Участие представителей православного духовенства Казанской губернии в деятельности правомонархических организаций (1905 - 1917 годы)

Тезисы выступления, представленные на Всероссийскую научно-практическую конференцию "Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность", проходившую в г. Казани 22 июля 2005 г.

Открыто проявившийся в нашей стране в начале ХХ века общественно-политический раскол в разной степени затронул все российские сословия, не обойдя стороной и православное духовенство. Однако в силу известной специфики самого "рода занятий" представителей последнего он не вызвал значительной внутрисословной поляризации по политическому признаку. Известно, во всяком случае, что до революционных событий 1917 г. "красные попы" являлись в России аномальным явлением. В Казанской же губернии, где численно преобладало инородческое население, они тогда себя и вовсе не обнаруживали: хотя, справедливости ради, следует упомянуть о том, что один из выпускников Казанской Духовной Академии (КДА) 1899 г. - будущий архимандрит Михаил (в миру - П.В.Семёнов) - и "прославил" себя затем на всю Россию в сомнительном образе "христианского социалиста".

Основной политический водораздел здесь проходил значительно правее, а именно - между умеренными и правыми монархистами (или - в более упрощённом изложении - между октябристами и черносотенцами). Благодаря прочно "вбитым" советской историографией идеологическим штампам, многие исследователи до сих пор продолжают считать, что практически всё православное духовенство Российской империи, являвшееся непосредственным носителем и проводником традиционалистских религиозных взглядов, прямо или косвенно поддерживало правых монархистов и принимало участие в деятельности их организаций. Помимо прочего, сей "факт" должен был указывать на особую поддержку черносотенного движения со стороны государства (частью которого в то время являлась Православная Церковь) и "реакционный" характер самого духовенства, что затем было использовано в качестве одного из поводов для массового физического истребления его представителей. Обвинение в "черносотенной пропаганде", под которой обычно понималась любая критика в адрес большевиков, являлось весьма распространённым поводом к самой беспощадной расправе над православными священниками.

В то же время ещё в начале XX века некоторые правые монархисты сами с недоумением сетовали на то, что многие представители православного духовенства "на местах" не только не поддерживают в должной мере отстаиваемую ими триединую "формулу" - "Православие, Самодержавие, Народность", но даже в ряде случаев чинят различные препятствия деятельности право-монархических организаций. Так, например, в феврале 1907 г. председатель Совета Казанского отдела "Русского Собрания" (КО РС) А.Т.Соловьёв писал архиепископу Казанскому и Свияжскому Димитрию (в миру - Д.И.Самбикину) о неоднократных крестьянских жалобах на священников, отказывавшихся служить молебны перед открытием отделов "Союза Русского Народа" (СРН) и не желавших "поддерживать патриотические чувства русского народа". В связи с этим А.Т.Соловьёв просил местного архиерея "сделать распоряжение, чтобы духовенство не мешало, а содействовало устройству Союзов "За Веру, Царя и Отечество". Прошение похожего содержания было послано 20 июня 1909 г. на имя нового архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (в миру - Н.Т.Каменского) и представителями сельских отделов СРН Чистопольского уезда Казанской губернии.

Изначальный расчёт казанских правых монархистов на то, что местное православное духовенство займёт их сторону и возглавит черносотенное движение "на местах", оправдался лишь частично. Начиная с того момента, как самим Императором православным духовным лицам, в числе прочих, было дозволено воспользоваться своими политическими правами, правые монархисты вступили за них в напряжённую идеологическую борьбу с либералами (и, прежде всего, - с представителями "правого крыла" российского либерализма - октябристами), результаты которой оказались весьма неоднозначными. Так, в самой Казани черносотенное движение нашло активную поддержку, главным образом, "на верхах", то есть у представителей высшего епархиального духовенства (олицетворявшего, как тогда часто говорили, "чёрную рясу") и у части приходского "белого" духовенства.

Вместе с тем, большинство казанских обладателей "белой рясы" оказались безучастно к призывам черносотенцев, а местные идеологи тогдашнего "обновленчества" даже учредили в противовес созданного правыми монархистами "Общества церковных старост и приходских попечителей города Казани" свой "Союз пастырей и церковных старост г. Казани", расписавшийся в политических симпатиях к октябристам.

