Сергей Чесноков: Вторые Покровские дни в златой цепи нижегородских торжеств

С 11 по 28 октября Союз Православных Граждан на базе школы N 14 по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Георгия, епископа Нижегородского и Арзамасского, проводит Вторые Покровские Дни в честь Цесаревича Алексия. С одним из организаторов, выпускающим редактором газеты "Пасхальный огонь", пресс-секретарем Нижегородской региональной организации "Союз Православных Граждан", кандидатом исторических наук Сергеем Валентиновичем Чесноковым беседует нижегородский журналист Александра Басова.

- Как возникла идея проведения Покровских Дней в честь Цесаревича Алексия?

- В 2004 году я был приглашен работать редактором официального сайта Оргкомитета по подготовке торжеств в честь 250-летия преподобного Серафима Саровского. Работа заключалась в том, чтобы используя имеющийся сайт предыдущих торжеств 2003 года в честь 100-летия канонизации преподобного, сделать постоянный сайт, на котором было бы все о Серафиме Саровском, но применительно к современности - своеобразная летопись возрождения Четвертого Удела Божией Матери. К сожалению, из-за недостатка финансирования, на сайт удалось поместить лишь 5% из собранных мною материалов, однако сама атмосфера Оргкомитета породила идею проведения торжеств в честь 100-летия Цесаревича Мученика Алексия. Это было тем более органично, что Цесаревич был вымолен на нижегородской земле, в Дивееве, на Саровских торжествах 1903 г., 100-летие которых как раз и праздновалось в 2003 г.

Действительно повторений не бывает и в отличие от 2003 г. в 2004 г. центр мероприятий в связи с 250-летием со дня рождения Серафима Саровского переместился, как и следовало ожидать, в Курск - на родину преподобного. На нижегородчине же прошли торжества в честь Цесаревича, причем инициатива шла снизу, как некогда начинались и Саровские торжества - из-за общенародной любви к преподобному Серафиму.

Идею проведения торжеств в честь последнего Наследника Российской Империи поддержала новорожденная организация - созданное 17 февраля 2004 г. нижегородское отделение общероссийского движения Союз Православных Граждан, где мне была предложена должность пресс-секретаря.

- А почему Дни в честь Цесаревича Алексия были названы не Алексеевскими, например, а именно Покровскими?

- Идея была поддержана в прошлом году сразу по нескольким причинам. Во-первых, день рождения Цесаревича Алексия приходится на 12 августа, когда все в основном в отпусках. Поэтому основную тяжесть мероприятий было решено перенести на октябрь, поскольку именины Цесаревича - память святителей Московских - празднуются 18 октября. Ближайший же крупный церковный праздник - Покров (14 октября). Во-вторых, главная улица Н.Новгорода - Большая Покровская, а с самим Нижним у Династии Романовых, последним представителем которой был Цесаревич Алексий, была связана ее предыстория - победоносное Нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Остались воспоминания нижегородской старицы приснопоминаемой схимонахини Марии (Кудиновой), записанные поэтессой Марией Сухоруковой, об одном любопытном случае, произошедшем с Цесаревичем Алексием на Большой Покровской во время приезда Царской Семьи в Нижний в 1913 г. на празднование 300-летия Дома Романовых. Наконец, в третьих, сам праздник Покрова, праздник русский, более того - это праздник русской державности. Покров символ русской зимы и того державного Покрова Матери Божией, который Она держит над России. Ведь Россия - Дом Пресвятой Богородицы, и Пречистая Заступница не раз и не два спасала его от врагов, как об этом свидетельствуют чудеса, записанные в анналах отечественной истории.

Вообще, во всей той цепи нижегородских торжеств, которая началась с приходом в 2003 г. на нижегородскую кафедру нового архиерея епископа Георгия (Данилова) мне видится некий единый мистический смысл.

- Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду?

