itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сергей Чесноков: Вторые Покровские дни в златой цепи нижегородских торжеств

0
169
Время на чтение 9 минут
С 11 по 28 октября Союз Православных Граждан на базе школы N 14 по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Георгия, епископа Нижегородского и Арзамасского, проводит Вторые Покровские Дни в честь Цесаревича Алексия. С одним из организаторов, выпускающим редактором газеты "Пасхальный огонь", пресс-секретарем Нижегородской региональной организации "Союз Православных Граждан", кандидатом исторических наук Сергеем Валентиновичем Чесноковым беседует нижегородский журналист Александра Басова.

- Как возникла идея проведения Покровских Дней в честь Цесаревича Алексия?

- В 2004 году я был приглашен работать редактором официального сайта Оргкомитета по подготовке торжеств в честь 250-летия преподобного Серафима Саровского. Работа заключалась в том, чтобы используя имеющийся сайт предыдущих торжеств 2003 года в честь 100-летия канонизации преподобного, сделать постоянный сайт, на котором было бы все о Серафиме Саровском, но применительно к современности - своеобразная летопись возрождения Четвертого Удела Божией Матери. К сожалению, из-за недостатка финансирования, на сайт удалось поместить лишь 5% из собранных мною материалов, однако сама атмосфера Оргкомитета породила идею проведения торжеств в честь 100-летия Цесаревича Мученика Алексия. Это было тем более органично, что Цесаревич был вымолен на нижегородской земле, в Дивееве, на Саровских торжествах 1903 г., 100-летие которых как раз и праздновалось в 2003 г.

Действительно повторений не бывает и в отличие от 2003 г. в 2004 г. центр мероприятий в связи с 250-летием со дня рождения Серафима Саровского переместился, как и следовало ожидать, в Курск - на родину преподобного. На нижегородчине же прошли торжества в честь Цесаревича, причем инициатива шла снизу, как некогда начинались и Саровские торжества - из-за общенародной любви к преподобному Серафиму.

Идею проведения торжеств в честь последнего Наследника Российской Империи поддержала новорожденная организация - созданное 17 февраля 2004 г. нижегородское отделение общероссийского движения Союз Православных Граждан, где мне была предложена должность пресс-секретаря.

- А почему Дни в честь Цесаревича Алексия были названы не Алексеевскими, например, а именно Покровскими?

- Идея была поддержана в прошлом году сразу по нескольким причинам. Во-первых, день рождения Цесаревича Алексия приходится на 12 августа, когда все в основном в отпусках. Поэтому основную тяжесть мероприятий было решено перенести на октябрь, поскольку именины Цесаревича - память святителей Московских - празднуются 18 октября. Ближайший же крупный церковный праздник - Покров (14 октября). Во-вторых, главная улица Н.Новгорода - Большая Покровская, а с самим Нижним у Династии Романовых, последним представителем которой был Цесаревич Алексий, была связана ее предыстория - победоносное Нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Остались воспоминания нижегородской старицы приснопоминаемой схимонахини Марии (Кудиновой), записанные поэтессой Марией Сухоруковой, об одном любопытном случае, произошедшем с Цесаревичем Алексием на Большой Покровской во время приезда Царской Семьи в Нижний в 1913 г. на празднование 300-летия Дома Романовых. Наконец, в третьих, сам праздник Покрова, праздник русский, более того - это праздник русской державности. Покров символ русской зимы и того державного Покрова Матери Божией, который Она держит над России. Ведь Россия - Дом Пресвятой Богородицы, и Пречистая Заступница не раз и не два спасала его от врагов, как об этом свидетельствуют чудеса, записанные в анналах отечественной истории.

Вообще, во всей той цепи нижегородских торжеств, которая началась с приходом в 2003 г. на нижегородскую кафедру нового архиерея епископа Георгия (Данилова) мне видится некий единый мистический смысл.

- Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду?

