Китайцы просчитывают свои действия на десять ходов вперед

Беседа Людмилы Ильюниной с архимандритом Августином (Никитиным)

Людмила Ильюнина: Среди ваших путешествий Китай занимает особое место, в последние годы вы постоянно возвращаетесь на земли нашего "большого восточного соседа". С чем это связано?

Архимандрит Августин: Существуют две причины - одна историческая, другая геополитическая. Во время последней поездки я старался проехать по местам "русского Китая", а так же понять через историческую перспективу то, что сейчас происходит в отношениях между Китаем и Россией.

Напомню историю "русского Китая". В конце XIX века, когда прокладывали Китайскую восточную железную дорогу - КВЖД, был построен русский Харбин, как станционный поселок. Сначала он назывался Сунгари Первый, потому что там протекает река Сунгари. В этом поселке жили русские путейцы, инженеры и рабочие. В поселке была одна китайская улица, где местные жители проживали на правах обслуги. Когда поселок превратился в город, в нем было 20 православных храмов и два монастыря.

Потому, когда после 1917 года многие русские люди превратились в беженцев, то с Дальнего Востока основная масса двинулась в Харбин, как в русский город. Тогда в Харбине наблюдался расцвет русской культуры - здесь существовали многочисленные издательства, журналы, газеты, обрела второе дыхание Пекинская миссия.

Людмила Ильюнина: Кроме того, в то время в Китай прибыла великая святыня - останки Алапаевских мучеников. Потом мощи прпмцц. Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были увезены в Иерусалим, а остальные тела были захоронены. Вы что-нибудь слышали о почитании в православном Китае Алапаевских мучеников, о возможности возвращения их останков на родину?

Архимандрит Августин: Увы, мне не удалось встретиться с кем-либо, кто мог бы разъяснить этот вопрос. Вообще у меня было впечатление, что "русское китайское прошлое" давно в прошлом, о нем особенно не вспоминают.

К тому же расцвет русской культуры и православия в Китае был очень недолгим.

В 1932 году Маньжурию заняли японцы, к нашим эмигрантам они относились довольно лояльно, потому что понимали, что они - враги советской власти. Но, тем не менее, у японцев всегда были имперские амбиции, поэтому русские с этой точки зрения им мешали. Многие русские это почувствовали и начали выезжать в Шанхай, который был тогда космополитическим центром Китая (типа Гонконга сейчас).

Русские достаточно спокойно жили в Китае до 1948 года. Когда стало ясно, что маодзедуновские войска приближаются к Шанхаю, началась массовая эмиграция русских из Китая в Австралию и в Америку. А еще пять-десять процентов из китайской русской эмиграции встали на патриотические позиции и вернулись в Советский Союз. Многие из этих людей попали в ГУЛАГ. Кстати в это время в СССР из Китая переехал джаз Олега Лундстрема, но, как ни парадоксально, их не арестовали, они стали "Казанским оркестром радио".

Но, надо сказать, что не все русские уехали из Китая, - последние русские старички и старушки нашли там вечное упокоение уже в наше время. Мне о них рассказывали, сам я их не видел.

Людмила Ильюнина: В каких русско-китайских городах вам удалось побывать? И в каком состоянии там находятся православные церкви?

Архимандрит Августин: Я побывал в Пекине, Харбине, Дальнем, Порт-Артуре.
Кроме того, я проехал всю Маньчжурию и так называемый Ханьский Китай, проплыл по Янцзы и по великому Китайскому Каналу (он идет от Пекина на юг на тысячу шестьсот километров).

В Харбине осталась одна действующая православная церковь в честь Покрова Божией Матери, ее прихожане - коренные китайцы, но священника у них нет. Последний настоятель-китаец скончался в 2000 году. Храм стоит на замке, но официально не закрыт, верующие собираются там по большим праздникам и молятся без священника.

Сейчас в наших семинариях и академиях в России учатся 16 китайцев. Есть надежда, что кто-то из них примет сан и поедет на родину, и в Харбинском храме наконец начнутся богослужения.

Дело в том, что по Китайским законам священника к ним нельзя послать из-за границы, и я, например, не мог там совершать богослужения, как делал это, например, недавно в Иране и в других странах.

