Незабытая святыня

11 октября была отслужена первая со времени закрытия литургия в Макарьевской пустыни под Санкт-Петербургом

0
220
Время на чтение 8 минут
Автору этих строк не раз приходилось слышать от духовных наставниц, которые тогда назывались просто: "мои бабушки", рассказы о Макарьевской Пустыни, располагавшейся в 97 километрах от Питера, неподалеку от маленького городка Любань, а еще ближе, всего в десяти километрах, от поселка Шапки. Рассказывали они о своих паломничествах в этот, спрятавшийся среди северных болот, монастырь, как об одних из самых счастливых минут в своей жизни.

Паломничали обычно своим узким "братческим" кругом, но были среди членов Александро-Невского братства (в которое входили мои бабушки) и такие подвижники (как например будущий знаменитый профессор юный Н.А.Мещерский), которые предпринимали паломничество по трясине в одиночку и босиком.

По воспоминаниям бабушек, Макариева Пустынь привлекала к себе не только потому, что находилась в труднодоступном месте, и, кроме того, была один из немногих монастырей в нашей епархии, который не закрывался до 1932 года, но и потому что в обители подвизался прозорливый старец схиепископ Макарий. К нему спешили на исповедь и за советом.

От него бабушки получили и сохранили веру в то, что наступит "духовная весна" в России, что поруганные монастыри и храмы начнут восстанавливаться.

И вот, когда я узнала, что 11 октября в Пустыни будет отслужена первая после многих десятилетий запустения литургия во вновь возведенном храме, я про себя воскликнула: "Как порадовались бы бабушки!", а потом поправила себя: "Так ведь они и радуются!"

Макариева Пустынь отныне будет скитом Свято-Успенского Тихвинского монастыря и восстанавливается она попечительством Божией Матери, почитаемой народом в Ее Тихвинской иконе, на народные пожертвования.

Макариева Пустынь и теперь, как и много столетий назад, и как было во все годы ее существования, так же труднодоступна для "цивилизованных людей", - на машине, на автобусе до монастыря не доедешь, несколько километров нужно идти пешком - дорога сильно раскисла и обязательно нужны высокие резиновые сапоги, да и прорезиненный плащ не помешает. Но именно это и может привлечь тех, кто устал от цивильности, у кого душа изголодалась по первозданности.

Нет здесь сейчас прозорливых старцев, да и братии - раз два и обчелся, нет былого благолепия, но есть святыня, которая хранила это место от полного зарастания "травой забвения" (в прямом и в переносном смысле), - это мощи основателя монастыря преподобного Макария.

Когда я узнала о возрождении Макариевской Пустыни, то решила поподробнее узнать о преподобном Макарии. И обнаружила, что в новейших статьях существует путаница, путают трех Макариев - Римлянина, Олонецкого и Лезневского, а в старых справочниках по русским монастырям эти святые упоминаются отдельно по месту подвигов.

