Полемика по докладу

29.09.2005

Шульгин. Это большое дело. Вы понимаете, ректор ничего подобного не ожидал, он думал, что у него все схвачено. Ведь Калининград - это маленький город, и если ему надо он и с Егоровым, и с Цикилем, который, правда, по слухам будет сейчас заменен на Козлова, сможет решить все вопросы. А тут вдруг все это вышло за границы Калининграда, в котором нет сейчас ни одного сильного патриотического издания. Единственно, кто писал об этом, была Дворник, но ее заставили замолчать. И сейчас у нас ничего нет, кроме, радиостанции "Русский край". Была "Русь Балтийская", но Терентьев, который выпускал ее практически на свои средства, сегодня очень стар. Конечно, он многое сделал в 90-е годы, но сейчас газеты нет, она не издается уже около двух лет.

Участники третьего заседания СППФ

Казин. Я слушал Владимира Николаевича и завидовал, что в Калининграде есть такие люди, как Вы. Владимир Николаевич сочетает в себе темперамент бойца с высокой научной и интеллектуальной квалификацией, и я думаю, что нам в Санкт-Петербурге очень не помешал бы такой человек, потому что сочетание этих качеств - большая редкость. Здесь же надо сказать, что у нас в Петербурге ситуация не многим отличается от того, что Вы описали по поводу Калининграда. Может быть, это не так ярко выражено, и пока никто еще не посмел переименовать наш университет в университет имени какого-нибудь, пусть даже весьма уважаемого, европейского деятеля. Но то, что Вы описали, это собственно модель того, что происходит с так называемой вестарнизацией России по всем возможным направлениям. И конечно, на этой почве складывается иногда весьма парадоксальная ситуация, когда, скажем, имя Канта, основоположника немецкой классической философии великого европейского мыслителя, используется в качестве повода для полемики, которая выходит далеко за пределы кантианства и проблемы Канта как такового. Разумеется, Кант - это как раз образец того, до чего могут дойти европейские безбожные рационалисты на основе антропоцентрического принципа философии, и в этом смысле Кант - это все же далеко не худший представитель науки, который исходил из нравственного императива любви, но ставил его на место Бога. В этом отношении русская культура преодолевала Канта всеми возможными способами, так же как, впрочем, и рационалисты в немецкой культуре. И в этом смысле проблема европейской культуры 19 - н. 20 вв. состояла в том, что она впала в другую крайность, по сравнению с рационализмом Канта. Но факт остается фактом, философия Канта - это страшная концепция, страшная теория познания, это маленькие светящиеся глазки, которые не любят и не хотят видеть бытия. И в этом плане последующие пути развития культуры предначертаны Кантом, здесь я согласен с Владимиром Эрном, провокационно назвавшим одну из своих статей "От Канта к Круппу". В ней он говорит о том, что кантовские категории рационального разума все равно, что круповские пушки в армии, которые ведут к захвату мира, они также агрессивно нацелены на Богом созданное цветущее древо бытия. При этом я хочу отметить, что ситуация здесь еще сложнее. Вы упомянули Владимира Сергеевича Соловьева, который, действительно, очень много сделал, но я должен сказать, что вот журнал "Русское Самосознание" иначе как страшилищем его не называет. Я, конечно, понимаю, что могут быть разные позиции как по отношению к Соловьеву, так и по отношению к Канту, но совершенно очевидно, что мы сегодня должны Вас всячески поддержать в вашей борьбе за то, чтобы Калининград оставался русским городом. И надеемся, что и Вы нас поддержите в нашей борьбе в контексте Санкт-Петербурга, ведь мы сегодня делаем с Вами одно и тоже дело.

Семенов. Вы знаете, Александр Леонидович, я думаю, что у нас сегодня ситуация все же лучше, чем в Калининграде. В Санкт-Петербурге, и в частности в СПбГУ, тоже проводятся разные конференции и здесь тоже действуют так называемые фонды, но, тем не менее, европейцы не могут вести себя в Петербурге так, как, скажем, они ведут себя в Калининграде. Скажем, в этом году иностранцы проводили у нас конференцию на их излюбленную тему толерантности, и на нее пришло сразу одиннадцать иностранных консулов, но все они вели себя очень скромно и сидели довольно тихо. А мы просто не согласились с их мнением - терпимость терпимостью, но ведь должно быть и чувство собственного достоинства. Получилось так, что на конференции говорили не они, а мы, и подобных калининградским безобразий здесь, конечно, не было. Может быть, не стоит этим обольщаться, но это так. Конечно, вместе с этим мы чувствуем, что иностранное влияние есть и в нашей научной среде, среди наших ученых, есть у нас и грантократия и все в этом духе... Но мы должны также понимать, что все это присутствует по всей России, и сегодня нам нужна национальная борьба за русские умы и русскую науку, иначе мы просто погибнем.

