"Я любил вятский народ..."

27 ноября/10 декабря - 120-летие кончины архиепископа Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева)

0
420
Время на чтение 6 минут
Имя архиепископа Аполлоса (Беляева) горит яркой звездой на духовном небосклоне всей Вятской земли. Что-то потаенное, нарушающее сонность забытья дрогнуло в сердце, когда стало известно, что 7 сентября 1997 года по благословению архиепископа (ныне - митрополита) Вятского и Слободского Хрисанфа состоялось перезахоронение останков Владыки Аполлоса и схимонахини Марии, и теперь они почивают у кладбищенской Троицкой церкви г. Слободского.[1] Такая же радость была, когда во время литургии в той же Троицкой церкви услышал, что поминают местных подвижников благочестия и среди них Владыку Аполлоса.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Архиепископ Аполлос (в миру Иоанн Егорович Беляев). Родился 11 апреля 1812 года в семье священника Владимирской епархии. Закончил Владимирскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (где принял монашество с именем Аполлос). В 1839-1845 годах преподавал в Орловской, Тверской, Владимирской духовных семинариях. В период с 1845 до 1847 гг. - в братии Киево-Печерской Лавры. В 1847-1854 годах был настоятелем в Астраханском Иоанно-Предтеченском монастыре (в 1849 году возведен в сан игумена, в 1851 г. - архимандрита). В 1854-1856 годах - ректор Астраханской духовной семинарии. Потом переведен ректором Псковской семинарии и определен настоятелем знаменитого Псково-Печерского Успенского монастыря. 16 февраля 1864 года рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Спустя два года назначен Санкт-Петербургским викарием, епископом Ладожским, а уже через несколько месяцев (13 декабря 1866 года) переведен в Вятку, где и служил до своей смерти. [2] За "долговременное и отлично-усердное служение и попечительное управление вверенною <...> паствою" возведен в сан архиепископа.[3]

После столичной жизни, где, по слову епископа Макария (Миролюбова) "требуется постоянная готовность и осторожность", вятчане настолько тронули сердце Владыки Аполлоса "своей добротою, простотою и набожностью", что он впоследствии не хотел переходить в другие епархии, даже более материально благополучные.[4]

Уверен, должен прийти час, когда о плодах многогранной деятельности вятского архипастыря будет написана подробная работа. Пока же штрихами наметим некоторые стороны духовного облика Владыки Аполлоса.

Благодаря его заботам, в епархии были основаны три новые женские обители (в Елабуге, Сарапуле и близ Яранска).

Владыка провел энергичное преобразование духовных учебных заведений (до "эпохи Аполлоса" в Вятском епархиальном училище училось всего 60 девочек, а в 1885 году - почти 500 (!)).

Кстати, именно Владыка Аполлос расположил знаменитого вятского купца, щедрого благотворителя Я.А. Прозорова пожертвовать в пользу женского епархиального училища прекрасный дом (сохранился до сих пор).[5]

Такую заботу об образовании можно объяснить, наверное, тем, что Владыка закончил Киевскую духовную академию, причем, по выражению одной из газет, "в самый блестящий"[6] ее период, когда ректором был знаменитый богослов и проповедник Владыка Иннокентий (Борисов), скончавшийся архиепископом Херсонским.

Архиепископ Аполлос ненавидел доносы и подметные письма, и к концу своего пребывания на кафедре почти полностью искоренил эту пагубу.[7]

Всю жизнь Владыка не был чужд перу, так что даже был включен в словарь "Русские мыслители второй половины XIX - начала XX вв.".[8]

Любовь архиепископа Аполлоса к слову не ограничивалась проповедями, а вдохновлялась прежде всего любовью к святости. В свою бытность настоятелем Псково-Печерского монастыря он составил житие старца иеросхимонаха Лазаря. Причем, письменных источников о жизни о. Лазаря не сохранилось, и тогдашний архимандрит Аполлос по крупицам собирал сведения у старожилов, еще помнивших батюшку.[9]

Этой любовью к святости, которую Владыка пытался вдохнуть и в души окружающих, он особенно мне близок. Вот лишь несколько фактов из периода его вятского служения.

В 1872 г. над могилой ученика преподобного Трифона Вятского инока Досифея , похороненного в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, епископ Аполлос устроил небольшую часовню, где любили бывать богомольцы и где служились панихиды.[10]

Именно епископ Аполлос, познакомившись с книгами вятского подвижника благочестия Симеона Петровича Куртееваи после бесед с ним, настоял, чтобы Куртеев принял монашеский постриг. 23 февраля 1877 года в Слободском Крестовоздвиженском монастыре Симеон Петрович был пострижен в монашество с именем Стефана.[11]

В 1870 году из Свято-Троицкого Стефановского Ульяновского монастыря в Вятку был принесен чудесно обретенный образ Спасителя . Желающих отслужить перед святыней молебен было столько, что многим приходилось ждать по два дня. Происходили и исцеления, которые тщательно заносились в монастырскую летопись. Владыка Аполлос горячо молился перед образом, а когда монахи отправились в обитель, дал указание, чтобы до границ епархии икону несли крестным ходом, встречали и провожали колокольным звоном.[12]

В 1870 году кафедральный протоиерей Стефан Кашменский обратился к Владыке Аполлосу с прошением устроить в Кафедральном Свято-Троицком соборе пещерную церковь во имя Всех Святых Киевских . В начале 1871 года Вятка колокольным звоном и сотнями верующих встречала вернувшегося из Киева о. Стефана, который привез частицы мощей свят. Нифонта, свят. Феофила, прп. Исаакия затворника и прп. Ипатия целебника.[13] Через несколько месяцев, 18 мая, епископ Аполлос освятил пещерную церковь во имя Всех Святых Киевских.[14]

Интереснейшим, но практически неизвестным периодом жизни Владыки остается пребывание Владыки Аполлоса в качестве члена Святейшего Синода . Он отбыл в Петербург 7 июня 1879 года на пароходе "Гражданин", как отмечает репортер, "при колокольном звоне всех церквей города".[15] Известно, что в Петербурге он встречался с архимандритом Николаем (Касаткиным), будущим архиепископом Японским, ныне прославленным в лике святых (память 3/16 февраля).

