itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Судьба - весь ХХ век

4 ноября - память митрополита Нестора (Анисимова), одного из наиболее видных иерархов Русской Церкви ХХ в.

Новости Москвы 
0
182
Время на чтение 8 минут
Великая Россия - великие судьбы. Случатся ли еще подобные люди в нашей современной истории, чтоб в биографии их нашло совокупное отражение великое многообразие и коренные события даже не одной, а нескольких временных эпох? Судьба митрополита Нестора (в миру Николая Александровича Анисимова) безусловно принадлежит к этому числу. Успевший снискать себе имя и заслуженное уважение в Церкви еще в годы Империи, он оказался в самой гуще событий Гражданской войны и эмиграции, затем пережил гигантский водоворот Второй мировой войны, восчувствовал на себе безжалостное действие маховиков сталинского ГУЛАГа, снова служил Русской Церкви, чтобы окончить свой путь с упованием на конечное торжество правды Христовой уже в 1962 г., в обстановке хрущевских гонений.

Епископ Нестор Камчатский (фото 20-х годов)Современники и знакомые описывают его образ такими словами: "Аристократ - человек большой культуры. Когда вы говорите с ним, ни на одну минуту не чувствуете, что с вами говорит человек, высший по сану и старший по летам. Это великолепный, талантливый рассказчик; охотно рассказывает об эпизодах своей бурной и многострадальной жизни" (А.Краснов-Левитин). Русская Церковь еще до 60-х годов истекшего столетия была жива и вдохновляема ими: людьми глубочайших фамильных традиций и ценностей, безупречного классического образования и воспитания, приверженцами глубоко гуманной идеи, представителями того периода в развитии российской народности и государства, в которое стремительно совершенствующиеся производительные силы рождали и далеко идущий творческий подъем, мощь убеждения, удивительную работоспособность.

Духовный его путь начался в 1907-м, с благословения св. прав. Иоанна Кронштадского и посвящения в монашество для дальнейшей миссионерской деятельности в самой отдаленной из тогдашних российских земель - на Камчатке. Данный этап его деятельности лучше всего известен, благодаря реалистичным и по-дневниковому подробным, но вместе с тем возвышенным и трогательным воспоминаниям в книге "Моя Камчатка".

Камчатский полуостров, и вправду, стал для иеромонаха Нестора глубоко своим, близким и личным. С таким ощущением приезжает он в Санкт-Петербург: не для того, чтобы покорять столицу и стяжать многочисленные восторги, но с целью придать необходимое продвижение делу преобразований российского Востока и призрения его коренных жителей. Камчадалы в то время находились на положении пасынков Империи. Невообразимо страдали они от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников.

Привлечь к нуждам их внимание власти, духовенства, всех милосердных благотворителей - такой целью был продиктован план создания Камчатского братства. Синод и обер-прокурор Лукьянов оказались против, однако, доклад о. Нестора в Обществе духовного просвещения произвел настоящий фурор в обществе и прессе. Личное покровительство проекту Камчатского братства оказала вдовствующая императрица Мария Федоровна, принявшая иеромонаха в Аничковом дворце.

В итоге, 14 сентября 1910 г. Благотворительное Камчатское Братство открыло свое представительство во Владивостоке, а после в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других крупных городах России. В деятельности его принимали посильное участие такие выдающиеся люди своего времени, как святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, будущие мученики великая княгиня Елизавета и митрополит Киевский Владимир. Покровителем Братства стал Цесаревич Алексей Николаевич.

На Камчатку потоком потекли пожертвования, стали приезжать добровольцы. В течение 1910-1917 гг. были построены десятки церквей, часовен, школ, приютов, больниц, лепрозориев и амбулаторий. Огромный вклад Братства был заметен не только в мероприятия христианского просвещения и призрения, но и в гражданское развитие края. Сам о. Нестор, в 1913 г. пожалованный игуменским саном, в совершенстве овладел эвенкийским и корякским языками и перевел на них Литургию, частично Евангелие и избранные молитвы.