- Как историк могу сказать, что в истории есть некая череда знаменательных совпадений. Каждое из них, конечно же, заслуживает отдельного разговора и я надеюсь когда-нибудь посвятить этой теме отдельную статью или даже цикл статей (первой из которых была статья о связи Георгиевского храма в г.Гусь Хрустальный с именем Цесаревича Алексия, опубликованная "Русской линией" в 2004 г.). В исторических юбилеях и торжествах, начиная от 100-летия канонизации преподобного Серафима и кончая нынешним 60-летием Победы и Днем Единения и Согласия внимательному взору открывается золотая цепь времен.

Причем своеобразным ключом, позицией наблюдателя, на мой взгляд, являются торжества в честь 100-летия Цесаревича Алексия, вот почему из Нижнего Новгорода, где они прошли наиболее широко, всю панораму президентского правления В.В.Путина, начавшегося с прославления летом 2000 г. Царственных Мучеников, видно, быть может, наиболее отчетливо. Кстати, тогда, в 2000 г., 12 августа, в день открытия Архиерейского собора и день рождения Цесаревича Алексия погибла АПЛ "Курск", в результате чего собор, прославивший новомучеников и Исповедников Российских, прошел под знаком траура.

- Вы думаете, что с приездом Патриарха и Президента в Нижний Новгород на День Единения и Согласия 4 ноября эта цепь замкнется?

Все вышеприведенные рассуждения к тому, что празднование Дня Единения и Согласия вовсе не последнее в ряду торжеств, ибо нас ждет главное торжество - та Пасха, которая предречена многими русскими святыми и, прежде всего, преподобным Серафимом Саровским. Но для того, чтобы мыслить об этом, нужно много благоразумия и смиренномудрия. Она возможна только при условии общенародного покаяния. Теме покаяния в историческом контексте я намерен посвятить свою докторскую диссертацию и в настоящее время уже занялся сбором материала для нее.

- В чем специфика нынешних Вторых Покровских Дней?

В этом году чтения были посвящены новому празднику и носили название "Нижегородцы в судьбе Династии Романовых и России", поскольку именно Нижегородское ополчение Минина и Пожарского посадило на Престол Династию Романовых и тем самым восстановило в стране мир и благосостояние, разрушившееся в феврале 1917 г.

Подытожу, в прошлом году основная логика мероприятий привела к тому, чтобы заниматься со школьниками, молодежью. Взрослый человек может лишь сознательно, зачастую методом "от противного" прийти в церковь. Ему сложнее помочь. И наоборот молодежь - это наш шанс. Это действительно благодатная точка для приложения наших пока небольших, к сожалению, сил.

Вместе с тем мы не забываем и тех, кто нам помог в проведении первых Покровских Дней, но в силу разных причин не смог принять участие в нынешних.

- Смотрю на программку нынешних "Покровских Дней" и вижу, что в этом году они прошли вовсе не с тем размахом, что в прошлом.

Повторюсь. Если весной в связи с 60-летием Победы СПГ взаимодействовал с молодежью в лице организации "Наши", то сейчас, осенью все наши усилия были направлены на то, чтобы установить более тесные контакты со школой, войти в ритм ее жизни, понять на какой основе может вестись по-настоящему плодотворное сотрудничество. Чтобы не распыляться, нами была выбрана школа N 14. Но это не означает, что с другими школами, с которыми в прошлом году были завязаны теплые взаимоотношения, мы не будем работать дальше.

То же самое касается и широты мероприятий прошлого года. К заявленному тогда богатству тематики мы надеемся обязательно вернуться в будущем, но уже на новом витке, двумя ногами встав на то, что нами теперь осознано как главное - работа с молодежью. Вообще, как выразился один в своем выступлении на открытии чтений из учредителей СПГ С.Ю.Клестов: "Сейчас Покровские Дни находятся еще в школьном возрасте, но мы надеемся, что в будущем они станут подлинно общегородским праздником, событием в культурной жизни нижегородчины".

Я в это тоже верю, ибо какая же главная наша улица Нижнего Новгорода, если не Большая Покровская? И если мы хотим славы нашему городу, то и возрождать ее нужно со старинного русского Праздника Покрова. Пока храма Покрова в городе нет, но есть находящая на его территории школа N 14, именно поэтому главный упор мы делаем именно на работе в ней. Главное, чтобы фундамент был прочный, чтобы строить не на песке, а на камне.

