Не мы придумали прошлогодний снег

О проблемах религиозной политики на Украине

23 Сентября 2005 года было издано Распоряжение Президента Украины N 1172/2005-рп "О мероприятиях по реализации государственной политики в сфере межнациональной политики, религий и церкви". Официальной целью появления этого документа, среди прочего, стало "обеспечение... конфессинального согласия в обществе, соблюдения общепризнанных стандартов защиты прав и свобод человека в этих сферах"

Вне сомнений, это Распоряжение является результатом напряженности межконфессиональной обстановки и в перспективе - дальнейшей эскалации многочисленных религиозных конфликтов на Украине. Не следует сейчас говорить о Крыме с проблемами христиан и радикально настроенных мусульман, поскольку помочь в решении этой проблемы Правительство не могло раньше и, тем более, не может теперь, поскольку ни в одном из направлений не определены стратегические приоритеты внутренней политики. Это касается также и церквей. И речь пойдет именно о них. Ведь, не считая деклараций о необходимости образования Поместной церкви, каких-то заметных сдвигов в этом направлении нет. И это понятно.
Большей частью, даже те, кто оперирует этим понятием, представления не имеют, что же именно оно значит на самом деле.

Логика членов правительства вполне понятная - "зачем иметь несколько "церковных партий" со своими многочисленными проблемами и движениями, если можно иметь одну "партию", которая будет требовать намного меньше внимания к себе и, соответственно, не создавать такую головную боль." К тому же, на Украине наиболее влиятельными являются церкви наднационального характера, в частности, Русская Православная Церковь, представленная на территории Государства Украинской Православной Церковью. Большей частью, именно деятельность представителей последней вызывает раздражение у чиновников просторных правительственных кабинетов. Оно и не удивительно - ни одному правительству еще не понравилось отсутствие заигрываний с ним и наличие собственной позиции относительно общественно-политических вопросов. Однако, Правительство не может не считаться с русским православием, в особенности сейчас, когда широкий популизм власти начала заслонять инфляция, энергетический кризис и невыполненные предвыборные обещания по социальному пакету.

С другой стороны, нагнетание межконфессионального напряжения в определенных рамках выгодно самой же украинской власти (как это было и раньше). Очень удобно, знаете ли, пугать "идейных врагов" одного - другим и наоборот, заключая временные сепаратные соглашения со сторонами. Представители руководства Московского Патриархата в Украине, запуганные возможностью передачи храмов в поочередное богослужение (что, кстати, противоречит Конституции), вынуждены идти на компромиссы с властью на местах и обещать поддержку на выборах или же, в крайнем случае, непрепятствование предвыборной агитации той или другой партии среди верующих епархии.

Руководство "Киевского Патриархата", со своим международным нелегитимным положением в Православии, также вынуждено заигрывать с Правительством в обмен на обещания последнего в содействии образования "Поместной церкви" (иначе - легитимации в мировом Православии с помощью того же Константинопольского Патриарха Варфоломея (Архондариса). Что же самое интересное, для власти как нынешней так и предшествующей, международное признание "Киевского Патриархата" отнюдь не обязательно, хотя определенное укрепление его положения на территории Украины является весьма желательным. Зачем?

Цель очень проста - создание довольно мощной, параллельной Московскому Патриархату, "православной" структуры, которая бы целиком и полностью зависела от национальных чиновников. Таким образом, у власти всегда есть "на цепи" религиозная сила, которая по команде иногда угрожает (большей частью, накануне выборов) не достаточно управляемому Московскому Патриархату в Украине. Под давлением этой параллельной "православной" структуры представители руководства УПЦ МП вынуждены искать компромисы с властью в обмен на "восстановление законности" - т. е. прекращение захвата храмов и передачи их в поочередное богослужение (эта процедура является лишь этапом для полной передачи имущества православной общины другой религиозной структуре). Благо - все беззакония являются формально вполне законными благодаря нынешней версии Закона "О свободе совести и религиозных организациях".

Инициировать изменения Закона о религии власти не выгодно и не было выгодно. В то же время, намного удобнее издание Указов, как, например, Указ экс-президента Леонида Кучмы N 279/2002 "О неотложных мероприятиях по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций", который носил исключительно декларативный характер и лишь усиливал межконфессиональные амбиции и взаимные претензии. Ведь подавляющее большинство культовых сооружений строилось еще со времен Российской Империи и господства Русской Православной Церкви. Соответственно, именно УПЦ МП претендует на культовые сооружения, которые сейчас ей не приналежат.

Однако, механизма имущественного правопреемства украинское законодательство для церквей умышленно и не предусматривает, и не последней причиной этого является отсутствие законодательного положения о предоставлении церквам статуса юридического лица. Таким образом, принятие изменений к Закону "О свободе совести и религиозных организациях", приведение его в соответствие с нормами Конституции и международного права является предметом интересов именно Московского Патриархата в Украине, а отнюдь не других религиозных конфессий, которые, в большинстве случаев, владеют своим имуществом вопреки наследственным имущественным нормам.

Если же вдруг мы попробуем вообразить себе фантастический сценарий предоставления церкви статуса юридического лица и разработки механизма имущественного правопреемства для религиозных организаций, возникнет грандиозный религиозный конфликт. Ведь ни одна из религиозных конфессий не уступит даже одним храмом. А здесь их придется передавать целыми списками.

Именно поэтому любые законодательные инициативы о религии с целью приведения законодательства в соответствие с нормами международного права разбиваются о неприступную скалу политики "государственной стабильности".

В то же время, издаются разнообразные указы и постановления "об обеспечении межконфессионального согласия" или "преодоления отрицательных последствий тоталитарной политики" предшествующих правительств. Однако, последствий от этих указов и постановлений не больше, чем от влияния прошлогоднего снега, ведь заранее известно, что все эти "мероприятия" подобны стараниям затушить пламя, размахивая над ним текстами указов.

Вероятно, такой парадокс возможен только в Украине, с её, все еще "непреодоленными последствиями тоталитарного прошлого", когда приведение законов в соответствие с международными нормами угрожает общественным противостоянием. Да, - не мы это придумали. Однако, проблемы придется решать именно нам.

Пресс-секретарь Союза Православных Братств Украины Анатолий Хильченко
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анатолий Хильченко:
В Стране чудес
О рабочей этике народных депутатов Украины а также о том, почему горе побежденным
27.10.2005
Не мы придумали прошлогодний снег
О проблемах религиозной политики на Украине
15.10.2005
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019