Булычев. Я хочу обратить ваше внимание на то, что имя Канта имеет здесь символическое значение, как, впрочем, и всякая калининградская проблема, ибо дух времени отражается во всех этих вопросах. Как правильно сказал Александр Леонидович, не случайно Кант явился яблоком раздора - именно он провозгласил те тезисы, которые откровенно противны русскому духу. Но и калининградская проблема имеет здесь знаковый характер - она как бы сигнализирует нам, что в рамках той идеологической ситуации, которая царит сегодня в нашей стране, ее не решить. Я не представляю, как можно решить эту проблему во всех ее частях и в совокупности, начиная от Канта и кончая вообще судьбой этого анклава, если российское руководство будет придерживаться тех принципов, которые оно исповедует сегодня. Первое - это экономизм, причем в вульгарном его виде, чем-то похожем на марксистский в либеральной упаковке. Согласно такому экономизму Калининградская область обречена войти в ЕС, а это значит, отпасть от России. Поэтому с этой точки зрения проблема не решается. Второе - отсутствие хоть какой-то волевой государственной идеи в административной практике по отношению к вопросу защиты своей территории, которая находится в отрыве от митрополии и окружена странами западной ориентации. То есть, сегодня у наших властей нет какой-то волевой парадигмы, которая бы создала единое информационное пространство в России, обеспечила бы ее военно-политические и военно-экономические интересы. И третье - откровенно западническая ориентация нашего руководства, которое обрекает Калининградскую область на такой отрыв. Поэтому это дело не только тех, кто там живет и решает конкретные проблемы, но и всех русских людей. Нам всем надо поддержать сегодня Калининградскую область и сделать так, чтобы в нашей стране произошел некий духовный и политический перелом в сторону тех энергетически емких и сильных идей, которые позволили бы удержать не только Калининград, но и всю Россию. Сегодня они необходимы, чтобы решить проблему всех "русских берегов", потому что Дальний Восток, Амур, и даже "петербургский берег" еще напомнят о себе. А все эти проблемы не могут быть решены вне наших совокупных усилий, в том числе усилиев гуманитариев, которые должны разрабатывать и идеологические, и геополитические концепции. Поэтому я хочу призвать нас всем, чтобы мы мобилизовали все свои усилия в этой глобальной программе.

Третье заседание СППФ

Симаков. Если произойдет катастрофа и Калининград настолько вестарнизируется, что станет вдруг просто немецким городом, то это будет катастрофа для всей России. Тогда встанет вопрос о Курилах, о Пыталовском районе и т.п., мы начнем постепенно раздавать свою страну, оправдываясь тем, что "так получилось" и что, мол, толерантность... Поэтому калининградская проблема сегодня так важна, и мы должны понимать это. Россия - единая и неделимая страна - вот та основа, на которой должна строится сегодняшняя наша политика. Что касается русской философии и Канта, то надо сказать, что в советский период русская философия была в нашей стране в загоне, ее вообще никто не изучал, у нас существовала критика русской философии с позиций марксизма-ленинизма, но самой философии не было. Поэтому не удивительно, что даже сейчас в наших вузах русскую философию только открывают. Вот скажем, на нашем философском факультете в университете, декан как-то сказал, мол, Маркса мы, конечно, уже пережили и возвращаться к нему не будем, но вот Кант для нас - это как раз то, что надо. То есть люди воспитаны на европейской философии и идеологии, они не хотят даже знать свою философскую традицию, считают ее чем-то маргинальным и постыдным. Наша молодежь не знакома с трудами Ивана Ильина и Льва Тихомирова, и это ведет к плачевным последствиям - в России сегодня наступил мировоззренческий кризис. Выход из этого положения - это углубленное изучение своей русской философской традиции, и я надеюсь, что это наш сегодняшний форум будет способствовать, в частности, и этому.

Чечаничев. Я, к сожалению, не ученый, когда-то занимался административным управлением и так получилось, что представляю на нашем форуме партию "Родина". Хотел бы поделиться с вами своими чисто практическими соображениями. Мне кажется, что проблема, о которой сегодня рассказал Владимир Николаевич, это, конечно, проблема не только Калининграда, но и всей России. У нас сегодня, существует целый ряд подобных проблем, все они, как и переименование калининградского университета, решаются сугубо келейным, а часто и интриганским способом. Это и перенос РГИА в другое здание, и строительство в Петербурге китайского квартала и целый ряд других дел. Поэтому особо приятно, что в Калининграде есть такие люди, как Владимир Николаевич. Тем не менее, я думаю, что все это вопрос нашей жизни и веры, отчасти даже богообщения, которого у нас крайне мало. Мне совершенно ясно, что человеческими усилиями мы вряд ли что-то сможем с вами сделать, ибо здесь работают технологии, которых у нас нет и в помине. Тем более, как православные христиане мы должны понимать, что все в руках Божьих, и насколько мы будем устремляться к Творцу, настолько Он и будет благоволить к России. Вместе с тем, нам надо прилагать все свои усилия, чтобы исправить эту сложную ситуацию. И в первую очередь, здесь нужно говорить о просвещении народа, ведь у наших соотечественников сегодня совершенно иные, отличные от православия ценности, им нужны деньги, квартира, машина и какая им разница будет в России русская идея или нет. Сегодня в русском народе нет веры, а значит, нет тех ценностей, которые могли бы побудить его исправить сложившееся положение дел. Поэтому от каждого из нас сегодня требуется апостольское служение, ибо все мы православные русские люди и живем в России. И я убежден, что с решением этой проблемы, решатся и все остальные.