Но с началом войны 1914 г. о. Нестор посчитал все же себя обязанным оставить миссионерскую работу и деятельно включиться в заботы и нужды фронта. Организаторский талант и широкие связи позволили ему в кратчайшие сроки организовать работу санитарного поезда "Первая помощь под огнем". Церковнослужитель подчас лично выносил с поля боя раненных, перевязывал их, утешал и переправлял в тыл.

В конце 1915-го о. Нестора Высочайшим повелением отозвали с фронта и стали готовить к архиерейскому служению на Камчатке. 16 октября 1916 г. над ним была совершена хиротония во епископы, с назначением правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. В данной должности епископ Нестор принял участие во Всероссийском Поместном соборе и выборах Св. Патриарха Тихона, во время которых проявил себя как твердый сторонник канонического устройства Церкви и открытый противник большевистского мятежа по своим политическим взглядам.

В частности, по его личному настоянию было произведено фотографирование повреждений Кремля от обстрела большевистской артиллерией и выпущена брошюра "Расстрел Московского Кремля". Замысел владыки был в том, чтоб по возможности большее число русских людей воочию убедились в плодах переворота, произведенного Лениным и Троцким. "Сейчас нам дорог каждый факт, - говорил он, - способный возбудить в народе ненависть к большевикам. Люди знают, что большевики против религии. Это обстоятельство следует использовать нам обязательно. Предлагаю немедленно составить короткую, но яркую книжку, где подробно рассказать о разрушениях и указать их виновников. На народ, привыкший к почитанию святынь, это подействует должным образом". В самой же брошюре владыка открыто писал: "Увы, безумная стратегия становится характерной для всех представителей самозванного правительства, и то же, что они сделали с Кремлём, делают нынче со всей Россией, разыскивая в ней орудиями смерти врагов своих бредовых утопий".

За это свое выступление против большевиков еп. Нестор был подвергнут аресту. Одним из первых православных архиереев он испытал на себе тяжесть гонений. Заключение в келье Ново-Спасского монастыря продлилось месяц, в освобождении узника деятельное участие принял новоизбранный патриарх Тихон. Когда же владыка опять появляется на Соборе, его встречали подобно герою. Собор поднялся с мест, с пением тропаря "Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего..." -пророческим пением, ибо с Казанской иконой Божией Матери в его последующей непростой судьбе окажется связано многое.

Когда в 1918 г. Собор завершил работу, по стране вовсю полыхала война. Путь на Дальний Восток оказался отрезан. И, тем не менее, забота о сиротствующей пастве, тем более нуждающейся в руководстве в годину трагических событий, побудила его совершить приключенческое путешествие, почти в духе Ж.Верна и С.Стивенсона через Малороссию, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай. Впрочем, совсем скоро владыке, ввиду установления на Дальнем Востоке правления большевиков пришлось в очередной раз и теперь уже навсегда распрощаться с милой для его сердца Камчаткой и с ее населением.

Епископ Нестор (Анисимов)На некоторое время вихрь Гражданской войны увлек и его. Являясь доверенным лицом патриарха Тихона на востоке России и выполняя его поручения, владыка в то же самое время попытался по мере сил привнести начало церковности в среду Белого движения. Во Владивостоке в 1922 г. он участвовал в работах Земского собора, в армии Колчака он организовывал из числа духовных лиц особые "Полки Иисуса". В занятом белыми Алапаевске первым ему довелось подойти к телу убиенной великой княгини Елизаветы Федоровны. И - оставить надолго все, став ее преданным и постоянным служителем.

Вместе с небольшим конвоем еп. Нестор везет ее тело через всю Сибирь, Дальний Восток, в Японию и далее в Палестину, в Иерусалим. И лишь выполнив свою исполненную скорби и благоговения миссию, возвращается в Россию - в Крым, занятый Врангелем.

Судьба сводит его здесь со старой знакомой, императрицей Марией Федоровной. В последние дни пребывания в Севастополе белых частей владыка оказывается в роли ее непосредственного попечителя и духовника. Волнительная картина: в порту завершается паническая эвакуация на корабли, на окраины города вступают красные, а владыка степенно и неторопливо совершает свою литургию. Императрица также не желает трогаться без него. "Поспешите, владыко, Императрица без вас не едет", - торопят посланцы. Но епископ Нестор непреклонен и как бы отрешен от происходящего. Лишь завершив богослужение, он отправляется к пристани и одним из последних, вместе с Марией Федоровной отбывает из Крыма.

