Сегодня, 21 октября, в Киеве завершаются переговоры с высокопоставленной делегацией НАТО во главе с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером и главой Парламентской ассамблеи НАТО Пьером Лелюшем. Тональность заявлений украинской стороны в лице президента Виктора Ющенко и министра иностранных дел Бориса Тарасюка свидетельствует о полном приятии идеи о членстве в НАТО, без каких бы то ни было оговорок и ограничений. Обе стороны с удовлетворением отмечают "значительную интенсификацию контактов в последние недели" - т.е. начиная с того момента, когда на Украине разразился острейший политический кризис и дальнейшие перспективы "оранжевых" вместе с прозападным курсом стали неочевидными.
Ющенко явно торопится. С начала 2006 г. в действие должны вступить положения политической реформы, согласно которой управлять страной и осуществлять внешнюю политику будет уже не президент, а кабинет министров, назначенный по итогам выборов в Верховную Раду. А потому еще до апрельского парламентского голосования от него требуется осуществление ряда реформ, в т.ч. и в военной сфере, а также принятие конкретных решений и документов, отталкиваясь от которых Брюссель в перспективе сможет занять более требовательную и жесткую линию во взаимоотношениях с будущим украинским руководством. Общее же решение о членстве в Альянсе Ющенко надеется протолкнуть до 2008 г., т.е. до истечения срока своих президентских полномочий.
19 октября, выступая на совместном заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и Североатлантического Совета НАТО в Киеве, В.Ющенко, помимо обычных заверении об "евроатлантической интеграции как одном из приоритетов политики", высказал мнение, что именно подготовку к вступлению в Альянс следует рассматривать как "мощный стимул трансформации общества для углубления демократии, закрепления прав и свобод человека". Другими словами, пафос гуманитарного и экономического сближения с ЕС на ближайшие годы окажется оттеснен на второй план, а преобладающими в пропаганде и политических решениях окажутся мотивы силового союза с Западом, направленного против неназываемой "угрозы стабильности".
Общественное мнение, которое пока не соглашается со вхождением в НАТО, намереваются активно ломать. В том числе и подогреванием искусственных противоречий в отношениях с Россией - так чтобы в конечном итоге стала очевидной (цитата из президентского выступления 19 октября) "необходимость получения Украиной системы международных гарантий суверенитета и целостности".
Смысл сказанного предельно прозрачен: Запад намерен и дальше ограничивать российское влияние на Украине, а восточные и южные области, особенно резко настроенные против подобного сценария, приводить в подчинение, в т.ч. силой. От радужных пацифистских проектов привольной и сытой жизни в "общеевропейском доме" украинцам в соответствии с данной стратегией предстоит перейти в скором времени к иному мироощущению: постоянной жизни на передовом фронте - такая роль сделает Украину для Запада по-настоящему нужной и "своей", а политическому руководству позволит оправдаться за принесенные международными организациями на алтарь "оранжевой революции" усилия и траты.
Вынашиваемый в Киеве план "актуализации" украинской политики не нов. По существу, этой же логикой руководствовались Польша, Литва, Грузия. Правительства их давно перестали видеть свои страны в роли промышленно развитых и самостоятельных, обладающих значительным гуманитарным и идейным потенциалом территорий. Зато за счет местонахождения на границах России пока можно успеть выторговать для себя существенные поблажки в глобальной геополитической игре США. "Убежден, что вступление Украины в НАТО принесет нашему государству и нашей нации ряд существенных преимуществ, в том числе, и в контексте интересов конкретного человека", - говорит Президент, намекая таким образом на существующую общую заинтересованность в участии на стороне Запада в разворачивающейся партии "больших шахмат". Однако, конечные выгоды от этого для Украины весьма и весьма сомнительны. Ибо даже пионеры упомянутого пути, поляки, по результатам сложившихся за последние 15 лет "особых взаимоотношений" с Вашингтоном имеют сегодня почти полную остановку промышленности, более чем 120 миллиардный государственный долг, финансовую систему страны, отданную на целиковое попечение иностранным банкам, 20%-ную безработицу и массовый выезд в поисках трудоустройства на Запад, ежегодные расходы на содержание воинского контингента в Ираке в размере почти 800 млн. злотых (это примерно 250 млн. долл.), настороженную позицию соседей, которые безо всякого удовольствия наблюдает за тем, как Варшаве взамен европейской продукции и технологий из-за океана усиленно навязывают свои контракты - такие, например, как приобретение двух эскадрилий истребителей F-16 и Боингов для гражданских перевозок на сумму более 10 млрд. долл. в альтернативу Эйрбасам и Еврофайтерам.