Отец Дионисий (Поздняев), который служит в Гонконге, иногда приезжает в Пекин. Он может служить в здании посольства - потому что это территория России, но даже у кого-нибудь на квартире совершить требу по их законам он не имеет права. В стране действует запрет на любую иностранную миссию. Они живут по принципу "само": самообеспечение, самодостаточность. Потому там все церкви национальные. Там есть, например "национальная китайская католическая церковь", но при этом есть подпольная католическая церковь, откуда и происходят епископы этой национальной церкви.

Что касается православия, то по официальным данным всего в Китае проживает две тысячи православных (последователи всех остальных вероисповеданий исчисляются десятками тысяч, в том числе много последователей сект, есть и китайская еврейская община).

Православная церковь, как я уже говорил, есть в Харбине, в Пекине и в Уйгурском автономном округе на границе с Казахстаном.

В городе Даляне, бывшем Дальнем храмов нет, правда есть мини копия Красной площади с кирпичной стеной с зубцами, есть кафе "Арбат". В бывшем храме оборудован магазин, в котором продают русские матрешки китайского производства и висят портреты Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина.

В Порт-Артуре, к сожалению православных храмов тоже нет. В этом городе находится военная база. Я там не смог даже попасть на наше кладбище, был арестован за то, что фотографировал памятники. Правда, ненадолго.

Людмила Ильюнина: Православная миссия в Китае не удалась? Почему?

Архимандрит Августин: Китайцы вообще народ нерелигиозный. В стране больше всего буддистов. Но это не похоже на религию, вероисповедание. Часть культуры - и только. Я побывал в буддистских монастырях, в том числе в знаменитом Шаолине. На меня это произвело впечатление коммерческой организации. Вход платный, и не только для туристов, но и для местных верующих. Цены (десять долларов) одинаковые и для иностранцев, и для китайцев.

Буддисты входят, покупают ароматные палочки, ставят пред статуей Будды, иногда немножко о чем-то поговорят с буддийским монахом, - и на этом все. Богослужения реального нет.

Людмила Ильюнина: Как вы относитесь к совету президента В.Путина, который он дал нашим архиереям в ответ на их сетование, что восток задавили китайцы: "А вы их в православие обращайте"?

Архимандрит Августин: Я тут согласен с комментарием "Радонежа" к этому ответу. Комментарий был такой: "Все это хорошо. Но если и дальше события будет развиваться по тому же плану, то через сорок лет у нас будет президент, которого будут звать Ву Пу".

Китайцы народ, который практически не поддается миссии. Об этом писал еще святитель Николай Японский.

Наоборот, Китаю присуща мощная идея национальной самодостаточности. Сейчас в их ФСБ есть отдел, который работает с китайцами зарубежом, через них они стараются всюду распространять свое влияние. Стратегия и тактика у них разработана до мелочей. Я выяснил, что только в Питере у нас уже живет 35 тысяч китайцев. Когда начнут строить "Чайна-Таун" китайцев станет еще больше.

Но это региональный уровень. А вот все, что касается Приморья - это уровень общегосударственный. Еще Мао говорил: "Приморье - наше".

А наши "сельские шахматисты" устраивают совместные военные учения. Крепят дружбу. Между тем, китайцы во время маневров присматриваются какой там рельеф в приграничных областях, какое у нас оружие, какие солдаты.

Это так напоминает недавнюю историю. В Брестской крепости в 1939 году был парад советских и немецких войск, кроме того, мы немцам перед самой войной передали лоцию всего северного морского пути, как ближайшим друзьям согласно пакту "Молотова-Риббентропа". Мы знаем, чем все это кончилось...

О русско-китайских отношениях сейчас можно сказать словами Шекспира: "Бернамский лес пошел..."

Китайцы не агрессивны, но они умеют выдавливать чужих и ассимилировать, но никогда не ассимилируются.

Людмила Ильюнина: Как практически это происходит?

Архимандрит Августин: Однажды во время путешествия выпал очень дождливый день, и я решил никуда не ездить и не ходить, и написал статью "Русский медведь и китайский дракон". Статья получилась большая. Сейчас я перескажу основные ее тезисы.