Тот преподобный Макарий, который основал Пустынь на реке Лезне, притоке реки Мги, самый агиографически не прописанный святой - время его жизни и место рождения неизвестно. Исторические документы сохранили упоминание монастыря, начиная с конца XVI века. Сведения эти носят типологические черты - как и многие наши преподобные Макарий был выходцем из большого монастыря, в поисках уединенной жизни, он "избрал для себя непроходимую блотную дебрь, раскинувшуюся на несколько верст по берегам реки Лезны. Очистив от леса место для жительства своего, он построил небольшую деревянную келью и начал в ней подвизаться в посте и молитвах.
Достигнув исполнения своего заветного желания, преподобный Макарий деятельно устремился к точному исполнению обетов отшельнических: молитва, псалмопение, богомыслие были главным занятием преподобного Макария в его келии.
Недолго преподобный наслаждался не нарушенным безмолвием, которого так сильно жаждала его душа : не могла и пустыня укрыть великого подвижника.
Господь по беспредельной и недомыслимой своей благодати, открывает сию пустыню миру, и прерывается его вожделенное уединение. Однажды ночною порою преподобный Макарий, по обычаю своему, стоял на молитве, но молитва его была прервана: кто-то постучал в дверь его убогой келии, и умолял открыть таковую во имя Христа. Услышав мольбу, без сомнения удивился тому преподобный, ещЈ тем более что была нощь, но уступив мольбе, открыл дверь келии, и вошли к нему несколько человек, судя по одежде охотников, по видимому уставших и изнуренных, пустынножитель приветствовал их миром...
Добродетельная жизнь преподобного Макария, его мудрые растворЈнные благодатию Святого Духа наставления, обратили на него общее внимание, и верующие во множестве стекались к нему и получали от него благую помощь: утешение в скорбях надежду на милость Божию, излечение от болезней. Слава, которую он был предпочтЈн от людей по достоинству своей жизни, всЈ более и более распространяющаяся о нЈм по окрестностям ближайших сЈл и деревень, известность его местожительства, приход людей к нему за разными нуждами - всЈ это тяготило душу преподобного, и он покинул место своих первоначальных трудов и решил искать пустыню сокрытую и отдалЈнную от жизненного мира. Выбрав более отдалЈнное и возвышенное, окружЈнное густым лесом место на левом берегу Лезны, в 3-х верстах построил убогую келию.
Но и здесь недолгое время укрывался преподобный от мира, будучи светом мира. Господь чудесным образом явил людям его новое убежище - местопребывание.
Явил его мирянам, людям весьма нуждающимся в духовной помощи - просвещении в искоренении многочисленных суеверных обычаев, существовавших в то время среди них. Своими подвигами он привлЈк к месту сему особую благодать Божию, являющуюся окрестным жителям то в виде столпа огненного, по ночам здесь видимого многими, то в виде облако благоуханного дыма, поднимавшегося отсель к высоте и разливавшего благоухание по окрестностям.
Эти чудесные явления заставили местных жителей проникнуть в глубь пустыни и они отчаянные первым отшествием преподобного, лишившись его медоточных для них бесед, с радостью нашли его там. Тогда-то поняли они вполне те чудные явления, которыя привлекли их туда, куда скрылся от них преподобный, и ещЈ более стали его чтить.
С того же времени вожделенное безмолвие и одинокое житие было прервано навсегда: любовь, которая возросла в народе к преподобному, побуждала их приходить к нему в пустыню; с большим нетерпением жаждали они слышать его богодухновенные беседы и видеть ангелоподобное лицо его, многие подолгу не покидали сию пустынную местность, наслаждаясь ея таинственным спокойствием; а некоторые усердно просили преподобного о позволении на всегда остаться с ним и в близи скромного жилища построить свои келии. И увидел тогда преподобный, что нет сил отказывать мольбам их, что на всЈ воля Божия. Но прежде чем дать на то своЈ согласие, он усердно помолился Творцу Небесному; а потом уже благословил всем, жаждущим подвигов и жизни иноческой, построить свои келии вблизи скромного его жилища, и таким образом положить начало пустынной обители.
Когда последовало благословение и разрешение от преподобного, дабы желающие могли беспрекословно жить около убогой келии; тогда ревнители душевного спокойствия и спасения, спешили в сию суровую пустыню и вверяли всецело мудрому руководству сего аскета и пустынножителя. Мало по малу Макарьевская пустыня населялась иноками".

(из КРАТКОГО ОПИСАНИЯ ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ, составленного иеромонахом Владимиром, СПБ, 1907)

Преподобного Макария при жизни в народе называли чудотворцем за благодатную помощь, которую люди получали по его молитвам, и после кончины поток чудотворений от мощей святого угодника не иссяк.

История монастыря Макариева Пустынь типична для наших северных обителей - немало пострадала она от неприятелей, находивших на пределы Новгородские, во время нашествия шведов под начальством Делагарди, в 1611 - 15 годах, когда они все предавали огню и мечу и разрушали многие монастыри и храмы.

В XVIII столетии из-за малонаселенности обитель была закрыта и превращена в приходской храм (приписана была к Александро-Невской Лавре). Столетие спустя, пришедшие в упадок постройки обители были восстановлены благотворителями, но уже во второй половине XIX столетия разруха в бывшем монастыре была полная. И это при том, как пишет цитировавший выше автор Краткого жизнеописания преподобного Макария:"15 августа (28 по новому стилю - в день Успения Божией Матери) в честь его лучезарной кончины в пустынной церкви совершалось торжественное соборное богослужение, при многочисленном стечении богомольцев. Заметьте, что, когда бывали народныя бедствия, как то: пожары, голод, эпидемические болезни и т.п., тогда, не смотря на чрезвычайно грязную по временам дорогу, из разных мест Новгородской и Санкт-Петербургской губерний, богомольцы массами пешком и на лошадях стремились в Макарьевскую пустынь. Здесь у Раки мощей преподобнаго изливали свои мольбы; свои душевныя скорби открывали как бы живому Преподобному, и по своей вере получали мир и спокойствие. Особенно много богомольцев бывало в те годы; когда случался падЈж скота от сибирской язвы.
Забвение посетило пустынь преподобнаго Макария. Здания, пришедшие в ветхость, обратились в развалины, не сохранилось и следа келий монашеских. Смотря на одинокий пустынный храм, который в свою очередь так же уступал сокрушительной силе времени и постепенно разрушался. Невольная мысль с вопросом входила в душу каждого посетителя пустыни: что-то будет с этим полуразрушенным храмом ? Огласится ли он, как в первобытное его существование пением прославляющим премудрого Творца вселенной.
Беспокойство овладевало посетителями Макарьевской пустыни потому, что сокровище духовное, - св.мощи основателя и первоначальника оной, преподобного Макария, находились под разрушающимся сводами храма"
.