Вообще второй год обычно показателен в том смысле, что если какое-то начинание переходит этот рубикон, то оно развивается дальше. Меня в этом смысле порадовало, что директор школы N 14 Матвеева Елена Ивановна оговорилась на открытии Дней, что они проводятся уже в третий раз. Оговорка очень утешительная. Покровские Дни подлинно вошли в жизнь этой школы, стали Днем Школы, молва широко разошлась и показателен тот факт, что даже жители окружающих домов стали считать Покров своим праздником - престолом. Вообще храм этот очень интересен, он создавался попечением князей Грузинских, в честь которых названа одна из улиц нашего города. В этом храме хранились грузинские святыни, связанные с именами св. равноап. Нины и великомуч. Георгия, частицы их мощей. В готовящемся сейчас к изданию сборнике "Покровских Дней" будет статья депутата ГД РФ, профессора Н.А.Бенедиктова "Нижегородский Покровский храм и его последний настоятель священномученик Андрей Бенедиктов".

- А Вас не смущает участие в Покровских Днях таких фигур как Бенедиктов? Конечно, это высоко образованный человек, профессор, но он все-таки однозначно ангажирован КПРФ.

Во-первых, не однозначно. В июле 2004 г. он сложил с себя обязанности первого секретаря Нижегородского обкома из-за расхождения с линией Зюганова. Во-вторых, школьные педагоги без сомнения выученики атеистической школы и выступление перед ними Н.А.Бенедиктова, до сих пор позиционирующего себя как сомневающегося и атеиста, но при этом положительно относящегося к русской православной традиции и имеющего среди учеников множество верующих, на мой взгляд, очень полезно. Вообще праздник 4 ноября, на мой взгляд, имеет непосредственное отношение и даже уточнение смысла Великой Октябрьской революции, пусть и не во всей полноте, но все-таки восстановившей государственность. К сожалению, коммунистов боятся, и в Церкви с ними мало кто работает, хотя без сомнения это люди с религиозной психологией и чаще всего очень достойные. Наконец, в-третьих, мы не закрыты от людей самых разных политических убеждений. Такова изначальная идеология СПГ - организации внепартийной. В прошлом году, например, был заявлен доклад С.М.Дмитриевского, радикального активиста и идеолога нижегородского общества русско-чеченской дружбы. Доклад был посвящен истории храма Алексия-митрополита, который этой осенью освобождается от планетария. Важно чтобы люди были достойные, образованные и разговор велся на высоком уровне. Мы открыты и для дискуссии и для сотрудничества. Так, в этом году помощь "Покровским Дням" оказал В.Е.Агафонов, к.э.н., член политсовета нижегородской "Единой России". Мы готовы сотрудничать со всеми, кому с нами по пути к возрождению Православной Государственности, мы за Единение и Согласие на основе святоотеческого Православия.

Внепартийность - неотъемлемая черта монархического мировоззрения, которое единственное следует считать подлинно церковным.

- Были ли в Нижнем Новгороде проведены какие-нибудь еще мероприятия к Покрову?

14 октября в Медицинском колледже были организованы чтения под одноименным названием "Покровские Дни", что не может не вызывать оптимизма, поскольку свидетельствует о том, что наше начинание набирает популярность. Особо приятно отметить, что организатором этих Дней является Ю.Н.Покровский, принимавший участие в проведении первых Покровских Дней. В этом году он принял решение об уходе из СПГ, но, как видим, идеи нашей организации он все равно продолжает развивать и это не может не радовать - будучи экономистом по образованию, Юрий Николаевич увлекся проведением гуманитарных чтений.

