Расстрелян в праздник Покрова

14 октября - память священномученика Александра Агафонникова

В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых свыше тысячи новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в 20-м веке. Среди них был и свящ. Александр Агафонников.

Как пишет краевед В.Кордюков, священник Александр Агафонников родился в 1881 году. В 1907 году был назначен в церковь с.Монастырщина Вятской епархии. Летом 1915 года[1] (по другим данным, в 1914-м[2]) переведен служить в Спасскую церковь села Спасо-Талица.

За несколько лет до этого, в 1910 году, храм был расширен - в память избавления от смерти Императора Николая II и его семьи при аварии яхты "Штандарт" 29 августа 1907 года. 11 ноября 1910 года перестроенный храм освятил епископ Вятский Филарет (Никольский).[3]

Каким он был, первый спасо-талицкий год о.Александра Агафонникова? Ведь жизнь на новом месте всегда полна яркими впечатлениями. Может, и для о.Александра год 1915-й был "необычайным",[4] как выразилась одна из вятских газет.

Но чем же, по мнению газетчиков, он был необычаен? Дело в том, что Пасха 1915 года была очень и очень ранняя - 22 марта (4 апреля нового ст.). Даже Благовещение Пресвятой Богородицы (оно отмечается, как известно, 25 марта/7 апреля) пришлось на Светлую пасхальную седмицу, а не, как обычно, на Великий пост. Да и сам Великий пост начался 2/15 февраля. Православные знают, что ежегодно в этот день празднуется великий праздник Сретения Господня. Так вот, в 1915 году из-за раннего начала поста "неподвижный" праздник Сретения сдвинулся на день раньше - 1/14 февраля.

"Такого "ключа границ" не было со времен Бориса Годунова и снова повторится только через 500 лет", - отмечала газета "Северное слово".[5] Термин "ключ границ" и вообще само празднование православной Пасхи было установлено еще в 4-м веке, Никейским собором, который состоялся в 325 году.[6]

Летом того же 1915 года, 15 июля, исполнилось 900 лет со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Было повелено "повсеместно совершить торжественные богослужения, устроить крестные ходы и производить весь день колокольный звон в церквах".[7] Уверен, все это было в Спасо-Талице у о.Александра Агафонникова и у его родных братьев - священников Николая и Василия, которые служили в других храмах епархии. И во время общехристианской радости они также молились о здравии своего отца, иерея Владимира Агафонникова.

А 10 декабря 1915 года газета "Северное слово" сообщала, что "ожидается сегодня"[8] приезд в Вятку нового губернатора Николая Андреевича Руднева. Конечно, Руднев ехал через Оричи, - здесь идет железная дорога из столицы - и, вполне возможно, спасо-талицкий настоятель знал об этом (и молился о новом главе губернии).

По церковному календарю 10 декабря - день памяти свят. Иоасафа Белгородского (в спасо-талицком храме находится замечательная икона святого). Н.А.Руднев подъезжал к месту своего назначения, еще не зная, что в Вятке полным ходом шло строительство Феодоровской церкви, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы династии Романовых. Как отмечали газеты той поры, оно посвящалось "в память св. угодников Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Серафима Саровского, Анны Кашинской и др."[9] То, что были выбраны имена этих святых, не случайно - их прославление или восстановление почитания свершилось в царствование Императора Николая II.

Личность же самого Н.А.Руднева, последнего вятского губернатора до 1917 года, лучше всего характеризуют следующие слова: "Мы все обязаны во имя блага дорогой Родины исполнять спокойно каждый свое дело".[10]

В годы Первой мировой войны такие слова звучали как напутствие. Это понимали не только государственные мужи - все истинные слуги России. Не случайно в первый день Рождества нового, 1916 года, по указанию Св.Синода, вместо традиционного благодарственного молебна "об избавлении России от нашествия Наполеона был отслужен просительный молебен о даровании победы русскому оружию и оружию союзников".[11]

Известно, что за время своего служения в Спасо-Талице отец Александр Агафонников состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. Осенью 1914 года получил архипастырское благословение "за труды по церковно-школьному делу". В 1917 году назначен благочинным по 1-му округу Орловского уезда.[12]

В 1918 году, как говорится в житии о.Александра, он был переведен в Вятку.[13] Впрочем, по другим сведениям, это случилось позже - в 1919 году. В Вятке он служил всего несколько месяцев и уже в июле 1919 года назначен в Троицкий собор г.Котельнича.[14] Если батюшка ехал к месту своей новой службы в поезде, то, бесспорно, из окна вагона увидел в последний раз купол спасо-талицкого храма, которому отдал несколько лет жизни...