Как с сожалением подчёркивал в своём докладе на собрании КО РС 7 февраля 1907 г. Ф.С.Гребеньщиков, "почти все" пастыри казанских городских церквей и церковные старосты ("за исключением 5 или 10-ти лиц") "утекли от нас" в "Союз 17 Октября". Известно также, что открытое или латентное сопротивление деятельности черносотенных организаций оказывалось православными священниками и в ряде селений Казанской губернии (так, резонансные конфликты местного духовенства с правыми монархистами имели, к примеру, место в 1907 г. в селе Красная Горка Мамадышского уезда, в 1912 г. в селе Янгорчино Ядринского уезда и в 1914 г. в селе Волчья Слобода Чистопольского уезда).

Однако, даже несмотря на все эти "пораженческие" признания, традиционалистские лозунги правых монархистов поддержало немало как "высокопоставленных", так и рядовых православных священников, известных своей безупречной репутацией и заметным духовным влиянием на паству. Следует признать при этом, что открытый выбор в пользу "Православия, Самодержавия, Народности" был в то "смутное" время достаточно опасным даже для священников, а следование этим убеждениям после 1917 г. и вовсе оказалось сродни смертному приговору, в чём убеждает судьба многих представителей православного духовенства.

Среди наиболее деятельных священнослужителей, состоявших в правомонархических организациях Казанской губернии, можно выделить архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря (а затем - епископа Мамадышского) Андрея (в миру - князя А.А.Ухтомского), избранного, согласно ряду документальных свидетельств, в конце 1906 - начале 1907 гг. председателем "Областной Управы Объединённого Русского Народа" (а затем - почётным членом КО РС), священника действовавшей в Ягодной слободе Казани Смоленско-Димитриевской церкви Н.М.Троицкого - члена Совета Казанского "Царско-Народного Русского Общества" (ЦНРО) первого состава (а затем - председателя Совета Боголюбского отдела СРН) и председателя Совета отдела СРН в селе Куюки Лаишевского уезда Казанской губернии священника В.Е.Бетьковского.

Известно также, что в Совет КО РС в разное время избирались: ректор КДА епископ Чистопольский Анатолий (в миру - А.Г.Грисюк), доцент КДА Варсонофий (в миру - А.В.Лузин), архимандрит Гурий (в миру - А.И.Степанов), игумен Казанского Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (в миру - И.И.Удалов), ключарь Благовещенского Кафедрального собора Казани священник П.А.Рождественский и другие священнослужители. Почётными членами КО РС являлись архиепископы Казанские и Свияжские Димитрий (в миру - Д.И.Самбикин) и Никанор (в миру - Н.Т.Каменский), архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (в миру - А.П.Храповицкий), епископ Вологодский и Тотемский Никон (в миру - Н.И.Рождественский), епископ Чистопольский Алексий (в миру - А.Я.Дородницын), состоявший также почётным членом Казанского ЦНРО, и другие. В деятельности КО РС в первое время активное участие принимали также известные проповедники братья-священники А.А. и Н.А. Воронцовы.

Некоторые из православных священнослужителей возглавили также местные отделы "союзнических" черносотенных организаций в качестве председателей и товарищей (заместителей) председателей их Советов. Отчасти это были приходские священники (Н.Д.Борисов - председатель Совета отдела СРН в селе Красная Слобода Спасского уезда, Р.Дмитриевский - председатель Совета отдела СРН в селе Янасал Казанского уезда, М.П.Иванов - председатель Совета отдела СРН в селе Красновидово Свияжского уезда, С.Казанцев - председатель Совета отдела СРН в городе Чистополь, С.Толпегин - председатель Совета отдела СРН в селе Сюкеево Тетюшского уезда и другие), отчасти - низшие клирики (например, диаконы П.В.Кедров - председатель Совета отдела СРН в селе Кошки Спасского уезда, С.Н.Ляпидовский - председатель Совета отдела СРН в селе Полянки Чистопольского уезда и Г.Светозаров - председатель Совета отдела СРН в селе Кармалы того же уезда). Встречались среди руководителей черносотенных организаций и иеромонахи: один из них - Софроний (из Казанского Спасо-Преображенского монастыря) - возглавлял, к примеру, Совет Второго отдела СРН в Пятницком приходе Казани, а другой - Викентий - являлся товарищем и одновременно и.о. председателя Совета отдела СРН в городе Свияжске.

Жёсткое иерархическое подчинение требовало от всех православных священнослужителей, решивших вступить в политическую организацию или, тем более, возглавить её, чтобы они ставили в известность о своих действиях епархиального архиерея и испрашивали на то его разрешение, которое, как правило, и получали в подобных случаях. Следует отметить также, что некоторые из означенных священников возглавляли "на местах" отделы "Казанского Общества Трезвости", на базе которых и были созданы многие отделы "союзнических" организаций.