Дверницкий. Я не могу полностью согласиться с Вашей позицией. В данном случае вызов брошен не православию, а "русскости", то есть нам, русским людям. И то, что на нашей стороне православие - это очень хорошо, но это не значит, что мы должны самоуничижать себя. Ведь самое опасное, что этот вызов поражает наше самосознание, и поэтому отстаивать его нам надо с особым старанием. И мне очень приятно, что это понимает Владимир Николаевич, который делает, тем самым, большое дело для всей России. Хорошо бы понимать это и представителям "Родины"... Ибо только, когда русский будет православным, государственником, имперским человеком - он будем русским, и мы победим только тогда, когда не будем разделять все эти понятия.

Астахов. Хочу сказать пару слов, исходя из практических соображений. Думаю, имеет смысл еще больше, чем сейчас, задействовать в этом вопросе потенциал Русской Православной Церкви. Потому что в решении Вашей, Владимир Николаевич, проблемы церковь тоже весьма заинтересована. И если сейчас у Вас есть какой-то прямой контакт с епархиальным руководством, то его стоит расширить и выйти, может быть, даже на Патриарха. Потому что эта проблема не только региона, а как уже было сказано, всей России, и Церковь должна высказать по этому вопросу свою позицию. Здесь, наверное, Вам следует привлечь какие-то средства массовой информации, и не просто патриотические, а именно церковные. Ведь можно разобрать философию Канта с церковных позиций, написать об этом статью и разъяснить простым людям, не искушенным в философских тонкостях, почему эта личность являет собой отрицательную духовную сущность. И почему, скажем, не допустимо даже такое словосочетание, как "Российский университет имени Канта".

Степанов. Я думаю, что мы вполне правильно подняли этот вопрос. Как показало обсуждение, он имеет широкий общезначимый контекст. Хотя, казалось бы, переименовали университет, ну что тут такого. Однако переименование Калининградского университета - это, действительно, удар по нашему самосознанию. Может быть, если бы Россия была на зените своего могущества, такая щедрость и была бы позволительна, и переименование одного из университетов именем иностранного ученного, который здесь когда-то жил, было бы оправдано. Но в нынешних условиях, когда Россия находится в ослабленном положении, каждая такая уступка, пусть, даже такая мелкая, очень болезненно сказывается на нашем самосознании. Потому что, как в стихах Лермонтова, "мы долго, молча, отступали", и сегодня на калининградских рубежах дается вот этот бой, это сражение, исход которого важен для всей России. Поэтому сегодня вся наша русская патриотическая и православная общественность должна поддержать Владимира Николаевича Шульгина и его единомышленников. Ибо это, действительно, культурная экспансия против России. И если еврейство захватило наши финансовые ресурсы, азербайджанцы - наши торговые рынки, то немцы действуют, как культурная нация, более культурными способами, но это тоже экспансия. И вот в этом отношении, позиция новой власти в Калининграде и властей в Москве зависит и от нашей с вами позиции. Поэтому сегодня очень важно, сумеем ли мы с вами четко и ясно обозначить русские интересы и заставить власти считаться с ними. И чтобы позиция русской общественности была обозначена и повлияла на окончательное принятие решения по этому вопросу, мы решили создать специальное обращение в поддержку калининградских ученых.
Недавно мы обсуждали работу нашего форума, и вот А.Л.Казин очень точно сказал, что вся наша работа последние десять лет состоит только в том, что мы обсуждаем проблем нашей жизни. И, надо признать, это обсуждение приносит свои плоды, и сейчас духовная и идеологическая атмосфера в обществе изменилась, все мы это ощущаем. Нам надо продолжать эту работу, и я думаю, что очень хорошо, если мы поддержим Владимира Николаевича, и попытаемся таким образом воздействовать на эти процессы. И с другой стороны, очень важно, что мы смогли установить живой контакт между русскими людьми в Петербурге и Калининграде, чтобы эти связи помогали нам в нашей совместной деятельности и борьбе, тем более, что современное развитие средств массовой коммуникации только способствует этому.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от monarhist
05.12.2019
Либерализм как греховная идея
Новый комментарий от Александр Волков
15.11.2019
Александр Щипков: О задачах русского реалистического театра
Новый комментарий от Александр Волков
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Ортодоксос
05.12.2019