Именно в Котельниче в конце 1926 года о.Александр оказался вовлечен в события, которые были судьбоносными для всей Русской Православной Церкви.

В то время в городе отбывал ссылку митрополит Казанский Кирилл (Смирнов).[15]

Митрополит Кирилл (Смирнов) - род. в 1863 году в г.Кронштадте. В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, рукоположен во священники. В 1902 году после смерти жены и дочери принял монашество. В 1904-1920 годах - еп.Гдовский (викарий С.-Петербургской епархии), последовательно второй, первый викарий С.-Петербургской епархии, еп.Тамбовский и Шацкий. В 1908 году перед своей кончиной св. прав. Иоанн Кронштадтский просил, чтобы его отпевал еп.Кирилл. В 1913 году возведен в сан архиепископа. По ходатайству и трудами Владыки совершилось прославление свят.Питирима Тамбовского. Член Поместного Собора 1917 - 1918 годов. С 1920 года - митрополит Казанский и Свияжский.[16]

Вот как характеризует святителя одно из авторитетных исторических изданий: "Митрополит Кирилл - одна из самых выдающихся, величественных фигур в истории Русской Православной Церкви 20 века. <...> Немного найдется примеров святителей столь безупречных, соединивших в своем подвиге горячую молитву с кипучей архипастырской деятельностью, достоинство высочайшего сана - с величавой простотой, смирением и любовью, могучий интеллект и удивительное пастырское призвание - с самоотвержением многолетнего узника, способность всегда и всем говорить правду - с вынужденным молчанием".[17] Даже в материалах ОГПУ говорится о том, что Владыку называли "святым митрополитом".[18]

Осенью 1926 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) со своими сподвижниками начал собирать подписи епископов под актом избрания Патриарха. Семьдесят два Владыки назвали кандидатом на Патриарший престол митрополита Кирилла. Но в дело вмешалось ГПУ, проведя стремительные аресты.[19] Как следует из жития о.Александра Агафонникова, именно на квартире священника был арестован митр. Кирилл.

В начале 1927 года в Вятской тюрьме Владыку Кирилла посетил Е.А.Тучков, начальник Шестого отделения секретного отдела ГПУ, занимавшегося исключительно церковными вопросами. Тучков предложил митрополиту сделку: возглавить Русскую Церковь в обмен на ряд уступок. Владыка ответил: "Евгений Александрович, Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь".[20] После этого митр. Кирилл не был на свободе ни дня (расстрелян в 1937 году; канонизирован, как и о.Александр Агафонников, Архиерейским Собором 2000 года - день памяти свт. Кирилла 7/20 ноября).

Что касается о.Александра Агафонникова, то решение о его аресте было принято 7 января 1927 года,[21] в праздник Рождества Христова. На следующий день, 8 января, батюшку арестовали. Вскоре последовал приговор, трехлетнее заключение. После освобождения о.Александр жил и служил в течение 1930-1933 годов в вятских храмах. А потом по совету своего брата о.Николая, служившего в Подмосковье, переехал и служил в храме с.Лемешово Подольского района.[22] Здесь он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Расстрелян и похоронен на полигоне Бутово под Москвой. Здесь же расстреляны и похоронены: 5 ноября старший брат батюшки о.Николай[23], а 9 декабря - младший брат о.Василий Агафонниковы. Только с 8 августа 1937-го по 19 октября 1938 года в Бутово было расстреляно 20675 человек.