Вопреки распространённому мнению, главной заботой православных священников, участвовавших в правомонархическом движении, была вовсе не "проповедь погромов", а отвращение от революционного и либерального влияния "чёрного люда" (давшего название самой "чёрной сотне"), укрепление традиционалистских взглядов в обществе и пропаганда трезвого образа жизни. Однако и этого уже было более чем достаточным для того, чтобы попасть после 1917 г. в разряд "врагов народа". Тем более, если бывший священник-черносотенец оставался социально активен и после установления в стране богоборческой власти.

Так, например, известно, что священник Н.М.Троицкий являлся в послереволюционный период членом Казанской Духовной Консистории (переименованной весной 1918 г. в Казанский Епархиальный Совет), руководил "Казанским Братством защиты Святой Православной Веры", выступая инициатором и организатором целого ряда протестных собраний и иных общественных акций, направленных против репрессивных действий властей в отношении Православной Церкви и русского населения. Пройдя через многие мытарства, в декабре 1937 г. Н.М.Троицкий был расстрелян в Казани.

Епископ Андрей (в миру - князь А.А.Ухтомский) принимал в 1918 г. участие в созванном в Омске Сибирском Поместном Соборе, на котором был избран в созданное последним Временное Высшее Церковное Управление, а затем руководил духовенством 3-й армии адмирала А.В.Колчака. Полная противоречивых драматических событий жизнь потомка древнего русского княжеского рода, по одной версии, оборвалась в 1937 г. в Ярославле от пули в большевистской тюрьме, по другим данным он завершил её в 1944 г. в Архангельской области. На проходившем в 1981 г. Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви заграницей епископ Андрей (в миру - князь А.А.Ухтомский) был прославлен в лике Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

С адмиралом А.В.Колчаком оказался связан и политический выбор ещё одного казанского священника-черносотенца - бывшего ключаря Благовещенского Кафедрального собора Казани протоиерея П.А.Рождественского, ставшего одним из организаторов в его армии известных дружин "Святого Креста и Зелёного Знамени памяти Патриарха Гермогена". Послереволюционная судьба других представителей православного духовенства, состоявших в местных правомонархических организациях, в настоящее времяпрослеживается ещё очень слабо, и её прояснение требует проведения серьёзной исследовательской работы.

Вместе с тем, известно, что именно среди священников, участвовавших в черносотенном движении, наиболее высок был процент необоснованно репрессированных и причисленных затем Русской Православной Церковью к лику святых. Не являлись в этом ряду исключением и члены правомонархических организаций Казанской губернии. Примерами тому являются: священномученик Анатолий (в миру - А.Г.Грисюк) (последняя церковная должность - митрополит Одесский и Херсонский), умерший в заключении в январе 1938 г., священномученик епископ Владивостокский и Камчатский Варсонофий (в миру - А.В.Лузин), осуждённый в 1932 г. на десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях, а затем, по одним сведениям, расстрелянный через пять лет, по другим - бесследно сгинувший в тюрьме, а также священномученик епископ Чистопольский Иоасаф (в миру - И.И.Удалов), расстрелянный в Казанской внутренней тюрьме НКВД в декабре 1937 г.

В связи с вышеизложенным становится очевидным, что исследование истории правомонархического движения и участия в нём православных священников способно пролить новый свет на многие искажённые и "вымаранные" официальной советской историографией страницы истории РПЦ двадцатого века.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (Казань)
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игорь Алексеев:
Под покровом Пресвятой Богородицы
В Казани пройдёт IV Форум православной общественности Республики Татарстан
02.11.2019
«И в этом добром деле в пользу человечества не оставит Общество помощь Божия, которая выше всяких средств...»
Из истории первой в Российской Империи специализированной больницы для алкоголиков при «Казанском Обществе Трезвости»
17.09.2019
Загадки «тамги Мамая»
Выступление на VI Международном Золотоордынском Форуме
03.07.2019
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
18.06.2019
Шнуровщина
Стихотворение
10.06.2019
Все статьи автора
"100 лет Союзу Русского Народа"
От борьбы с революцией к дворцовому перевороту
К годовщине основания Русского народного союза имени Михаила Архангела
21.11.2013
Казани - улицу А.Т.Соловьёва!
Казанские трезвенники почтили память своего знаменитого предшественника
26.06.2007
Все статьи темы
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019