И это при том, что обещанные американские инвестиции так и не пришли в польскую экономику. Чуть более 10 млрд. долл. суммарных вложений за все годы, минувшие со времени развала советского блока, - это меньше, чем инвестиции Франции или Голландии и почти столько же, сколько инвестировал в Польшу германский бизнес, традиционно не очень симпатизирующий своим восточным соседям. Что же касается Украины "дополнительные международные гарантии суверенитета и целостности", которыми та рассчитывает заручиться от НАТО, и вовсе будут заключены в одном: в силовом прикрытии воровства российских нефти и газа из трубопроводов, в обеспечении безнаказанного шантажа по поводу транзита энергоносителей, судьбы российского Черноморского флота в Крыму и почти 30-миллионной русскоязычной диаспоры.
К счастью, фанатизм по поводу вступления Украины в Североатлантический альянс пока ограничен. Таковой не выходит из узкого круга лиц, приближенных к президенту и главе МИДа, ряда одиозных депутатских фигур из Верховной Рады. И даже ближайшие сподвижники В.Ющенко: Ю.Ехануров, В.Литвин и А.Кинах высказывались по поводу сближения с НАТО совершенно иначе. Так, по мнению секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолия Кинаха, "крайне важным является создание мощной системы координации всех этапов на пути евроатлантической интеграции с тем, чтобы условия членства в НАТО и ЕС максимально отвечали национальным политическим и экономическим интересам". Под координацией всех этапов, которую А.Кинах определяет эпитетом "мощная", подразумевается ни что иное, как однозначная связь между вступлением Украины не только в западные военные структуры, но и в "гражданские": ВТО и ЕС. Иными словами, в Киеве далеко не все находят лестным для себя представление силовых интересов Запада перед Россией без того, чтобы и во всем остальном Украину согласились считать частью западного сообщества.
Отмечается также, что в своих комментариях взаимоотношения с НАТО А.Кинах обозначил понятием "сотрудничество", а не "вступление в полноправное членство", как у В.Ющенко. По поводу содержания такого сотрудничества было замечено, что оно представляет собою не главную цель, а лишь "часть усилий по созданию высоких европейских стандартов развития экономики и жизни граждан", т.е. никак не должно сопровождаться отказом от планов экономического сотрудничества, индустриального развития, что повлечет за собой неизбежную деградацию хозяйства и общества.
Далее комментируя совместное заседание СНБО и Североатлантического Совета НАТО, секретарь СНБО выразил убеждение, что, цитирую: "для Украины крайне актуальными остаются (несмотря на прозападный курс - А.С.) задачи эффективного реформирования, сохранения и повышения конкурентоспособности отечественного военно-оборонного комплекса". Таким образом, Украина подтверждает, что и впредь будет бороться за свой ВПК и возможности самостоятельно модернизировать свою армию, что, разумеется, не входит в расчет идеологов скорейшего свертывания самостоятельного оборонного производства и полного перехода к закупкам дорогостоящей техники и вооружения НАТО.
Наконец, Кинах указал на необходимость сочетать "евроатлантическое направление интеграции" с "углублением равноправного, взаимовыгодного сотрудничества Украины в восточном направлении". В упоминании этого недвусмысленно прочитывается предостережение тем, кто готовится сыграть на раздувании противоречий с Россией. Украина не готова ссориться с русскими, а, напротив, углублять сотрудничество, которое, не меньше, нежели все предложения Запада, способно быть "равноправным (т.е. не угрожающим украинскому суверенитету) и взаимовыгодным (приносящим конкретную пользу, в отличие от во многом декларативных посулов Брюсселя и Вашингтона)". Чересчур же рьяное проталкивание конфронтационной идеи, как бы между строк намекает А.Кинах, может привести к обратному: от Ющенко и его окружения отшатнется даже часть тех избирателей и политических сил, которых принято считать националистами, ибо "оранжевые" перестанут восприниматься в качестве выразителей национально-ориентированной линии, а зарекомендуют себя, как политики, целиком ангажированные внешними, западными центрами интересов.