- Как историк могу сказать, что в истории есть некая череда знаменательных совпадений. Каждое из них, конечно же, заслуживает отдельного разговора и я надеюсь когда-нибудь посвятить этой теме отдельную статью или даже цикл статей (первой из которых была статья о связи Георгиевского храма в г.Гусь Хрустальный с именем Цесаревича Алексия, опубликованная "Русской линией" в 2004 г.). В исторических юбилеях и торжествах, начиная от 100-летия канонизации преподобного Серафима и кончая нынешним 60-летием Победы и Днем Единения и Согласия внимательному взору открывается золотая цепь времен.

Причем своеобразным ключом, позицией наблюдателя, на мой взгляд, являются торжества в честь 100-летия Цесаревича Алексия, вот почему из Нижнего Новгорода, где они прошли наиболее широко, всю панораму президентского правления В.В.Путина, начавшегося с прославления летом 2000 г. Царственных Мучеников, видно, быть может, наиболее отчетливо. Кстати, тогда, в 2000 г., 12 августа, в день открытия Архиерейского собора и день рождения Цесаревича Алексия погибла АПЛ "Курск", в результате чего собор, прославивший новомучеников и Исповедников Российских, прошел под знаком траура.

- Вы думаете, что с приездом Патриарха и Президента в Нижний Новгород на День Единения и Согласия 4 ноября эта цепь замкнется?

Все вышеприведенные рассуждения к тому, что празднование Дня Единения и Согласия вовсе не последнее в ряду торжеств, ибо нас ждет главное торжество - та Пасха, которая предречена многими русскими святыми и, прежде всего, преподобным Серафимом Саровским. Но для того, чтобы мыслить об этом, нужно много благоразумия и смиренномудрия. Она возможна только при условии общенародного покаяния. Теме покаяния в историческом контексте я намерен посвятить свою докторскую диссертацию и в настоящее время уже занялся сбором материала для нее.

- В чем специфика нынешних Вторых Покровских Дней?

В этом году чтения были посвящены новому празднику и носили название "Нижегородцы в судьбе Династии Романовых и России", поскольку именно Нижегородское ополчение Минина и Пожарского посадило на Престол Династию Романовых и тем самым восстановило в стране мир и благосостояние, разрушившееся в феврале 1917 г.

Подытожу, в прошлом году основная логика мероприятий привела к тому, чтобы заниматься со школьниками, молодежью. Взрослый человек может лишь сознательно, зачастую методом "от противного" прийти в церковь. Ему сложнее помочь. И наоборот молодежь - это наш шанс. Это действительно благодатная точка для приложения наших пока небольших, к сожалению, сил.

Вместе с тем мы не забываем и тех, кто нам помог в проведении первых Покровских Дней, но в силу разных причин не смог принять участие в нынешних.

- Смотрю на программку нынешних "Покровских Дней" и вижу, что в этом году они прошли вовсе не с тем размахом, что в прошлом.

Повторюсь. Если весной в связи с 60-летием Победы СПГ взаимодействовал с молодежью в лице организации "Наши", то сейчас, осенью все наши усилия были направлены на то, чтобы установить более тесные контакты со школой, войти в ритм ее жизни, понять на какой основе может вестись по-настоящему плодотворное сотрудничество. Чтобы не распыляться, нами была выбрана школа N 14. Но это не означает, что с другими школами, с которыми в прошлом году были завязаны теплые взаимоотношения, мы не будем работать дальше.

То же самое касается и широты мероприятий прошлого года. К заявленному тогда богатству тематики мы надеемся обязательно вернуться в будущем, но уже на новом витке, двумя ногами встав на то, что нами теперь осознано как главное - работа с молодежью. Вообще, как выразился один в своем выступлении на открытии чтений из учредителей СПГ С.Ю.Клестов: "Сейчас Покровские Дни находятся еще в школьном возрасте, но мы надеемся, что в будущем они станут подлинно общегородским праздником, событием в культурной жизни нижегородчины".

Я в это тоже верю, ибо какая же главная наша улица Нижнего Новгорода, если не Большая Покровская? И если мы хотим славы нашему городу, то и возрождать ее нужно со старинного русского Праздника Покрова. Пока храма Покрова в городе нет, но есть находящая на его территории школа N 14, именно поэтому главный упор мы делаем именно на работе в ней. Главное, чтобы фундамент был прочный, чтобы строить не на песке, а на камне.