Одной из главных целей приезда архимандрита Николая в столицу стали хлопоты о российской духовной миссии в Японии. Вот как он описывает в своем дневнике встречу с вятским архипастырем: "Сделал визит Высокопр<еосвященному> Аполлосу Вятскому. Старец - о Миссии ничего не знает, - говорит - недавно и сам в Петербурге; обещался поддержать в Синоде, если нужно будет; заговорил о бедности архиереев, о малости жалованья (он получает всего 900 руб., а в Петербурге за карету только в год нужно платить 1300 руб.) и проч.; весьма благодушный старец; долго бы слушал его тихую кроткую речь <...>".[16]

Говоря о духовном облике Владыки Аполлоса, нельзя обойти один эпизод, ярко свидетельствующий о том, что, к сожалению, даже у самого светлого человека бывают искушения. Уже упоминаемый протоиерей Стефан Кашменский вошел в историю Вятки тем, что нес послушание епархиального миссионера. Своей горячей верой он обращал в Православие не только старообрядцев, но мусульман, протестантов, иудеев. Одним из главных свершений его жизни стало создание миссионерского Братства святителя Николая , которое успешно действовало до 1917 г.

Как ни странно, но это дело "единственное в своем роде"[17] вызвало непонимание и противодействие боголюбивейшего еписrqaя опа Аполлоса.[18] Только благодаря поддержке обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и Санкт-Петербургского митрополита Исидора (Никольского)[19] дело сдвинулось с места, и в 1883 году Братство было открыто.[20]

Из-за очень плохого здоровья Владыка Аполлос начал проситься на покой еще в 1882 году.[21] Но отставку получил только спустя три года (весной 1885 года), когда он уже не мог ходить из-за болезни ног. "Жалко было смотреть на него <...>," - вспоминал то время вступивший на вятскую кафедру после Владыки епископ Макарий (Миролюбов).[22]

Освободившись от земных забот, архиепископ Аполлос тут же удалился в Слободской монастырь, где уже давно приготовил себе и гроб, и склеп для захоронения. После нескольких месяцев жизни в молитвенном уединении 27 ноября 1885 года в полдесятого вечера он скончался. Его похоронили 1 декабря, рядом с родной матерью, схимонахиней Марией, которая почила в 1877 году. [23]

За год до смерти Владыка сказал одному из священников: "<...> передай сослуживцам своим, чтобы по смерти моей не забывали меня в молитвах. Ведь я любил вас, любил вятское духовенство и вятский народ".[24]



ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Бутюгов Н., прот. Перезахоронение останков архиепископа Аполлоса // Слободские куранты. 1997, N111, 16 сент. С.4.

[2] Извлечение из послужного списка Преосвященнейшего архиепископа Аполлоса // Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.681.

[3] Вятские епархиальные ведомости. 1880, N9 (отд. офиц.). С.149 (Ссылка на "Правительственный вестник" N89).

[4] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.669.

[5] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N14. С.415.

[6] Архиепископ Вятский Аполлос // Вятские губернские ведомости. 1882, N57 (17 июля). С.3.

[7] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N14. С.414.

[8] Емельянов Б., Куликов В. Русские мыслители второй половины 19 - начала 20 вв. Екатеринбург, 1996. С.27.

[9] Аполлос (Беляев), архимандр. Св.преподобный Лазарь прозорливый // К свету. 1993, N7-8. С.36-38.

[10] Зубарев Л., прот. Святой Преподобный Трифон Вятский Чудотворец. Вятка, 1912., с.121.

[11] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца иеромонаха отца Стефана. Вятка, 1994. С.32.

[12] Троицко-Стефановская новообщежительная обитель. Сыктывкар, 1995. С.78-79.

[13] А.И. Встреча св.мощей в г.Вятке // Вятские епархиальные ведомости, 1871, N3. С.55-57.

[14] Освящение церкви // Вятские епархиальные ведомости. 1871, N15 (отд. офиц.). С.243.

[15] Вятские губернские ведомости. 1879, N46.

[16] Л.Л. Архимандрит Николай в Петербурге и Москве в 1879 г. // Из истории Православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С.193.

[17] Марков В. Вятское миссионерское братство святителя Николая // Прибавления к Церковным ведомостям. 1913, N44. С.2033.

[18] Там же. С.2033. В данном случае зловещий оттенок приобрело само имя Владыки - в переводе с греческого Аполлос означает "губитель".

[19] Родился в 1799 г., почил в 1892 г. Пережил четырех императоров, короновал Александра II. Духовный писатель, богослов, толкователь Св.Писания и переводчик на русский язык Библии (Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. (Репринтное издание). Т.1. Cт.965-966.

[20] Марков В. Указ.соч. С.2037.

[21] Архиепископ Вятский Аполлос. С.3.

[22] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.669.

[23] Там же. С.678.

[24] Вятские епархиальные ведомости. 1885, N24. С.684.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Маркелов
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи Артем Маркелов
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30