Категорически против членства в Североатлантическом альянсе сегодня открыто выступают многие партии: КПУ, Партия регионов, социал-демократы, Прогрессивная социалистическая партия Н.Витренко, "Братство" Д.Корчинского, Союз православных граждан, русские организации Украины. Свое категорическое неприятие этому выразили также в Донецке, куда в эти дни преднамеренно, как бы зондируя почву для будущих провокаций прибыла делегация НАТО.
В заявлении Социал-демократической партии (объединенной), опубликованном в среду, 19 октября, на официальном ее интернет-сайте, выражается надежда, что решение быть или не быть Украине в НАТО будет принято не отдельными чиновниками, а народом. "Сегодня Украина стоит перед историческим выбором, - говорится в документе, - который определит судьбу государства и народа на много десятилетий вперед. СДПУ(О) не считает НАТО и США гарантом коллективной безопасности в мире. Настойчивость, с которой Президент Украины лоббирует интересы Североатлантического альянса, свидетельствует о том, что он несвободен в принятии этого важного для Украины решения.
СДПУ(О) заявляет, что нынешний политический режим, что пришел к власти при помощи, в том числе и финансовой, от стран, которые входят в НАТО, отрабатывает вложенные в него инвестиции в период "помаранчевой революции". Украина стала разменной монетой в руках НАТОвских генералов и заокеанских политиков в их большой игре против России. Результатом этого стало резкое ухудшение политических и экономических отношений с нашими партнерами по СНГ, и в первую очередь с Россией, углубление кризисных явлений в экономике Украины, потеря сотни тысяч рабочих мест, ухудшение общего климата с нашим самым близким соседом.
Украинский народ должен знать, что вступив в этот блок, наша страна превратится в поставщика "пушечного мяса" для НАТО. Что это наши дети и внуки своей жизнью будут платить за распространение в мире "демократии по-американски"".
Наряду с Партий регионов, СДПУ(О) предлагает организовать референдум по вопросу вступления Украины в НАТО и объявляет о начале сбора подписей для его проведения 26 марта 2006 г., одновременно с парламентскими и местными выборами. Едва ли "оранжевая власть" окажется в восторге от этой идеи: ведь негативное восприятие НАТОвской активности на Украине и в мире способно всерьез повлиять и на голосование избирателей при выборах депутатов Верховной Рады. Во избежание поражения, действующие власти наверняка не допустят проведение референдума, хотя таковое, при исполнении необходимых процедур и условий, и предусматривается автоматически ст. 72 Конституции Украины. Но так или иначе членство Украины в НАТО выдвигается теперь на роль очевидной "горячей темы" для новых выборов и предвыборной агитации, что наверняка не представит выигрышного материала для "Нашей Украины" и ассоциированных с нею партий.
Свою роль в провале НАТОвских планов может сыграть и общее ослабление доверия к власти среди населения. По мере того, как физиономия и специфическая риторика Ющенко вызывает у украинской аудитории все больше разочарования и отвращения, тем более заметным становится падение интереса и в отношении усиленно провозглашаемых им идей и прожектов. В конечном итоге, вполне может оказаться и так, что ставка на прямолинейного и не в меру, по-собачьи преданного лидера "оранжевых" выйдет Вашингтону боком. Еще пара громких скандалов и разоблачений в среде высшего киевского руководства, и тезисы насчет евроантлантической интеграции станут восприниматься всеми с досадой, а "фирменные" угри, которыми сплошь испещрено лицо Виктора Андреевича, в сознании простого украинца представят наглядную метафору "звериного обличья американского империализма".