В таком забвении пустынь преподобного Макария находилась более ста лет. В 1894 году монастырю был возвращен прежним статус, но теперь он стал именоваться Воскресенским, а не Успенским, как прежде. Настоятелем монастыря был назначен монах Александро-Невской Лавры Арсений. Зв один год ему удалось восстановить главный храм монастыря и келейные постройки, но уже через год всЈ это погибло в огне пожара.

Иеромонах Арсений был незаурядным человеком. С благословения архиепископа Новгородского Феогноста, строитель о.Арсений в начале февраля 1895 г. вновь приступил к постройке на место сгоревшего нового храма, который вскоре был сооружЈн и освещЈн в честь Успения Богоматери; а над местом где покоятся святые мощи первоначальника преподобного Макария, была построена сень и под сенью поставлена новая рака.

Быстро одно за другим, с разрешения епархиального начальства, возводились здесь необходимейшие постройки-здания, а именно:
- построена временная колокольня,
- довольно обширный одноэтажный братский корпус под железной крышей,
- построена гостиница с залом и 16-ю номерами,
- небольшой странноприимный дом, разделЈнный на две половины: в одной помещаются мужчины, в другой женщины из простолюдинов,
- баня и экономический двор.

Но всего лишь через три года монастырь опять посетило огненное искушение - и опять сгорело почти всЈ, возведенное усердным строителем игуменом Арсением. Однако вскоре Господь послал и утешение - нашелся серьезный благотворитель, который решил помочь возродить монастырь уже не в дереве, но в камне. В 1901 году была освящена Успенская церковь с пределами в честь преподобного Макария и преподобного Арсения. И до самой революции в монастыре шло строительство, росло и число братии, особенно привлекал людей в Макариеву пустынь, уже упоминавшийся мною в начале статьи, старец схиепископ Макарий.

В 1932г. Макариевская пустынь была насильственно закрыта, а в ее стенах устроено сначала какое-то отделение Свирьлага, затем интернат для душевнобольных инвалидов. Отступающие немцы их всех расстреляли.

Владыка Макарий с братией после закрытия монастыря был сослан в лагерь. Освободившись в 1935 году, он поселился недалеко от Любани - в Чудово, тайно руководя своими духовными детьми, постригая и рукополагая достойных. В 1941-1943 годах Чудово находилось почти на самой линии фронта, и Владыка с келейником, скрываясь в соседней деревне, жили у кого-то в избушке. И однажды видит приютившая их старушка странный сон: как будто подъезжает к избе золотая, сияющая ярче солнца карета. Восседает в той карете Всемилостивая Царица, и во всеуслышание провозглашает: "Здесь у меня старец очень устал, надо ему дать отдохнуть". А на следующий день неизвестно откуда пришел католический ксендз, услышавший про православного епископа, и дал совет пробираться за Псков, в Псково-Печерский монастырь. Взяли котомочки, посохи, пошли, добрались до Печор, и там их приняли с почетом. Убит был старец в своей келье от осколка снаряда в 1944 году, когда готовился к обедне. И сейчас в пещерах Псково-Печерского монастыря показывают место его погребения, и рассказывают о подвиге старца исповедника Христова.

Во время войны по Макарьевскому островку проходила передовая, поэтому от монастырских зданий ничего не осталось, в земле лежит много "железа". Место, как мы заметили, навещается "черными следопытами", которые ищут и выкапывают оружие, а найденные кости складывают рядом.

Православные стали ездить сюда примерно десять лет назад. Почин положили прихожане храмов в Любани и в Шапках, во главе со священниками - протоиереем Евгением Бабинцевым и иереем Вадимом Онопченко. Потом поехали и пошли питерцы, а теперь Тихвинский монастырь взял Макарьевскую Пустынь под свой омофор.

"Свято место пусто не бывает" - говорят в народе. Не забывает православное сердце те места, на которых почиет благодать. Потому верим и надеемся, что и те, кто получил в пусть еще не устроенном, бедствующем монастыре благодатные утешения, помощь в житейских делах, и те, кто просто ревнует о возрождении русских святынь, постараются внести и свою лепту в дело возрождение уединенной, на подвиге возросшей и для подвигов созданной, Макариевой Пустыни.

Информацию о том, как и чем можно помочь возрождающейся обители, можно получить от скитоначальника Тихвинского монастыря иеродьякона Давида 7 911 903 3595.

Людмила Ильюнина, специально для Русской линии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51