Священник Александр Агафонников принял мученическую кончину 1/14 октября - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы - 1937 года.[25]



ПРИМЕЧАНИЯ:
Специально переработано для "Русской линии". Впервые опубликовано в книге "Золотой свет (Святыни и праведники Оричевского района)". Киров, 2003. С.46-51.
1. Кордюков В. Из рода Агафонниковых // Вятский епархиальный вестник. 1999, N10. С.7.
2. См. электронную версию журнала "Московские епархиальные ведомости" // http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
3. ВЕВ. 1910. N49. С.1448-1450.
4. Необычайный год // Северное слово. 1915. N4, 6 янв. С.3.
5. Там же. С.3.
6. Руководство к Пасхалии. Б.м., "Град Китеж", 1993 (Репринт. изд. 1853 г.). С.36, 37; 40-43.
7. Северное слово. 1915, N140, 4 июля. С.3.
8. Там же. 1915, N260, 10 дек. С.4.
9. Цит. по: Пересторонин Н. Загадки и разгадки Феодоровской церкви // Вятский край. 2000, 24 июня. (Книжка в газете). С.5.
10. Цит. по: Кировская областная дума 1-го созыва. Киров, 1997. С.46.
11. Рождественский молебен // Северное слово. 1915, N271, 23 дек. С.4.
12. Кордюков В. Указ. соч.
13. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
14. htpp://kuz3.pstbi.ccas.ru
15. Вострышев М. Во имя правды и достоинства // Литературная Россия. 1992. N5, 31 янв. С.22.
16. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956. Биографический справочник. М., 1997. Кн.1. С.567-568.
17. Там же. С.569.
18. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
19. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. М., 1994. С.406.
20. Вострышев М. Указ. соч. С.22.
21. htpp://kuz3.pstbi.ccas.ru
22. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
23. Отец Николай также прославлен Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников - его память празднуется 23 октября/5 ноября.
24. Токанова Н. Бутовская Голгофа // http://moskvoved.narod.ru/ref/butovo.htm
25. http://www.meparh.ru/publications/magazine_910_01/magazine_910.htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. Тов. Сухову, на №6

Дорогой брат во Христе! Дерзну предположить: в Вашем кругу Вас стали меньше понимать/принимать в последнее время. Но скорее всего, Вам только так кажется. Потерпите еще дней 5-6. Только постарайтесь, в меру сил, без ропота, в том числе без ропота на себя. И, дай Бог, просветлеет тогда на душе. Не может не просветлеть! Думается мне, это Вам ниспослано - по милости Божией! - попущение лукавому потерзать Вас. ВО УКРЕПЛЕНИЕ ВАС В ДУХОВНОЙ БРАНИ перед Великим постом... Ангела Хранителя Вам! Не отчаивайтесь!!! ЭКСПРОМТ для Вас (простите, Христа ради, ежели "не в кассу"): Слетают наважденья вмиг, Когда о помощи наш КРИК Немолчно к Богу вознесётся. И... дух злокозненный уймётся!

Александр Б. из Москвы / 11.02.2010

6. Re: Расстрелян в праздник Покрова

Да, Александр, полагаю, Вы правильно поняли. По-любому, как учит Церковь, беды конечно от наших грехов. Полагать можно не правильно, однако "пункты" можно продолжать. г-1) Сидя в бронетранспортёре, и поливая огнем всё вокруг, первым, пошёл вместе с большой компанией в штатском давить баррикаду вместе с людьми. г-2) Когда кругом была ещё не остывшая кровь, а многих развозили и добивали в других местах, переоделся и приехал на автобусе опять с большой компанией. Затем долго исполнял какие-то странные пассы и танцы. А примерно через неделю, натанцевавшись, и наведя марафет, пропустил совершить панихидку уже и православных батюшек. г-3) в начале событий( опять с большой компанией в штатском) залезал на крыши (сплошь охраняемых зданий в центре Москвы) и постреливал оттудова, то по толпе, то по военным (одного из компании по телевизору показали в мёртвом виде с оружием, числящимся за Управлением охраны Президента, а личность так и не установили) д) а ещё (хотя это может быть и плодом больного воображения) наблюдаю иногда этого человека рядом с нашим Святейшим Патриархом на фоторепортажах с публичных мероприятий. Биться с чёрным человеком трудно, ибо брань эта переходит всё время в духовную. Во всяком случае, физически его точно не истребишь(да и незачем). Поражаем его в голову, а он жалит нас в пяту.