Вообще же, цель СПГ, чтобы Покровских Дней стало на нижегородчине как можно больше. Именно для этого мы и издаем сборники тезисов выступлений, в этом году задуманные как методические пособия для уроков по школьной и внеклассной программе. Соответственно предлагаем всем желающим обращаться к этому первоисточнику, который по выходе в свет будет направлен в библиотеки и школы города и области. В этом году планируется издать два сборника. Один, посвященный теме Царской семьи. Это уроки по истории, словесности, краеведению, МХК, биологии, географии, математике, иностранному языку. Другой - по теме Покрова, где спектр уроков несколько уже, но тема не менее интересна, тема праздников вообще и тема Покрова собственно. Мы бы хотели, чтобы Покровские Дни проходили во всех школах и библиотеках, в которых православные педагоги и сотрудники не стесняются своего вероисповедания.

Приезжавший на прошлые Покровские Дни московский кинорежиссер В.Е.Рыжко, выступая в 35-й школе, высказал, на мой взгляд, очень перспективную идею о том, чтобы в школах, где для этого созрели необходимые условия, создавались уголки, посвященные Царской Семье Николая II. Все мы еще помним красные уголки, которые были в школах в советское время. Теперь коммунистическая идеология пала, но неужели сама идея школьной святыни должна кануть в лету? Пока свято место занимают лишь оставшиеся с советского же времени школьные музеи. Здесь же речь идет о живом уголке и о том, чтобы на место пусто не пришли сектанты. Именно поэтому я уверен, что нижегородские методические разработки будут востребованы не только в Нижнем. Со своей идеей Виктор Рыжко выступает по всей России, выходит много литературы, и я думаю, что почва уже подготовлена.

- То есть Вы не считаете идею Рыжко утопичной?

- Царская Семья была в буквальном смысле по народному выражению - "семь "Я"". Их было семеро, и когда их убивали, то стреляли в русскую семью, поэтому сегодня их образ - это Икона, в молитве перед которой одной только и возможно возрождение русской семьи, раздавленной и униженной. Вообще в православных святцах не так-то много святых семейств и верующие должны сконцентрировать на этом факте особое внимание. Тем более, что о Царской Семье в последнее время издается огромное количество источников, высочайшего духовного уровня и напряжения, на них необходимо воспитывать подрастающее поколение. Именно с этим фактом столкнулись учителя, причем не очень-то и верующие, когда стали готовиться к урокам, посвященным Царской Семье.

Возвращаясь к теме торжеств, отмечу еще один факт. В этом году празднуется 100-летие создания Союза русского народа. 100 лет для черносотенного движения этого не совсем точно, поскольку черносотенцами были и Козьма Минин, и Дмитрий Пожарский, черносотенными были все ополчения русской истории, ибо в отличие от Запада армия наша всегда была "черной", крестьянской, массовой - живем-то на равнине. Поэтому не случайно, что празднование юбилея СРН совпало в этом году как с 60-летием Великой Победы, так и с первым празднованием Дня Единения и Согласия - с двумя уточняющими дело датами. Все эти даты - победные.

Вертикаль власти зримо выстраивается, пророчества столь же зримо исполняются, что мы прекрасно видим на примере Дивеева. Не хватает только одного, самого главного - всенародного покаяния. Нет четкого понимания того, в чем же всем нам надлежит каяться, а в результате нет необходимого благословения высшего священноначалия на это дело. Но свой ковчег Ной строил до потопа, соответственно и к покаянию готовиться нужно уже сейчас, не дожидаясь когда "гром грянет" и народ созреет, не дожидаясь и благословения священноначалия, а подготавливая почву для него. Для отчаяния не должно быть ни одного повода.
Записала Александра Басова, газета "Православное слово" (Нижний Новгород)
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Чесноков:
«Общество должно проговорить все свои страхи и самооправдания»
Сергей Чесноков о пародии на акцию «Они могли бы пойти в школу»
20.09.2018
Противники полного запрета абортов клевещут на фестиваль «За жизнь»
Президент Международного фестиваля «За жизнь» подвел его итоги и рассказал о разладе в российском пролайф-движении
29.08.2017
«Становится модно иметь много детей»
В Москве начал работу фестиваль в защиту семейных ценностей «За жизнь – 2016»
15.08.2016
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019