Быть или не быть собой русскому человеку?

"Быть" - говорит нам всей своей жизнью, всем своим строем мысли русский философ И.Ильин (1883 - 1954). При любых жизненных обстоятельствах всегда оставаться самим собой, спокойно и уверено следуя внутреннему зову жить по правде Божьей. Данное интервью с профессором, заведующим кафедрой философской антропологии и психологии факультета философии человека Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, академиком Российской академии образования Александром Аркадьевичем Корольковым было записано 3 октября, в день перезахоронения останков А.И.Деникина и И.А.Ильина.

- Александр Аркадьевич, поделитесь, пожалуйста, с нами вашими мыслями о состоявшемся перезахоронении останков генерала А.И.Деникина и философа И.А.Ильина с их супругами, какие впечатления вызвали у вас прошедшие мероприятия.

- Событие это, видимо, сразу осмыслить невозможно, поскольку оно для нашей истории последнего столетия уникально. Мы ведь воспитывались в школе таким образом, что имя Деникина было ругательным, а имя Ивана Александровича Ильина было просто неизвестно. Даже для нашего философского образования, а я учился на философском факультете Ленинградского университета. Ильин даже не был удостоен упоминания в курсе по русской философии. Только два десятилетия назад мы начали открывать для себя философию Ивана Ильина.

То, что Ильин до сих пор остается малоизвестным мыслителем, я могу проиллюстрировать на примере услышанного мною объяснения воспитателя суворовцев, рядом с которыми я стоял. Он говорил о том, что останки Ильина привезли из Франции, то есть даже учитель плохо представлял себе жизненный путь И.Ильина, который поначалу был вынужден уехать в Германию, из которой бежал от фашистов в Швейцарию, где и был похоронен.

Сейчас он вернулся в Россию согласно своему последнему волеизъявлению, своему завещанию.

Что касается живого непосредственного впечатления, то событие, конечно, потрясает. Стояла прекрасная погода, был солнечный, ясный день. Золотая осень и тишина в Донском монастыре окрашивали происходящее торжественностью, одновременно наполняя душу и радостью, и грустью. Вначале заиграл духовой оркестр "Славься, славься...".

Потом появился Патриарх Алексий II и много известных людей России...

Панихида в храме была особенная, я видел слезы на глазах у людей. Было такое ощущение, что смерть пришла в наш дом, мы хоронили тела родных, тех, кто душой всегда был с нами. Потом эти четыре гроба, Деникина с его женой и Ильина с женой, Натальей Николаевной, пронесли к стене слева, где их недалеко друг от друга и захоронили. По русскому обычаю нам удалось бросить по горстке земли. Когда прозвучал ружейный залп, листья посыпались над кладбищем подобно снегопаду, и это не прекращалось несколько минут.

- Александр Аркадьевич, теперь мне хотелось бы спросить вас уже как профессионала, как специалиста по истории русской философии. Скажите, что вы думаете о значении для российского общества, ее интеллигенции творчества И.Ильина?

- У Ильина нам всем нужно учиться тому, каким цельным может оставаться русский человек, несмотря на все испытания. Мне приходилось не раз встречаться за границей с эмигрантами последних десятилетий, которые гордились тем, что они очень быстро адаптировались к американской или испанской среде и стали едва ли не французами во Франции или немцами в Германии. И это печально, поскольку они теряют собственное лицо и становятся вообще-то никем и ничем. Все равно они не в состоянии стать в полной мере представителями совсем другой культуры. Иван Ильин всей своей жизнью показал что, несмотря на оторванность, отрезанность от Родины, можно оставаться русским человеком, жить интересами своей Родины, думать о ней, писать о ней, вообще-то не особенно надеясь, что когда-нибудь написанное будет прочитано соотечественниками.

И, тем не менее, какая насыщенность творчества! Ведь о нем можно говорить как о многоплановой личности, как о мыслителе, политике, философе, публицисте, правоведе и даже художнике, он очень тонко чувствовал искусство, и сам писал образно, художественно.

Для меня Ильин, самый цельный русский философ, может быть, олицетворение русскости в философии. Ильин и есть русская философия. Он как никто другой глубоко проник в тайну русского сердца. Ильин, по-моему, понял, что такое русская идея. Он писал, что остаться перед ликом Божьим народу самим собой, это и есть русская идея. Остаться самим собой, не побираться у чужих окон, не смотреть, как у них там за забором. Хранить свою культуру.

Как никто другой он был православным философом, на все он смотрел через призму православия. Стоит почитать, например, его правовые работы, в которых, казалось бы, должны быть исключительно сухие рассуждения о праве, силе, республике, монархии, но везде красной нитью проходит дума о Боге, ею все окрашено.