Масштаб личности и кипучий характер и в эмиграции делают его одной из наиболее заметных фигур. Владыка - член зарубежного Синода (в Карловцах), близкий к митрополиту Антонию Храповицкому. Впрочем, церковные политика и разделения не увлекают его. Охладев к административной деятельности и лелея в душе идеал единства со страдающей Российской Матерью-Церковью, он заново ударяется в миссионерство, теперь уже в общемировых масштабах. В Европе, в Азии, в Африке он проникает в самые отдаленные уголки, собирает пожертвования на церковное дело, несколько раз совершает паломничество на Святую Землю. В 1938 - 1939 гг. его целиком увлекает миссионерская работа в Индии и на Цейлоне. Накануне войны его постоянным местом пребывания становится Маньчжурия, город Харбин, где живет многочисленная русская община.

1945-й приносит Дальнему Востоку освобождение от Японии, но взамен ставит не менее острый вопрос об отношении к советским властям. Поначалу для владыки Нестора все складывается как будто благополучно. В 1946 г. патриарх Алексий I (Симанский) вступает с ним в общение и жалует сан митрополита, назначая своим экзархом по Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии. Архиерей получает аудиенцию у маршала Малиновского.

Митрополит Нестор (Анисимов)В 1948 г. в Москве, по случаю празднования юбилея автокефалии Русской Православной Церкви назначается совещание, на которое приглашают епископат. Однако, на перроне столичного вокзала митрополита Нестора ждет арест. Коммунистические власти злопамятны: владыке вменяют в вину былое сопротивление советским властям и промонархические симпатии: участие в перенесении мощей св. прпмц. Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги "Расстрел Московского Кремля", строительство часовни Венценосных Мучеников и пр.

Приговор - десять лет лагерей, тюремный этап в Потьму, на место Саровской пустыни. В лагере происходит знакомство митр. Нестора с другим замечательным иерархом-арестантом, архиепископом Мануилом (Лемешевским). Кроме тесного и духовно насыщенного общения с ним, владыка между прочим вспоминал и одну небезынтересную мистическую подробность.

Еще до революции в Дивеевском монастыре произошла его встреча с известной юродивой Пашей. Когда он пришел, Паша лежала на своей койке и встречала архимандрита отборной матерной руганью. Ничего не поняв, о. Нестор молча стоял у дверей, а юродивая, окончив материться, сказала: "Вот, батюшка, через сорок лет ты здесь другого слова не услышишь". Так и случилось: спустя сорок лет в советском лагере владыку постоянно донимал непрестанный мат охраны и заключенных.

В 1956 г. владыку вместе с архиепископом Мануилом освободили, после чего Патриархия немедленно восстановила его в служении и направила на Новосибирскую кафедру. Но взаимоотношения с властью по-прежнему "не строились" - владыка не позволял закрывать храмы, то и дело изобличал доносчиков из епархиальной среды. Спустя два года последовал его перевод из Новосибирска в Кировоград. Владыка и здесь много ездил по епархии, служил, проповедовал, ходатайствовал перед властями против закрытия храмов...

Так продолжалось несколько лет, до начала самой тяжелой болезни: инсульта и паралича. Больной владыка сперва поселился в Троице-Сергиевой Лавре, затем лежал в Москве, в Первой градской больнице среди простых людей. 4 ноября 1962 года, в день Казанской Божией Матери, он умер.

С этой кончиной в прошлое отошел целый период истории Русской Церкви. Похоронили митрополита Нестора (Анисимова) в Переделкино, в ограде храма Патриаршего Подворья. На отпевании присутствовал сам Патриарх. Согласно завещанию, надпись на кресте гласила: "Митрополит Нестор. Камчатский миссионер". Из всех событий и вех долгой и многострадальной жизни выбрана оказалась первая и, по-видимому, самая дорогая для него - пребывание на Камчатке. Образок же Казанской Божией Матери сам по себе напоминал о руководстве и заступлении, приведших его под кров Владычицы в самый день ее памяти и дату, символически отражающую в себе торжество Русской земли. Торжество веры и верности вопреки смуте, предательству и неопределенности.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25