Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Учительница благочестия

Русская народная линия

07.02.2006


Отклик на книгу М.Кучерской "Современный патерик. Чтение для впавших в уныние" (СПб., 2005. 264 с.) …

Есть очень образованные люди. Они все знают, все понимают и если уж чего не принимают, то оно пропащее дело. Вот Майя Кучерская. Как сообщается на задней обложке ее книги, она защитила две диссертации, одну в МГУ, другую в Калифорнийском университете. Без Калифорнии какая наука! Теперь она преподает литературу в Высшей школе экономики в Москве, именно всю литературу - и русскую и зарубежную. Кроме того, занимается критикой, очевидно литературной, а "в свободное от работы время, - как говорится на той же обложке, - пишет повести и рассказы". В это-то время написала она и свой псевдопатерик.

Классические Патерики действительно имеют такую благодатную силу, что лечат и унывающую душу христианина. Это чтение в точном смысле слова душеспасительное. Среди них Патерики Египта, Синая, Палестины, Сирии, Киево-Печерский - наш великий и знаменитый, в котором жития святых отцов преподобных Антония и Феодосия, летописца Нестора и других. Не всегда Патерик состоит из коротких отрывков, рассказов и мыслей святых отцов. Но если и так (например, "Древний Патерик" египетский), то там каждое слово о Боге и на пользу душе.

М.Кучерская не по праву воспользовалась словом "патерик", как обозначение своего жанра. Но можно допустить, что она решила этим показать, что Церковь и православный народ нашего времени только вот такой "патерик" и могут иметь. Жалкий и глумливый, рисующий "объемную" картину русского церковного мира. То есть выходит, что это пародия на патерики. Что касается стиля - то и он очевиден: Это стиль Хармса, стиль абсурда, смакования некоей дебильности, животности человека, то есть героя, попавшего на перо. Этот стиль с некоторых пор распространен на Западе (однако бытует и у нас).

Решив повеселить читателя (ведь это "чтение для впавших в уныние"), расшевелить его, авторша то дергает его за нервы "ужастиками", то предлагает анекдоты и байки одесского пошиба, чтобы вызвать утробный хохот ("во дает!"). Там масса абсурдных "дебилок", россказней о приключениях мирян возле монастырей и храмов, плевки в сторону духовных учебных заведений, женских и мужских монастырей.

Священник, если он молодой, влюбляется в каждое симпатичное лицо исповедницы, другой спешит с требами к бандитам и потом пирует с ними, третий - доводит на исповеди женщину до того, что она дома открывает газ (ее спасает муж, который выбрасывает иконы и книги и делает ее счастливой). И вот такое: "один батюшка был людоедом..."; "один батюшка был горьким пьяницей..."; "один батюшка был неверующий..."; "один батюшка страдал клептоманией..."; "один батюшка не любил голубых...; "один батюшка был большой женолюб..."; "один батюшка терпеть не мог евреев..."

Много и много и особенно язвительно высмеивается "благочестие не по разуму", вообще вид человека, имеющий признаки православности. Ну да, да, бывают излишества такого рода, но Кучерская не о том пишет. Прочтет человек (неустойчивый духовно) книжку ее и поверит, пожалуй, что если много молиться и "слишком" усердно в храм ходить, то сойдешь с ума, дойдешь до самоубийства, во всяком случае искалечишь себе жизнь. Вот "рассказ" под заголовком "Верующий": "Один человек поверил вдруг в Бога. Тут же достал у приятеля пистолет Макарова и застрелился". Все.

Как пишет в предисловии к книге Л.Ильюнина, - все это "шоковая терапия", то есть якобы автор дает нам сильное лекарство в виде своего "патерика", заботится о нашем духовном здоровье. Ильюнина тоже против видимой "православности" человека. "Проявления нашего благочестия, - пишет она, - в основном заслуживают насмешливого разоблачения". Бедные наши прихожане... И платка не надень. Тем более дома. И о духовном не говори, а то назовут, как во времена журнала "Безбожник", ханжой.

Далее в предисловии отмечается: "Достоинство книги - впечатляющий охват современного церковного мира". Да, никого не щадит калифорнийская диссертантка. Лезет всюду - в женские и мужские монастыри, в храмы, подслушивает на исповеди, подсматривает с цепкой недоброжелательностью... Даже детской православной литературе досталось. Нет никаких советов или доброй критики, а издевательства только.

И все же прикрыться чем-то курчавым и пушистым нужно, шкуркой овечьей хоть немного (но соскальзывает...), - и вот появляются в середке книги старцы: например, покойный отец Николай Гурьянов, покойная же блаженная Любушка... Так, кривовато, но сдержанно. А рядом с ними умный батюшка Александр Мень.

Нет, нет братия и сестры, это не горькое лекарство, а неведомо чем грозящий БАД, кому-то может быть и отрава. Будьте осторожны. Где не откроешь книгу - хоть плюнь: "Иеромонах Алипий женился. Вот женился бы ангел, это было бы достойно удивления, а тут, подумаешь, иеромонах. Удивительно было не это, удивительно было то, что у него, как и в прежнее неженатое аскетическое время, оставалось множество духовных чад". Вот такая выдумка. И много таких еще.

И довольно.

БАД - биологически-активные добавки (ред.)


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме