромную жажду по Христу, которую никто, кроме Него, не может утолить. Русский человек живет постоянной мыслью о Спасителе, любовью к Господу - и этой любовью он как бы прорывает толщу времени - навстречу имеющему придти Мессии (как и выше упоминаемые "сосны и ели"). Таким образом, не только человек, но и вся тварь ждет второго пришествия Господа, весь космос так сильно жаждет обожения и совершенства[22], что Христос даже "мерещится". Нужно правильно понять это "мерещится": не как галлюцинацию, а как духовную действительность - весь внутренний человек, все его желание уже там, за пределами чувственного мира. Недаром австрийский поэт Рильке сказал, что все народы граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом.

Слово "Исус" употреблено для сохранения стихотворного размера в старообрядческом варианте и добавляет некоторый оттенок "старины". Россия находится под покровом Богородицы:

Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров
[23]

Лирический герой чистым сердцем зрит следующее явление - и здесь он пророк:

Я вижу - в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная Мати
С пречистым Сыном на руках
[24]

Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто-то помолился: "Господи Исусе!".
Закадили дымом под росою рощи...
В сердце почивают тишина и мощи
[25]

И, оглядев всю эту свято-русскую красоту, пройдя по этой земле, где "невольно крестится рука", он проговаривает заветные слова:

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть
[26]

Хотя Русь на рай менять порой и не хочет - такова его любовь к этой земле... Однако, почему лирический герой пришел покинуть эту землю?

Но и поняв, я не приемлю
Ни тихих ласк, ни глубины -
Глаза, увидевшие землю,
В иную землю влюблены
[27]

Как тут не вспомнить апостола Павла: "Вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1; 20). Святая Русь неслышно возносит человека, перенося его желания ввысь.

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь -
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь
[28]

Пусть не я тот нежный отрок
В голубином крыльев плеске,
Сон мой радостен и кроток
О нездешнем перелеске
[29]

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску
[30]

Сравните почти дословное совпадение образов Есенина и современного русского поэта Александра Вечерова, который, "просыпаясь", чувствует, "где русская сторона":

Там, где улыбка скромна и сердечна,
Где небо упало в речку Русь.

У двух указанных поэтов одна любовь к своей земле, одно чувство русской судьбы - и единое и уникальное чувство требует уникального словесного выражения. О чем эта русская "озерная" тоска лирического героя?

С чьей-то ласковости вешней
Отгрустил я в синей мгле
О прекрасной, но нездешней
Неразгаданной земле
[31]

Не гнетет немая млечность,
Не тревожит звездный страх.
Полюбил я мир и вечность
Как родительский очаг
[32]

Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля
[33]

Эта "случайность" до смерти не покинет Есенина. Он прозревает будущее в библейском, новозаветном озарении:

Разошлись мы в даль и шири
Под лазоревым крылом.
Но сзовет нас из Псалтыри
Заревой заре псалом.
И придем мы по равнинам
К правде сошьего креста
Светом книги голубиной
Напоить свои уста
[34]

Верю: завтра рано,
Чуть забрезжит свет,
Новый под туманом
Вспыхнет Назарет.
Новое восславят
Рождество поля...
[35]

В этом стихотворении даже апокалиптическое предчувствие... И позже, в 1918, Есенин скажет о той, ушедшей Руси:

И мыслил, и читал я
По Библии ветров,
И пас со мной Исайя
Моих златых коров
[36]

Смолкшим колоколом над прудом
Опрокинулся отчий дом
[37]

Кончилось русское царство, отзвучал дом-колокол, нет более малинового звона...

О, верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
Звени, звени, златая Русь!
Волнуйся, неуемный ветер.
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть
[38]

Кто отмечает радостью грусть? Инок, богомолец. Святая Русь грустит о высшем мире и переносит взоры человеческие на него. И дальше - радость...

Звени, звени, златая Русь!



СНОСКИ:
1. Все цитаты приводятся по изданию: Есенин С.А. Избранные сочинения. М, 1983.
2. С.37.
3. "Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петр. 3; 13).
4. С.38.
5. С.33.
6. С.39.
7. С.32.
8. С.29.
9. С.28.
10. С.49.
11. С.32.
12. С.36.
13. С.37.
14. С.48.
15. С.49.
16. Там же.
17. С.31.
18. С.37.
19. С.36.
20. С.42.
21. С.45.
22. "тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8; 20-22).
23. С. 38.
24. С. 33.
25. С. 32.
26. С.32.
27. С. 25.
28. С. 24.
29. С. 48.
30. С. 49
31. Там же.
32. С. 50.
33. С. 57.
34. С. 55.
35. С. 58.
36. С. 65.
37. С. 46, стихотворение 1917 года.
38. С. 67.




ПО СЛЕДАМ ЕСЕНИНА

Я последний поэт России,
Загрустивший навек о ней,
Распознавший её стихии
И носивший в груди своей.

Я последний в России русский,
Кто не курит и спирт не пьет,
Кто не жалует хлеб французский
И в Америке не живет.

Но я первый поэт в России -
Первый после великих тех,
Кто учуял её стихии
И приблизил её успех.

О, мои необъятные выси!
Кто укажет, куда лететь?
Я с энергией дикой рыси
Не пойду в цирковую клеть!

Да, я тратил себя - и много,
Плохо душу свою храня...
Ты, Россия, одна у Бога,
И, конечно же, у меня.

Ты какой-то нерусской стала
В темноте наступивших лет:
Неужели ты жить устала?
Где же правда? Всё нет и нет.

Мы ещё не слишком стары,
Чтобы жизнь без борьбы отдать!
Почему же тебя комиссары
Норовят побыстрей продать?

Комиссары - и их потомки -
До сих пор все картавят и врут;
Что же русские, взяв котомки,
Из России бегут и бегут?

От тебя не сбежишь, и верно,
Что беда под землёй найдет.
Мы в России еще наверно
Составляем русский народ!

И не всё мы ещё пропили,
Нас покуда не перечесть;
Нас ещё миллионы - или
Только кажется, что мы есть?

Ведь и Царь вот от нас отрёкся,
Благородный и Белый Царь!
И как будто наш путь пресёкся -
Уж не русский дух чую, а гарь...

Царь прославился нынче, только
Всем плевать на родную суть.
И скажите мне: можно сколько
Кол вбивать в молодую грудь?

Вот - Россия, широкие дали...
А ведь это почти успех!
Проморгали тебя, проморгали
Умирать на глазах у всех.

А меня после казни на плахе
За надежду на Благодать,
Отнесите в русской рубахе
В церковь Божию отпевать.
2005 г.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Пономарев:
Фактор языка
Александр Пономарев о церковно-славянском языке
26.05.2011
Filioque и воцерковление Западной цивилизации
Сочинение на конкурс «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть»
27.04.2011
Израильский телеканал «распял Иисуса Христа»
Почему молчит МИД России и других православных стран, куда смотрит ОВЦС?
26.04.2011
Идол в рамке
В Малороссии сделали «икону» Тараса Шевченко
13.04.2011
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019