Вообще второй год обычно показателен в том смысле, что если какое-то начинание переходит этот рубикон, то оно развивается дальше. Меня в этом смысле порадовало, что директор школы N 14 Матвеева Елена Ивановна оговорилась на открытии Дней, что они проводятся уже в третий раз. Оговорка очень утешительная. Покровские Дни подлинно вошли в жизнь этой школы, стали Днем Школы, молва широко разошлась и показателен тот факт, что даже жители окружающих домов стали считать Покров своим праздником - престолом. Вообще храм этот очень интересен, он создавался попечением князей Грузинских, в честь которых названа одна из улиц нашего города. В этом храме хранились грузинские святыни, связанные с именами св. равноап. Нины и великомуч. Георгия, частицы их мощей. В готовящемся сейчас к изданию сборнике "Покровских Дней" будет статья депутата ГД РФ, профессора Н.А.Бенедиктова "Нижегородский Покровский храм и его последний настоятель священномученик Андрей Бенедиктов".

- А Вас не смущает участие в Покровских Днях таких фигур как Бенедиктов? Конечно, это высоко образованный человек, профессор, но он все-таки однозначно ангажирован КПРФ.

Во-первых, не однозначно. В июле 2004 г. он сложил с себя обязанности первого секретаря Нижегородского обкома из-за расхождения с линией Зюганова. Во-вторых, школьные педагоги без сомнения выученики атеистической школы и выступление перед ними Н.А.Бенедиктова, до сих пор позиционирующего себя как сомневающегося и атеиста, но при этом положительно относящегося к русской православной традиции и имеющего среди учеников множество верующих, на мой взгляд, очень полезно. Вообще праздник 4 ноября, на мой взгляд, имеет непосредственное отношение и даже уточнение смысла Великой Октябрьской революции, пусть и не во всей полноте, но все-таки восстановившей государственность. К сожалению, коммунистов боятся, и в Церкви с ними мало кто работает, хотя без сомнения это люди с религиозной психологией и чаще всего очень достойные. Наконец, в-третьих, мы не закрыты от людей самых разных политических убеждений. Такова изначальная идеология СПГ - организации внепартийной. В прошлом году, например, был заявлен доклад С.М.Дмитриевского, радикального активиста и идеолога нижегородского общества русско-чеченской дружбы. Доклад был посвящен истории храма Алексия-митрополита, который этой осенью освобождается от планетария. Важно чтобы люди были достойные, образованные и разговор велся на высоком уровне. Мы открыты и для дискуссии и для сотрудничества. Так, в этом году помощь "Покровским Дням" оказал В.Е.Агафонов, к.э.н., член политсовета нижегородской "Единой России". Мы готовы сотрудничать со всеми, кому с нами по пути к возрождению Православной Государственности, мы за Единение и Согласие на основе святоотеческого Православия.

Внепартийность - неотъемлемая черта монархического мировоззрения, которое единственное следует считать подлинно церковным.

- Были ли в Нижнем Новгороде проведены какие-нибудь еще мероприятия к Покрову?

14 октября в Медицинском колледже были организованы чтения под одноименным названием "Покровские Дни", что не может не вызывать оптимизма, поскольку свидетельствует о том, что наше начинание набирает популярность. Особо приятно отметить, что организатором этих Дней является Ю.Н.Покровский, принимавший участие в проведении первых Покровских Дней. В этом году он принял решение об уходе из СПГ, но, как видим, идеи нашей организации он все равно продолжает развивать и это не может не радовать - будучи экономистом по образованию, Юрий Николаевич увлекся проведением гуманитарных чтений.

