Расстрелян в праздник Покрова

14 октября - память священномученика Александра Агафонникова

0
259
Время на чтение 6 минут
В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых свыше тысячи новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в 20-м веке. Среди них был и свящ. Александр Агафонников.

Как пишет краевед В.Кордюков, священник Александр Агафонников родился в 1881 году. В 1907 году был назначен в церковь с.Монастырщина Вятской епархии. Летом 1915 года[1] (по другим данным, в 1914-м[2]) переведен служить в Спасскую церковь села Спасо-Талица.

За несколько лет до этого, в 1910 году, храм был расширен - в память избавления от смерти Императора Николая II и его семьи при аварии яхты "Штандарт" 29 августа 1907 года. 11 ноября 1910 года перестроенный храм освятил епископ Вятский Филарет (Никольский).[3]

Каким он был, первый спасо-талицкий год о.Александра Агафонникова? Ведь жизнь на новом месте всегда полна яркими впечатлениями. Может, и для о.Александра год 1915-й был "необычайным",[4] как выразилась одна из вятских газет.

Но чем же, по мнению газетчиков, он был необычаен? Дело в том, что Пасха 1915 года была очень и очень ранняя - 22 марта (4 апреля нового ст.). Даже Благовещение Пресвятой Богородицы (оно отмечается, как известно, 25 марта/7 апреля) пришлось на Светлую пасхальную седмицу, а не, как обычно, на Великий пост. Да и сам Великий пост начался 2/15 февраля. Православные знают, что ежегодно в этот день празднуется великий праздник Сретения Господня. Так вот, в 1915 году из-за раннего начала поста "неподвижный" праздник Сретения сдвинулся на день раньше - 1/14 февраля.

"Такого "ключа границ" не было со времен Бориса Годунова и снова повторится только через 500 лет", - отмечала газета "Северное слово".[5] Термин "ключ границ" и вообще само празднование православной Пасхи было установлено еще в 4-м веке, Никейским собором, который состоялся в 325 году.[6]

Летом того же 1915 года, 15 июля, исполнилось 900 лет со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Было повелено "повсеместно совершить торжественные богослужения, устроить крестные ходы и производить весь день колокольный звон в церквах".[7] Уверен, все это было в Спасо-Талице у о.Александра Агафонникова и у его родных братьев - священников Николая и Василия, которые служили в других храмах епархии. И во время общехристианской радости они также молились о здравии своего отца, иерея Владимира Агафонникова.

А 10 декабря 1915 года газета "Северное слово" сообщала, что "ожидается сегодня"[8] приезд в Вятку нового губернатора Николая Андреевича Руднева. Конечно, Руднев ехал через Оричи, - здесь идет железная дорога из столицы - и, вполне возможно, спасо-талицкий настоятель знал об этом (и молился о новом главе губернии).

По церковному календарю 10 декабря - день памяти свят. Иоасафа Белгородского (в спасо-талицком храме находится замечательная икона святого). Н.А.Руднев подъезжал к месту своего назначения, еще не зная, что в Вятке полным ходом шло строительство Феодоровской церкви, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы династии Романовых. Как отмечали газеты той поры, оно посвящалось "в память св. угодников Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Серафима Саровского, Анны Кашинской и др."[9] То, что были выбраны имена этих святых, не случайно - их прославление или восстановление почитания свершилось в царствование Императора Николая II.

Личность же самого Н.А.Руднева, последнего вятского губернатора до 1917 года, лучше всего характеризуют следующие слова: "Мы все обязаны во имя блага дорогой Родины исполнять спокойно каждый свое дело".[10]

В годы Первой мировой войны такие слова звучали как напутствие. Это понимали не только государственные мужи - все истинные слуги России. Не случайно в первый день Рождества нового, 1916 года, по указанию Св.Синода, вместо традиционного благодарственного молебна "об избавлении России от нашествия Наполеона был отслужен просительный молебен о даровании победы русскому оружию и оружию союзников".[11]

Известно, что за время своего служения в Спасо-Талице отец Александр Агафонников состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. Осенью 1914 года получил архипастырское благословение "за труды по церковно-школьному делу". В 1917 году назначен благочинным по 1-му округу Орловского уезда.[12]

В 1918 году, как говорится в житии о.Александра, он был переведен в Вятку.[13] Впрочем, по другим сведениям, это случилось позже - в 1919 году. В Вятке он служил всего несколько месяцев и уже в июле 1919 года назначен в Троицкий собор г.Котельнича.[14] Если батюшка ехал к месту своей новой службы в поезде, то, бесспорно, из окна вагона увидел в последний раз купол спасо-талицкого храма, которому отдал несколько лет жизни...

Именно в Котельниче в конце 1926 года о.Александр оказался вовлечен в события, которые были судьбоносными для всей Русской Православной Церкви.