На нашем Дальнем Востоке уже проживает 100 тысяч китайцев, а в близлежащей от нашей границе Маньжурии 200 тысяч, а русских на приграничной территории только пять тысяч.

На наших глазах совершается то, о чем писал в начале XX века Владимир Соловьев: "Просыпаешься, а у тебя под кроватью китаец". А совсем недавние события в Косово, показывают, как практически это может происходить (только там албанцы, а у нас - китайцы).

На Дальнем Востоке китайцев становится все больше и больше в конце концов они проведут референдум и скажут: "Смотрите, нас больше - это наша территория. Надо официально присоединиться к Китаю".

В Кремле просчитывают на один, на два шага вперед, а они просчитывают уже давно на десять шагов вперед. История Китая дает удивительные примеры выживаемости, их трижды завоевывали иноземцы, и они всякий раз ассимилировали тех, кто был победителем. Все народы, которые их завоевывают, просто пропадают в перенаселенном Китае.

Кроме того, в Китае существует древняя традиция - не давать жизнь новорожденным девочкам. Раньше европейские путешественники видели на окраинах китайских деревень высохшие колодцы, наполненные трупами новорожденных девочек, теперь, конечно, такими изуверскими методами не пользуются, - есть медицинские новшества. И в результате мальчиков в Китае рождается намного больше, чем девочек. Невест в Китае не хватает, они перебираются к нам на Дальний Восток под видом туристов, женятся рожают детей и навсегда остаются. Так во Владивостоке уже есть целые китайские кварталы и можно увидеть надпись при входе в какой-нибудь дом (на русском языке): "Только для китайцев".

Еще один пример - напротив Благовещенска расположен китайский городок Хейхэ. Еще лет двадцать назад с нашего берега были видны только трубы от котельных, а сейчас там стоят небоскребы. Разбогатели они на торговле ширпотребом с нашими россиянами. Любой россиянин, имеющий заграничный паспорт, может в Благовещенске сесть на речной трамвайчик, переехать в Хейхэ, ему поставят штампик, что прибыл тогда-то, и он может без визы жить в этом городе целый месяц.

Город этот производит тяжелое впечатление - кругом надписи не только на китайском, но и на ломанном русском. Там есть институт русского языка "Маша", где китайцев учат русскому языку. Это настоящая языковая агрессия, которая к нам сюда войдет.

Людмила Ильюнина: Нас, питерских жителей особенно беспокоит начинающееся строительство "Чайна-тауна", что вы скажете по этому поводу. Есть опасения, что этот квартал станет еще одним криминогенным источником, в частности наркоторговли.

Архимандрит Августин: В Китае за наркоторговлю положен расстрел, но в других странах они могу "оттянуться".

Единственное, что можно сказать в утешение: если этот процесс необратим, то из двух зол нужно выбирать меньшее. Лучше пусть будут у нас китайские, а не чеченские кварталы. Китайцы не агрессивны, у них нет такого - взять под контроль силой, угрожать - "не будешь делать, как говорим, зарежем". Эти могут скупить все на подставные лица. Обвести вокруг пальца, улыбаясь. Могут посмотреть свысока - "у нас, мол, культура древнейшая в мире, что вы нам можете дать; что надо мы сами возьмем и используем по-своему", а так они достаточно веротерпимы и безразличны к чужой культуре.

Людмила Ильюнина: А как же "боксерское восстание" начала XX века, когда в Пекине были замучены сотни христиан?

Архимандрит Августин: Да, пожалуй, это говорит о "загадочной восточной душе", непредсказуемости их поведения.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Людмила Ильюнина:
Вечная память
Людмила Ильюнина об отошедшем ко Господу в канун Пасхи протоиерее Игоре Мазуре
04.05.2016
Когда поет душа
Беседа о творчестве и строительстве храма
21.11.2013
Новые чудеса от мощей преподобного Александра Свирского
Свидетельства насельника монастыря
12.08.2012
Все статьи автора
Последние комментарии
Волошин возвращается…
Новый комментарий от Русский Сталинист
16.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от София7
11.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Валентин Николаевич
10.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Андрей Козлов
12.12.2019
Ради этого стоит трудиться!
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Полуправда хуже лжи
Новый комментарий от Владимир
27.11.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.12.2019