Вообще же, цель СПГ, чтобы Покровских Дней стало на нижегородчине как можно больше. Именно для этого мы и издаем сборники тезисов выступлений, в этом году задуманные как методические пособия для уроков по школьной и внеклассной программе. Соответственно предлагаем всем желающим обращаться к этому первоисточнику, который по выходе в свет будет направлен в библиотеки и школы города и области. В этом году планируется издать два сборника. Один, посвященный теме Царской семьи. Это уроки по истории, словесности, краеведению, МХК, биологии, географии, математике, иностранному языку. Другой - по теме Покрова, где спектр уроков несколько уже, но тема не менее интересна, тема праздников вообще и тема Покрова собственно. Мы бы хотели, чтобы Покровские Дни проходили во всех школах и библиотеках, в которых православные педагоги и сотрудники не стесняются своего вероисповедания.

Приезжавший на прошлые Покровские Дни московский кинорежиссер В.Е.Рыжко, выступая в 35-й школе, высказал, на мой взгляд, очень перспективную идею о том, чтобы в школах, где для этого созрели необходимые условия, создавались уголки, посвященные Царской Семье Николая II. Все мы еще помним красные уголки, которые были в школах в советское время. Теперь коммунистическая идеология пала, но неужели сама идея школьной святыни должна кануть в лету? Пока свято место занимают лишь оставшиеся с советского же времени школьные музеи. Здесь же речь идет о живом уголке и о том, чтобы на место пусто не пришли сектанты. Именно поэтому я уверен, что нижегородские методические разработки будут востребованы не только в Нижнем. Со своей идеей Виктор Рыжко выступает по всей России, выходит много литературы, и я думаю, что почва уже подготовлена.

- То есть Вы не считаете идею Рыжко утопичной?

- Царская Семья была в буквальном смысле по народному выражению - "семь "Я"". Их было семеро, и когда их убивали, то стреляли в русскую семью, поэтому сегодня их образ - это Икона, в молитве перед которой одной только и возможно возрождение русской семьи, раздавленной и униженной. Вообще в православных святцах не так-то много святых семейств и верующие должны сконцентрировать на этом факте особое внимание. Тем более, что о Царской Семье в последнее время издается огромное количество источников, высочайшего духовного уровня и напряжения, на них необходимо воспитывать подрастающее поколение. Именно с этим фактом столкнулись учителя, причем не очень-то и верующие, когда стали готовиться к урокам, посвященным Царской Семье.

Возвращаясь к теме торжеств, отмечу еще один факт. В этом году празднуется 100-летие создания Союза русского народа. 100 лет для черносотенного движения этого не совсем точно, поскольку черносотенцами были и Козьма Минин, и Дмитрий Пожарский, черносотенными были все ополчения русской истории, ибо в отличие от Запада армия наша всегда была "черной", крестьянской, массовой - живем-то на равнине. Поэтому не случайно, что празднование юбилея СРН совпало в этом году как с 60-летием Великой Победы, так и с первым празднованием Дня Единения и Согласия - с двумя уточняющими дело датами. Все эти даты - победные.

Вертикаль власти зримо выстраивается, пророчества столь же зримо исполняются, что мы прекрасно видим на примере Дивеева. Не хватает только одного, самого главного - всенародного покаяния. Нет четкого понимания того, в чем же всем нам надлежит каяться, а в результате нет необходимого благословения высшего священноначалия на это дело. Но свой ковчег Ной строил до потопа, соответственно и к покаянию готовиться нужно уже сейчас, не дожидаясь когда "гром грянет" и народ созреет, не дожидаясь и благословения священноначалия, а подготавливая почву для него. Для отчаяния не должно быть ни одного повода.
Записала Александра Басова, газета "Православное слово" (Нижний Новгород)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Чесноков
Прорыва в деле восстановления демографического суверенитета не произошло
Несмотря на новый закон, суррогатное материнства в России всё равно остаётся, а значит остаётся сама форма торговли материнством
09.12.2022
Семья — это 7 «я»
Как классифицировать многодетные семьи
21.09.2022
«Русский народ решил перестать продолжаться в истории»
По мнению Сергея Чеснокова воспроизводство нации – самый сложный, почти недостижимый консенсус России
05.09.2022
Все статьи Сергей Чесноков
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54