В то время в городе отбывал ссылку митрополит Казанский Кирилл (Смирнов).[15]

Митрополит Кирилл (Смирнов) - род. в 1863 году в г.Кронштадте. В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, рукоположен во священники. В 1902 году после смерти жены и дочери принял монашество. В 1904-1920 годах - еп.Гдовский (викарий С.-Петербургской епархии), последовательно второй, первый викарий С.-Петербургской епархии, еп.Тамбовский и Шацкий. В 1908 году перед своей кончиной св. прав. Иоанн Кронштадтский просил, чтобы его отпевал еп.Кирилл. В 1913 году возведен в сан архиепископа. По ходатайству и трудами Владыки совершилось прославление свят.Питирима Тамбовского. Член Поместного Собора 1917 - 1918 годов. С 1920 года - митрополит Казанский и Свияжский.[16]

Вот как характеризует святителя одно из авторитетных исторических изданий: "Митрополит Кирилл - одна из самых выдающихся, величественных фигур в истории Русской Православной Церкви 20 века. <...> Немного найдется примеров святителей столь безупречных, соединивших в своем подвиге горячую молитву с кипучей архипастырской деятельностью, достоинство высочайшего сана - с величавой простотой, смирением и любовью, могучий интеллект и удивительное пастырское призвание - с самоотвержением многолетнего узника, способность всегда и всем говорить правду - с вынужденным молчанием".[17] Даже в материалах ОГПУ говорится о том, что Владыку называли "святым митрополитом".[18]

Осенью 1926 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) со своими сподвижниками начал собирать подписи епископов под актом избрания Патриарха. Семьдесят два Владыки назвали кандидатом на Патриарший престол митрополита Кирилла. Но в дело вмешалось ГПУ, проведя стремительные аресты.[19] Как следует из жития о.Александра Агафонникова, именно на квартире священника был арестован митр. Кирилл.

В начале 1927 года в Вятской тюрьме Владыку Кирилла посетил Е.А.Тучков, начальник Шестого отделения секретного отдела ГПУ, занимавшегося исключительно церковными вопросами. Тучков предложил митрополиту сделку: возглавить Русскую Церковь в обмен на ряд уступок. Владыка ответил: "Евгений Александрович, Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь".[20] После этого митр. Кирилл не был на свободе ни дня (расстрелян в 1937 году; канонизирован, как и о.Александр Агафонников, Архиерейским Собором 2000 года - день памяти свт. Кирилла 7/20 ноября).

Что касается о.Александра Агафонникова, то решение о его аресте было принято 7 января 1927 года,[21] в праздник Рождества Христова. На следующий день, 8 января, батюшку арестовали. Вскоре последовал приговор, трехлетнее заключение. После освобождения о.Александр жил и служил в течение 1930-1933 годов в вятских храмах. А потом по совету своего брата о.Николая, служившего в Подмосковье, переехал и служил в храме с.Лемешово Подольского района.[22] Здесь он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Расстрелян и похоронен на полигоне Бутово под Москвой. Здесь же расстреляны и похоронены: 5 ноября старший брат батюшки о.Николай[23], а 9 декабря - младший брат о.Василий Агафонниковы. Только с 8 августа 1937-го по 19 октября 1938 года в Бутово было расстреляно 20675 человек.

Священник Александр Агафонников принял мученическую кончину 1/14 октября - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы - 1937 года.[25]



ПРИМЕЧАНИЯ:
Специально переработано для "Русской линии". Впервые опубликовано в книге "Золотой свет (Святыни и праведники Оричевского района)". Киров, 2003. С.46-51.
1. Кордюков В. Из рода Агафонниковых // Вятский епархиальный вестник. 1999, N10. С.7.
2. См. электронную версию журнала "Московские епархиальные ведомости" // http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
3. ВЕВ. 1910. N49. С.1448-1450.
4. Необычайный год // Северное слово. 1915. N4, 6 янв. С.3.
5. Там же. С.3.
6. Руководство к Пасхалии. Б.м., "Град Китеж", 1993 (Репринт. изд. 1853 г.). С.36, 37; 40-43.
7. Северное слово. 1915, N140, 4 июля. С.3.
8. Там же. 1915, N260, 10 дек. С.4.
9. Цит. по: Пересторонин Н. Загадки и разгадки Феодоровской церкви // Вятский край. 2000, 24 июня. (Книжка в газете). С.5.
10. Цит. по: Кировская областная дума 1-го созыва. Киров, 1997. С.46.
11. Рождественский молебен // Северное слово. 1915, N271, 23 дек. С.4.
12. Кордюков В. Указ. соч.
13. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
14. htpp://kuz3.pstbi.ccas.ru
15. Вострышев М. Во имя правды и достоинства // Литературная Россия. 1992. N5, 31 янв. С.22.
16. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956. Биографический справочник. М., 1997. Кн.1. С.567-568.
17. Там же. С.569.
18. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
19. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. М., 1994. С.406.
20. Вострышев М. Указ. соч. С.22.
21. htpp://kuz3.pstbi.ccas.ru
22. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
23. Отец Николай также прославлен Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников - его память празднуется 23 октября/5 ноября.
24. Токанова Н. Бутовская Голгофа // http://moskvoved.narod.ru/ref/butovo.htm
25. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Маркелов
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи Артем Маркелов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35