тов.Сухов / 11.02.2010

5. Святые новомученики и исповедники российские, молите Христа Бога о нас.

Тов. Сухов, Вы полагаете, что этот человек, ушедший в 37-м от возмездия, - из числа "кгепких джигитов" - кавказских или иных долгожителей?.. Крепости Вам духа и помощи Божией! И себе родимому желаю того же...

Александр Б. из Москвы / 11.02.2010

4. Re: Расстрелян в праздник Покрова

Но разве в этом году Пасха будет не 22 марта по ст.ст.?

Lucia / 11.02.2010

3. "...удалось узнать о своем происхождении"

..., а также и об ошибке вятских газетчиков: "...Дело в том, что Пасха 1915 года была очень и очень ранняя - 22 марта (4 апреля нового ст.). Даже Благовещение Пресвятой Богородицы (оно отмечается, как известно, 25 марта/7 апреля) пришлось на Светлую пасхальную седмицу, а не, как обычно, на Великий пост. Да и сам Великий пост начался 2/15 февраля. Православные знают, что ежегодно в этот день празднуется великий праздник Сретения Господня. Так вот, в 1915 году из-за раннего начала поста "неподвижный" праздник Сретения сдвинулся на день раньше - 1/14 февраля. "Такого "ключа границ" не было со времен Бориса Годунова и снова повторится только через 500 лет", - отмечала газета "Северное слово"..." НЕ ПРОШЛО И 100 ЛЕТ, как повторяется. В этом 2010 году... От 4 апреля 1915 г. до 2 марта 1917 г. оставалось менее 2-х лет... Однако, как ни крути и ни подлаживай, сроки земные - в руце Господней! И никак иначе!!! Да будет на все воля Божия!

Александр Б. из Москвы / 11.02.2010

2. Re: Расстрелян в праздник Покрова

Спасибо за прекрасную статью о мученичестве в Двунадесятый праздник! Прошло много лет... Перенесёмся в 1995 года на Пасху вблизи села Гойское. Мы видим, как поднимаются три креста... на которых распято три человека - русские. Всё прекрасно видно, враг не очень силён, есть вертолёты, пушки... и приказ не шевелиться. Что дальше? Души двоих мучеников отлетают вскоре, а третьего нет. И тут прибыло наконец наше спецподразделение и... и освободило кресты? Нет - расчистило небольшой коридор, но не до самых крестов. По этому коридору подъехал бронетранспортёр, в котором находился единственный человек. Этот человек, с чёрной, как смоль бородой, прицелился из снайперской винтовки и всадил мученику пулю между рёбрами - теми же самыми (анатомически), что и Спасителя. После этого машина уезжает, спецы уходят, с боевиками заключается очередное перемирие, а кресты остаются стоять. Так что это за "человек"? Подумаем. Не тот ли это, кто: а) как раз убивал в революционное время священников, что описано в статье, б) сам ушёл в 37-м от возмездия дявольским поспешением, в) убил маршала Ахромеева в 91-м и развалил Союз, г) поубивал людей в 93-м, ликвидировал Советскую власть, установил власть международной плутократии, а страну привёл на грань уничтожения, д) поставил на ноги, откормил, вооружил, притравил и вывел из под ответственности кровавых собак в 95-м, после чего начал с ними "с понтом войну", г) и наконец, кому в 2010-м, предполагаю, очень "приятно" слушать с православной стороны именно такие вещи и именно в таком контексте, как в данной статье? Почему приятно? Да потому что, "черный человек" тогда отлично выходит из под ответственности, укрывается в тени, а для православных остаётся виноватым кто угодно другой.

тов.Сухов / 11.02.2010

1. Про Агафонниковых

Только благодаря работе краеведов и историков удалось узнать о своем происхождении.У братьн=ев Агафонниковых бабушкой по отцу была Мотрохина Мария Кузьминична, а мы, как выяснилось - потомки ее брата Павла Кузьмича. Родились и выросли в Западной Сибири и о происхождении, конечно, ничего не знали.

Тамара / 11.02.2010
Артем Маркелов:
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи автора