- Александр Аркадьевич, Вы так убедительно и проникновенно говорили об Ильине, как о глубоко русском национальном мыслителе и правоведе, что невольно хочется воскликнуть: "Как это здорово, ведь это так важно для нас в настоящее время!" Русскому самосознанию приходится в данный момент тяжело выбираться из того приниженного и задавленного состояния, в котором оно оказалось в силу ряда исторических обстоятельств. Это осознают многие в России. Мы были настолько доверчивы к Западу, что воспринимали многое сквозь розовые очки, не в последнюю очередь, может быть, в силу изоляции нашей страны и чрезмерного внутреннего идеологического давления. Сейчас все изменилось и ясно, что нам необходимо быть, прежде всего, самими собой. Задача это значительно облегчается, если мы опираемся на национальную традицию и духовный опыт предшествующих поколений. В данном контексте, что полезного для нас мы можем найти в истории русской философии?

- Как-то мне пришлось отвечать на вопрос, относительно собственной биографии: "Кто оказал на меня наибольшее влияние, благодаря которому я стал заниматься русской философией?" Ответить я могу следующим образом. Моя жизнь сложилась так, что в советское время я долго занимался философией медицины, до того момента когда, находясь на стажировке в Германии, не столкнулся случайно с работами Константина Николаевича Леонтьева. Это было в 1975 году. Обнаружив его труды и закопавшись в них, я начал постепенно писать какие-то заметки, которые впоследствии сложились в книгу. Когда это стало возможно, она была издана в 1991 году под заглавием "Пророчества Константина Леонтьева".

И, тем не менее, Леонтьев близким моей душе не стал, у меня с ним было много внутренних противоречий. Многое в нем я не принимал: его эстетизм, некоторый даже снобизм, аристократизм. Это русский философ, но особого типа.

А вот когда я обнаружил Ильина, я понял, что встретил Учителя. С моей точки зрения учителя это не только те, которые могли непосредственно стоять перед нашей школьной партой. Учителем может стать книга, встреча с таким автором, который способен оказать воздействие на нашу жизнь, на наше мировоззрение, на наши чувства. Для меня таким Учителем стал Иван Александрович Ильин. Я по-другому стал писать, я понял, что этот птичий язык, которым мы, наша современная интеллигенция, туманим друг другу головы, не нужен. Необходимо максимально прозрачно по-русски мыслить. Почему русских философов XIX века любой образованный человек читает и понимает то, что он читает. Потому что они ясным языком писали.

Если в этом контексте говорить об Ильине, то это, как правило, прозрачно пишущий человек. Однако нужно знать, что он прошел немецкую школу философствования. Он учился в Германии, великолепно знал немецкую классику, особенно Гегеля, его докторская диссертация "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", т.е., в принципе, он мог бы быть европейского типа философом и преподнести нам глубочайшую заумь в своих писаниях.

Тем не менее, Ильин стал совершенно другим мыслителем. Он работал для России и понимал, что нужно говорить с образованными людьми на том языке, который поможет России, ее культуре вытянуть ее из той ямы, в которую она попадала уже накануне 17-го года.

В 17-ом году он написал статью "Хаос или порядок", понимая, к каким последствиям ведет хаос и революционный разброд. Точно также как он оставил нам работу о том, что ожидает Россию после крушения коммунизма. И ведь рассказал об опасностях, которые могут случиться - о возможности распада страны, об особых наших отношениях с Украиной.

Если бы наши власти читали внимательней его книги, то, возможно, и некоторых бед можно было бы избежать. Духовно Ильин особый мыслитель, он действительно является классиком духовной русской философии. В то же время, он политически глубоко прозорливый человек. Весь этот комплекс статей, объединенных в 2 тома "Наших задач", или публицистика 1939-1954 годов о Гитлере и Сталине, все это требует глубочайшей проработки, а не просто исторического изучения.

Ильин мыслитель сегодняшнего дня, он помогает нам сориентироваться в проблемах сегодняшней духовной, экономической, политической и правовой сумятицы. Я думаю, что он подскажет нам еще немало выходов, если мы будем внимательно относиться к его трудам.
Интервью записал кандидат философских наук Г.Н.Самуйлов

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Корольков:
Просвещение России прирастает Сибирью
К 25-летию общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска»
24.02.2019
Валентин Распутин и иеромонах Роман
Вместо предисловия к рассказу «В больнице»
11.12.2016
«На таких благодатных иерархах и зиждется Русская Православная Церковь»
Митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину сегодня исполняется 65 лет
23.03.2016
«Эту проблему надо решить как можно скорее»
Александр Корольков считает, что здание Благовещенской церкви в Александро-Невской Лавре надо передать Церкви, а Музей городской скульптуры должен занять достойное место в черте Петербурга
03.08.2015
Твой черед настал... Пробуди простор...
К юбилею поэта. Из книги «Русская духовная философия»
17.11.2014
Все статьи автора